Самосвальный полуприцеп

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<щ 977261 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 120381 (21) 3276650/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.11.82. Бюллетень ¹44

Дата опубликования описания 301182 (И М Кл з

В 62 D 53/06

В 60 Р 1/28

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (531УДК 629.114.. 3 (088. 8) 72 Авто (54) сАмОсВАльный пОлупРицеп

Изобретение относится к транспортным средствам повышенной грузоподь.емности, а точнее к полуприцепам:самосвалам, имеющим балансирные те;лежки и предназначенным для работы в сложных дорожных условиях, предьявляющих повышенные требования к тягово-сцепным качествам транспортных средств, например, на строительстве лесовозных дорог.

Известен самосвальный полуприцеп, содержащий установленную на балансирной колесной тележке раму и опро-. кидывающийся кузов (1).

Недостаток укаэанного полуприце- . па - низкая проходимость в сложных дорожных условиях.

Известен также самосвальный полуприцеп, содержащий установленную на колесной балансирной тележке раму и размещенный на ней кузов с основным и дополнительным силовыми цилиндрами его опрокидывания (2).

Повышение проходимости известного полуприцепа возможно за счет изменения его базы, что приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик.

Цель иэобретения — улучшение эксплуатационных характеристик полуприцепа.

Указанная цель достигается тем, что самосвальный полуприцеп снабжен шарнирно закрепленным одним концом на раме с возможностью опирания на заднюю ось указанной тележки рычагом, другой конец которого шарнирно связан с дополнительным силовым цилиндром.

На фиг. 1 изображен предлагаемый полуприцеп, вариант с трехосной балансирной тележкой, общий вид, на фиг. 2 - то же, вариант с двухосной балансирной тележкой; на фиг. 3 трехосная балансирная тележка полуприцепа, вид сверху, на фиг. 4— самосвальный полуприцеп .с поднятым кузовом.

Полуприцеп 1 содержит балансирную тележку 2 (в одном исполнении трехосную), раму 3 и кузов 4, шарнирно соединенный с рамой 3 посредством оси 5. Рама 3 посредством шкворня 6 и седельно-сцепного устройства 7 опирается на раму тягача 8.

Механизм подъема кузова 4 полуприцепа 1 включает гидроцилиндр 9, шарнирно соединяющий ось 10, зак977261 репленную в раме 11 кузова 4, и кронштейн 12, приваренный к раме 3 полуприцепа 1. Гидроцилиндр 9 развивает. подъемное усилие, действующее относительно оси 5 на плече r . До полнительный гидроцилиндр 13 с коротким ходом поршня шарнирно связывает ось 10 кузова 4 с рычагом 14, огибающим сверху заднюю ось 15 балансирной тележки 2 и поворачивающимся относительно оси 5 рамы 3. Благодаря короткому ходу поршня гидроцилиндр 13 можно разместить относительно оси 5 на плече r, значительно большем, чем плечо гидроцилиндра 9.

Посредством пружины 16 рычаг 14 связан с кузовом 4 и оттягивается от оси 15, обеспечивая ее свободное качание.

В трехосном исполнении балансирная тележка 2 содержит опорную ось

17ополуприцепа, установленную в подшипниках 18, закрепленных на балансирных рычагах 19. На свободных концах 20 оси 17 смонтирована рама 3 полуприцепа 1 °

Передние концы балансирных рычагов 19 содержат колесную ось 21, а их задние. концы крепятся на оси

15, на которой смонтированы также балансиры 22 с колесной осью 23 и колесами 24.

40 тяговое усилие посредством механизма подъема кузова, т.е. без дополнительных приспособлений, усложняющих конструкцию полуприцепа.

Изобретение дает возможность улучшить маневренность самосвального по45 езда путем вывешивания одной из его осей и уменьшить износ шин полуприцепа.

Экономическая эффективность от

:внедрения изобретения составит

50 2,5 тыс. руб в год на один полуприцеп.

Формула изобретения

Устройство работает следующим образом.

Кузов 4 посредством своей рамы

11 опирается на раму 3 полуприцепа, которая передает основную часть нагрузки на опорную ось 17 полуприцепа, а меньшую часть — на седельносцепное устройство 7 тягача 8. Наг рузка, передаваемая на опорную ось

17, равномерно распределяется между колесными осями 21 и 23 и колесами 24 посредством балансирных рычагов 19, оси 15 и балансиров 22.

При движении груженого самосвального поезда на участках, где требуется повышенное тяговое усилие, включается дополнительный гидроцилиндр 13, который отжимает рычаг 14 вниз до упора в ось 15. Гидроцилиндр

9 должен быть при этом в запертом положении, предотвращая таким образом, возможный подъем кузова.

Посредством дополнительного гидроцилиндра 13 и рычага 14 нагрузка от кузова 4 передается на ось 15, при этом опорная .ось 17 разгружается, а колесная ось 21 вывешивается.

Поскольку точка опоры кузова 4 смещается назад с оси 17 на ось 15, а колесная ось 21 полуприцепа вывешивается, увеличивается нагрузка на се дельно-сцепное устройство 7, повышается сцепной вес тягача 8 и развиваемое им тяговое усилие.

При разгрузке полуприцепа 1 включаются совместно гидроцилиндры 9 и 13. При этом в начале подъема кузова 4 дополнительный гидроцилиндр

13, упираясь посредством рычага 14 в заднюю ось 15, развивает основную часть опрокидывающего момента, так как действует на большом плече r< .

В процессе подъема кузова 4 увелйчивается плечо действия гидроцилиндра

10 9 и создаваемый им опрокидывающий момент. Одновременно уменьшается момент сил, удерживающих кузов в опуценном состоянии. В определенный момент подъема кузова 4 дополнительный гидроцилиндр. 13, использовав весь ход поршня, поднимается вместе с рычагом 14 вверх под действием гидроцилиндра 9, который в этот момент в состоянии обеспечить дальнейший подъем кузова 4. Порожний кузов

4 опускается на раму 3 под действием собственного веса или принудительно гидроцилиндром 9.

Предлагаемая схема вывешивания

25 оси 21 полуприцепа 1 может быть использована также для улучшения маневренности поезда, облегчения поворотов. С этой целью дополнительный гидроцилиндр 13, вывешивающий ось 21 полуприцепа, может включаться как 0 вручную по мере необходимости, так и автоматически, например, путем подключения.его к гидросистеме управления поворотами тягача 8. При порожнем пробеге полуприцепа движение

З5 может осуществляться с вывешенной осью 21.

Изобретение .позволяет оперативно увеличивать сцепной вес тягача и его

Самосвальный полуприцеп, содержащий установленную на колесной балансирной тележке раму и размещенный на ней кузов с основным и дополнительным силовыми цилиндрами его опрокидывания, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, он снабжен шарнирно закрепленным одним концом на раме с возможностью опи9772б1

paws на заднюю ось указанной телеики рычагом, другой конец которого шарнирно связан с дополнительным силовым цилиндром.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Научно-технический реферативный сборник. Лесоэксплуатация и ле-. сосплав. Вып. 9, BHHIIH3HJIECIIPOH>

1973 с. 7.

2. Патент Великобритании

Р 1579540, кл. В 8 Е, 1980 прототип

977261

l/И

Составитель Ю. Таубер

Редактор С. Крупенина Техред З.Палий Корректор Е. Робко

Заказ 9088/20 Тираж 682 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раумская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4