Шаровая опора забойного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соввтскин

Соцнапистнческик

Республик

ОПИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

976001 (6l ) Дополнительное к авт. с вид-ву (22) Заявлено 25 05. 81 (21) 3293492/22-03 с присоединением заявки,% (23) ll риоритет

Опубликовано 23.11.82, Бюллетень №43

Дата опубликования описания 27 . 11.82 (51) М. Кл.

1Ъеударстекнный кемнтет

СССР

Е 21 В 4у00 по делам нзобретеннй и аткрытнй (53) УДК 622.243. .92.05(088.8) (72) Авторы изобретения

Я.А. Эдельман, В.К. Полшков и Х.Л. Абиян т .

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знам нЫ научно-исст1едовательский институт буровой техники (71) Заявитель (54) ЮАРОВАЯ ОПОРА ЗАБОЙНОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к технике бурения скважин забойными двигателя1 ми, а конкретно - к опоре забойного . двигателя.

Известна шаровая опора забойного двигателя, состоящая из подшипника и проточных фонарей, изменяющих направление потока рабочей жидкости.

Центрирование подшипника осуществляется по внутреннему диаметру за счет

1О установки его на валу двигателя (1).

Такая шаровая опора имеет тот недостаток, что во время бурения, из" за отсутствия центрации наружных деталей подшипника, происходит радиаль", ное перемещение их. В этом случае нарушается работа подшипника и наступает быстрый износ.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является шаровая ГО опора, содержащая многорядный шаровой подшипник, проточные фонари над и под подшипником, втулку с промывочными каналами, наружная поверхность

2 которой сопряжена с внутренней обоймой подшипника (2).

Эта опора обладает существенными недостатками, препятствующими ее использованию. Во-первыМ, весьма затруднен монтаж такой опоры, так как нужно предпринимать меры к тому, чтобы многорядный;подшйт1нйк при установке не рассыпался. Во-вторых, во время бурения, из-за отсутствия жесткого соединения втулки с валом, происходит ее осевое перемещение и вращение относительно вала. В этом случае наступает износ внутреннего диаметра втулки и наружных ребер, контактирующих с внутренней поверхностью подшипника. Это приводит к появлению люфтов и к интенсивному износу всего опорного узла забойного двигателя.

По этой причине шаровые опоры с такими втулками не нашли практического применения.

Целью изобретения является повышение стойкости опоры за счет предот3 97600 вращения вращения втулки относительно вала, упрощения и уменьшения трудоемкости ее монтажа s забойном двигателе, Указанная цель достигается тем, что концевые участки втулки выполнены с экцентричными поясками, а фонари имеют ответные им эксцентричные пояски.

На фиг. 1 показана шаровая опора, установленная в забойном двигателе, 1О продольный разрез; на фиг, 2 - сечеwe А"A на фиг, 1.

Шаровая опора состоит из многорядного шарового подшипника 1, устанавливаемого по внутреннему диаметру 1% на втулке 2 с промывочнми каналами 3.

Центрирование внутренних обойм 4 подшипника 1 осуществляется по наружному диаметру втулки 2. По концам втулки установлены проточные фонари 5. щ

Соединение фонарей 5 с концевыми участками втулки 2 происходит по трем цилиндрическим пояскам 6, 7 и 8, из которых пояски 6 и о соосны с подшипником 1, а поясок 7 выполнен с экс- гц центриситетом. Шаровая опора установлена и закреплена на валу 9 и в корпусе 10 забойного двигателя.

При сборке на втулку 2 одевают фонарь 5, подшипник 1и второй фонарь щ

5. Затем оба фонаря 5 проворачивают относительно втулки 2, чем создают напряженнность посадки фонарей 5 на втулке 2, позволяющую при помощи подъемных средств беспрепятственно вести монтаж шаровой опоры, собранной в виде отдельного агрегатного узла, на вал забойного двигателя.

При затяжке механическим ключом пакета роторов турбины на валу двигателя происходит осевое относительное смещение фонарей 5 вдоль втулки

2, благодаря чему обеспечивается необходимое торцовое сжатие деталей подшипника 1.

В процессе работы втулка 2 не бу- дет вращаться относительно подшипника 1 и вала 9, Собранная шаровая опора данной конструкции представляет собой агре1 4 гатный узел, при операциях с которым, включая монтаж в забойном двигателе, исключаются случаи рассыпания деталей подшипников и значительно облегчается работа по сборке забойного двигателя. А при приложении к торцам опоры (ее фонарей) осевого усилия затяжки при креплении роторнсй гайкой механическим ключом с моментом, многократно превосходящим усилие от проворота фонарей на втулке вручную и вес собранной шаровой опоры, обеспечивается осевое смещение фонарей по втулке и создается требуемое сжатие пакета роторов. Разборка опоры также не вызывает никаких трудностей. Использование опоры забойного двигателя облегчает ее монтаж и повышает стойкость, что увеличивает производительность труда и сокращает расход опор.

Формула изобретения

Шаровая опора забойного двигателя, содержащая многорядный шаровый подшипник, проточные фонари над и под подшипником, втулку с промывочными каналами, наружная поверхность которой сопряжена с внутренней обоймой подшипника, отличающаяся тем, что, с целью повышения стойкости опоры за счет предотвращения вращения втулки относительно вала, упрощения и уменьшения трудоемкости ее монтажа в забойном двигателе, концевые участки втулки выполнены с эксцентричными поясками, а фонари имеют ответные им эксцентричные пояски, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Иоанесян Ю.Р. и др. Современная техника турбинного бурения. Киев, "Техника", 1977, с. 7, рис. 2.

2. Иоанесян Ю.P. и др. Турбобуры с подшипниками качения, И., "Недра", 19?О, с. 80, рис. 39 (прототип) .

976ОО1

9 10

Фиг. 1

A-Д

Фиг.d

Составитель А. Сергачев

Редактор A. Шандор Техред M Гергель Корректор, О, Билак

Заказ 957/53 Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !

13035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Ч