Система смазки турбовинтового двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалйстических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 976117

1 т

Ф

««r (61) Дополнительное к авт. свнд-ву

< (22)Заявлено 12.09 ° 79 (21) 2816948/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

F 02 С 7/06

ВкуАэдствиюЫ1 ФОнктвт

СССР ю аалан кзюбрвтекнй в вткрыткЯ

Опубликовано 23. 11. 82. Бюллетень М 43 (53-) УДК629 7 .036(088.8) Дата.опубликования описания 23. 11.82 (72) Авторы изобретения

А.Г. Гришков, B,À. Шилов, В.Д. Савинова, И.П. Крыгин, А.А. Кармонов и В.Н; Гудков с ñó .". (7l ) Заявитель (54) СИСТЕИА СИАЗКИ

ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относмтся к системам смазки турбинных установок.

Известна система смазки турбовинтового двигателя, содержащая нагнетающий и откачивающие маслонасосы, бак подпитки и маслосборник, связан5 ный с полостями высокого давления и слива лабиринтных уплотнений ротора 513Недостатком указанной системы является относительно низкая надежность,о при работе двигателя в замкнутом контуре аэродинамической трубы.

Целью изобретения является повышение надежности при работе двигателя в замкнутом контуре аэродинамической трубы.

Указанная цель достигается тем, что система дополнительно содержит емкости, установленные снаружи двигателя и соединенные трудопроводами с полостями слива лабиринтных уплотнений.

Причем система снабжена маслоотделителем, установленным на баке подпитки и соединенным при помощи распределительного устройства с областью пониженного давления аэродинамической трубы.

Кроме того, полости высокого давления лабиринтных уплотнений соединены посредством каналов с атмосферой.

На чертеже схематично изображена система смазки турбовинтового двигателя.

Система смазки содержит нагнетающий 1 и откачивающие 2 маслонасосы, бак 3 подпитки и маслосборник 4, связанный с полостями 5 и 6 высокогодавления и слива лабиринтных уплотнений

7 ротора 8, дополнительные емкости 9, установленные снаружи двигателя 10 и соединенные трубопроводами ll с полостями 6 лабиринтных уплотнений 7, маслоотделитель 12, установленный на баке 3, соединенный при помощи распределительного устройства 13 с областью

14 пониженного давления аэродинамичес3 97611 кой трубы 15 трубопроводами 16 и 17.

Трубопровод 18 соединяет радиатор 19 водяного охлаждения масла с нагнетающим маслонасосом 1. Система смазки содержит воэдухоотделитель 20, сообщенный трубопроводом 21 с радиатором

19 водяного охлаждения масла, а каналы 22 и 23 соединяют полости 5 высокого давления лабиринтных уплотнений

7 с атмосферой. Воздух в двигатель 10 >о поступает по всасывающей магистрали

24 аэродинамической трубы 15, а выхлопные газы поступают в нагнетающую магистраль 25 трубы 15.

Система смазки работает следующим образом.

Вначале масляные .магистрали двигателя 10 заполняют иэ бака 3 подпитки, затем масло поступает в нагнетающий маслонасос 1, а иэ него к деталям ре- 1© дуктора и подшипников ротора 8.На вхо" де в нагнетающий маслонасос 1 поток масла смешивают с потоком масла, поступающего по трубопроводу 18 иэ радиатора 19 водяного охлаждения масла.

Масло иэ деталей редуктора и полостей

6 сливается в маслосборник 4, откуда оно откачивается маслонасосами 2 в воэдухоотделитель 20, куда также подают масло с заднего подшипника рото- Эв ра 8. Освобожденное от воздуха масло направляют по трубопроводу 2 1 в радиатор 19 водяного охлаждения масла. Выделенный из масла воздух отводят в верхнюю часть бака 3 подпитки. Э5

Для предотвращения переливания мас" ла иэ полостей 6 лабиринтных уплотнений 7 при вакуумировании аэродинамической трубы 15 воздух из верхней час"

46 ти бака 3 подпитки откачивают через распределительное устройство 13,маслоотделитель 12 и трубопроводы 16 или

17. При пуске компрессора двигателя t0 иэ-эа разности давления во всасывающей 24 и нагнетающей 25 магистралях аэродинамической трубы 15 воздух иэ верхней части бака 3 подпитки поступает в область 14 пониженного давления всасывающей магистрали 24 через трубопровод 16. При прохождении воздуха с парами масла через маслоотделитель 12 масло оседает на его стенках и сливается в нижнюю часть, а затем - в дополнительную емкость (не показана). 55

При запуске излишек масла из полости 6 слива лабиринтных уплотнений 7 по трубопроводам 11 поступает в лоп л.7 4 нительные емкости 9, а для увеличения противодавления в полостях 5 последние соединены каналами 22 и 23 с атмосферой.

При работе аэродинамической трубы

15 на вакуумирование область 14 пониженного давления будет находиться в нагнетающей магистрали 25 трубы 15, поэтому распределительное устройство

13 соединяет бак 3 подпитки через трубопровод 17 с областью 14 пониженного давления, Предлагаемое выполнение системы позволяет устранить натекание масла на пусковых и рабочих режимах, увеличить мощность откачки масла из эаднего подшипника компрессора, обеспечить равномерность заполнения маслом системы и повысить надежность работы системы смазки на всех режимах работы двигателя в замкнутом контуре аэродинамической трубы.

Формула изобретения

1. Система смазки турбовинтового двигателя, содержащая нагнетающий и откачивающие маслонасосы, бак подпитки и маслосборник, связанный с полостями высокого давления и слива лабиринтных уплотнений ротора, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности при работе двигателя в замкнутом контуре аэродинамической трубы., система дополнительно содержит емкости, установленные снаружи двигателя и.соединенные трубопроводами с полостями слива лабиринтных уплотнений.

2. Система по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена маслоотделителем, установленным на баке подпитки и соединенным при помощи распределительного устройства с областью пониженного давления аэродинамической трубы.

3. Система по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что полости высокого давления лабиринтных уплотнений соединены посредством каналов с атмосферой.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Шерлыгин Н. А. Конструкция и эксплуатация авиационных гаэотурби ных двигателей. М., "на иин<.. и:-ение", 1969, с. 184-190.