Устройство для определения углового положения буксирного кабель-троса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистические

Республик

< )976295

ОП HCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6 I ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 14. 05. 81 (21) 3287437/18-24 с присоединением заявки М (23 ) П рно ритет

Опубликовано 23,11,82. Бюллетень №43

Дата опубликования описания 23. 11.82 (5t)M. Кл.

Q 01 0 13/04

1есудерстееннын кбянтет

СССР ао Денни изобретений н открытей (53) УДКq31.74:

: 681 . 2 (088.8) В ««

Б.М,Малахов t

I,=

Центральный ордена "Знак Почета" научно- 1 исследовательский институт геодезии, аэросъемки" и картографии. им. Ф.Н.Красовского (72) Автор:. изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОГО

ПОЛОЖЕНИЯ БУКСИРНОГО КАБЕЛЬ-ТРОСА

Изобретение относится к океанологическому приборостроению и может быть использовано в гидролокации для топографической съемки морского дна.

Известно устройство, содержащее черную мишень прямоугольной формы, размещаемую на кабель-тросе, сканирующий блок, выполненный на базе электронно-лучевой передающей трубки, блок электронного анализатора, . 10 и электронноселектирующий блок $1), Недостатками данного устройства являются сравнительно невысокая точ» ность и сложность эксплуатации, обусловленные необходимостью точной выставки черной мишени при изменении длины кабель-троса и неустойчивостью угловой юстировки устройства в морс" ких условиях, Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее укрепленные на основании во взаимно перпендику" лярных плоскостях внутреннюю и внеш2 нюю поворотные рамы с продольными пазами, через которые пропущен,буксирный кабель-трос, связывающий буксирующее и буксируемое плавсредства, преобразователи углового положения, установленные на осях поворотных рам (2), Недостатком известного устройства является сравнительно невысокая точность, обусловленная отсутствием конструктивной воэможности измерения угла между продольной плоскостью буксирующего плавсредства и буксирным кабель-тросом, а также погреш" ностью начальной выставки поворотных рам.

Целью изобретения является повышение точности устройства, Указанная цель достигается тем, что в устройство для определения углового положения буксирного кабельтроса, содержащее укрепленные на основании во взаимно перпендикулярных плоскостях внутреннюю и внешнюю пово"

Формула изобретения

1. Устройство для определения углового положения буксирного кабельтроса, содержащее укрепленные на основании во взаимно перпендикулярных плоскостях внутреннюю и внешнюю поворотные рамы с продольными пазами, через которые пропущен буксирный кабель-трос, связывающий буксирующее и буксируемое плавсредства, преобразователи углового положения, установленные на осях поворотных рам, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены опора, поворотные блоки, стопорные прижимы, ползут автоколлиматор и отражатели света, а внутренняя и внешняя поворотные рамы с продольными пазами выполнены в виде карданного подвеса, шарнирно укрепленного на основании и кинематически связанного с буксирным кабель"тросом, опора, установленная на борту буксирующего плавсредства, с с помощью вертикальной оси сочленена с основанием, на котором размещены поворотные блоки, ось вращения первого поворотного блока перпенди3 976295 ротные рамы с продольными пазами, через которые пропущен буксирный кабель-трос) связывающий буксирующее и буксируемое плавсредства, преобразователи углового положения, установленные на осях поворотных рам, введены опора поворотные блоки, стопорные прижимы, ползуны, автоколлиматор и отражатели, света, а внутрен" няя и внешняя поворотные рамы с про- 0 дольными пазами выполнены в виде карданного подвеса, шарнирно укрепленного на основании и кинематически связанного с буксирным кабель-тросом, опора, установленная на борту 15 буксирующего плавсредства с помощью вертикальной оси сочленена с основанием, на котором размещены поворотные блоки, ось вращения первого поворотного блока перпендикулярна, а ось. вращения второго поворотного блока параллельна местной вертикали, стопорные прижимы подвижно установлены на каждом поворотном блоке, ползуны скреплены с буксирным кабель-троcoM) автоколлиматор, установленный на опоре с возможностью ориентации, оптически связан с установленным на внутренней поворотной раме первым отражателем света, имеющим оптическую связь со вторым отражателем света, укрепленном на основании, а также тем, что отражатели света снабжены механизмом выставки положения, а на отражающей поверхности каждого отражателя света выполнены вертикальные

35 осевые линии.

На чертеже изображено устройство, общий вид, Устройство содержит буксирный ка40 бель-трос 1, внешнюю поворотную раму 2, внутреннюю поворотную раму 3, основание 4, преобразователи углового положения 5 и 6, опору 7, авто" коллиматор 8, отражатели 9 и 10 ciseтв) поворотные блоки 11 и 12, стопор45 ные прижимы 13 и 14, ползуны 15 и 16, полувтулки 17, хомутик 18, продольные пазы 19, 00 " местная вертикаль, ИИ " оптическая ось) NN - оптичес"

1 кая овь.

Устройство работает следующим образом.

Устанавливается исходное положе» ние устройства при нахождении буксирующего и буксируемого плавсредств ss в дрейфе (или в закрытой стоянке), В исходном положении буксирный кабель-трос имеет направление, совпаф дающее с направлением местной вер тикали. Преобразователи 5-6 углово-. го Положения устанавливаются при этом в нулевое положение (относительно направления местной вертикали ПО ) .

Основание 4 поворачивается в исходное положение (нулевое ) относительно продольной оси .буксирующего плавсредства МИ", автоколлиматор при этом устанавливается в нулевое отсчетное положение.

При движении буксирующего плавсредства угловое отклонение буксирного кабель-троса измеряется и фиксируется с помощью преобразователей

5 и 6 углового положения в двух вертикальных плоскостях и с помощью автоколлиматора 8 в одной горизонтальной плоскости (относительно продольной оси буксирующего плавсредства) .

Предлагаемое устройство обеспечивает, по сравнению с известными, повышение точности измерения углового положения буксируемого плавсредства за счет введения измерения его горизонтального положения и повышения точности измерения в двух вертикальных плоскостях.

976295 6 торого по- 2. Устройство по и. 1, о т л на местной ч а ю щ е е с я тем, что отражатемы подвиж- ли света снабжены механизмом выставоворотном ки положения, а на отражающей поверхбуксир- э ности каждого отражателя света выпал" лиматор нены вертикальные осевые линии.

ВНИИПИ Заказ 8990/68

Тираж 673 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул,Проектная,4 кулярна, а ось вращения в воротного блока параллельн вертикали, стопорные прижи но установлены на каждом и блоке, ползуны скреплены с ным кабель-тросом, автокол установлен на опоре с возможностью ориентации и оптически связан с установленным на внутренней поворотной раме первым отражателем света, имеющим оптическую связь со вторым отражателем света укрепленным íà основании.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

10 1. Патент США N 3619619, кл. G 01 J 1/20, опублик. 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

У 234186, кл. G 08 С 9/00, 1967.