Центробежная муфта шишкарева

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

i

Ф (72) Автор изобретения

M. П. Шишкарев и (Vl ) заявитель (54) БЕНТРОБЕЖНАЯ. МУФТА ШИШКАРЕВА

1

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения.

Известна центробежная муфта, содержащая две концентрично расположенные полумуфты, взаимодействующие через инерционные колодки Г1 3 .

Недостатком ее является невозможность полного отключения полумуфт, поскольку колодки не подпружинены в сто1О рону отключения и могут связывать полумуфты при. стоянке под действием .веса колодок.

Известна также центробежная муфта„ содержашая ведомую полумуфту, расположенную в ней ведущую полумуфту и смонтированные на ней с возможностью поворота инерционные колодки с рычагами, контактирующими с наружными концами пружин сжатия, расположенных радиально Р2 3 .

Недостатками известного устройстве являются низкие эксплуатационные возможности из-за включения полумуфт при .повышенных оборотах.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем включения полумуфт при определенном числе оборотов и отключения их при более высоком числе оборотов.

Поставленная цель достигается том, что центробежная муфта, содержащая ведомую полумуфту, расположенную в ней ведущую полумуфту и смонтированные на ней с возможностью поворота инерционные колодки с рычагами, контакти% ,руюшими с наружными концами пружин сжатия, расположенных радиально, снабжена инерционными грузами, шарнирно смонтированными на ведущей полумуфте и контактирующими с внутренними концами пружин сжатия, и упором, ограничивающим радиальное перемещение инерционных грузов.

На чертеже показана центробежная муфта, общий вид.

3 97614

Центробежная муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт. На ведущей полумуфте на осях.З установлены инерционные колодки 4, а на осях 5— инерционные грузы 6. Все колодки могут поворачиваться вокруг своих осей. Грузы 6 имеют карман, закрываемый крышкой 7 и предназначенный для размещения в нем дополнительного груза, например, в виде дроби. Между колодками 4 и гру- 10 зами 6 размещены пружины 8. Грузы 6 в нерабочем состоянии опираются на упор 9, закрепленный на полумуфте 1 колодки 4, и контактируют с пружинами

8 через рычаги 10. 15

Центробежная муфта работает следующим образом.

При разгоне ведущей полумуфты 1 колодки 4 под действием центробежных сил прижимаются к внутренней цилиндри-20 ческой поверхности ведомой полумуфты

2, преодолевая усилие пружин 8. При достижении ведущей полумуфтой номинальной скорости муфта передает номинальный крутящий момент. Грузы 6 под 25 действием центробежных сил также поворачиваются вокруг осей 5, сжимая пружи-: ны 8. Сила сжатия пружин при номиналь ной скорости состоит из суммы центробежных сил, создаваемых колодками и грузами. Вес грузов 6 подобран таким, Что при номинальной скорости они создают центробежную силу, дополнительно сжимающую пружины 8, обеспечивая при этом силу прижатия колодок 4 к полумуф- те 2, необходимую для передачи номинал ного крутящего момента. При дальнейшем увеличении скорости вращения полумуфты

1 увеличивается центробежная сила колодок 4 и грузов 6. При этом центробежная сила колодок 4. определяется формулой

Источники информации, 50 принятые во внимание при экспертизе центробежная муфта, с одержащая ведомую полумуфту„расположенную в ней ведущую полумуфту и смонтированные на ней с возможностью поворота инерционные колодки с рычагами, контактирующими с наружными концами пружин сжатия, распо.юженных радиально, о т л и ч а ю— .ш а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем включения полумуфт при определенном числе оборотов и отключения их при более высоком числе оборотов, она снабжена инерционными грузами, шарнирно смонтированными на ведущей полумуфте и контактирующими с внутренними концами пружин сжатия, и упором, ограничивающим радиальное перемещение инерционных грузов.

1. Поляков B С., Барбаш А. Д., Ряховский О. А. Справочник по муфтам.

Л., "Машиностроение, 1979, с. 296, рис. Vll) .9.

2. Там же, с. 286, рис. Ч1П 1б (прототип) . — 2

Jl г., 9оо где G„вес колодки;

cg — ускорение силы тяжести; г — расстояние от оси муфты до

1 центра тяжести колодки;

n — скорость вращения муфты.

Центробежная сила грузов 6 определяется формулой

5 г7: "2

2 п

2 g 9oo где, 4g - вес колодки; расстояние от оси .муфты до центра тяжести груза.

6 4

Из формулы видно, что центробежная сила грузов 6 при дальнейшем увеличении скорости увеличивается в большей степени, чем центробежная сила колодок

4, потому что величина г1 остается неизменной, тогда как величина rg увеличивается. При этом наступает момент, когда сила сжатия пружин 8поддействием центробежных сил грузов 6 становится равной центробежной силе колодок 4, и при дальнейшем увеличении скорости колодки 4 отжимаются от полумуфты 2,и передача крутящего момента прекращается. Изменением веса грузов 6 путем увеличения или уменьшения дополнительного груза, помешаемого в карман, можно добиться изменения диапазона угловых скоростей, в котором происходит передача крутящего момента.

Применение данной муфты позволит ограничить передачу крутящего момента в определенном диапазоне угловых скоростей, что важно для предохранения от поломок ведомых механизмов.

Формула изобретения

976146

Составитель И. Яцунов

Редактор P. Видика Техред М.Коштура Корректор И. Ватрушкина

Заказ 8972/61 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4