Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистнч вских

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (n) 977280 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлеио16. 11. 79 (21) 2839510/27-11 сприсоедииением заявки ¹вЂ”

Р М g> з

В 63 Н 25/46

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 30.11.82, Бюллетень ¹ 44

t$3) УДК 629. 12:

:532.582:5. .035.2(088 ° 8) Дата опубликования описания 30.11.82

Э.М. -Д. Мамедов, A. A. Ромадин, В.A. ХвастаЫ и Е.В. Данилов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОИСТВО

ВОДОМЕТНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СУДНА

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивна-рулевым устройствам водометных движителей.

Известно, что для изменения тяги, развиваемой водометным движителем как по направлению, так и по величине, с целью обеспечения управляемости и маневрирования судна с водометным движителем, за выходным соплом водометного движителя устанавливаются реверсивно-рулевые устраиства. В большинстве случаев это обычные рули, устанавливаемые за соплом водометного движителя. Такая конструкция проста и надежна в эксплуатации. Однако она имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что находящиеся в потоке рули создают дополнительное ccrротивление и вызывают потери энергии потока, что снижает эффективность водометного движителя.

Известно реверсивно-рулевое устройство водометного движителя судна, содержащее сопла, заслонку для реверсирования потока, переходящего через сопла, две концентрически расположенных .обечайки с боковыми окнами, одйа из которых смонтирована с возможностью поворота вокруг оси относительна другой обечайки, и привод поворота обечайки 51 ).

Влияние изнестнага устройства на эффективность движителя минимальна, однако открытие боковых окон при управлении судном вызывает изменение режима работы движителя за счет увеличения общей площади выброса воды на выходе, чта приводит к разгрузке приводного двигателя (снятию меньшей мощности с соответствующим.снижением скорости хода судна), а в некоторых случаях к появлению кавитации движителя со всеми вытекающими последствиями. Кроме, того, при малой степени поджатия сопла и однавременной разгрузке приводного двигателя величина бокового упора бу2О дет незначительна.

Цель !изобретения — повышение эффективности движителя путем обеспечения постоянства загрузки приваднаго двигателя при движении на переднем и на заднем ходах судна.

Указанная цель достигается тем, чта устройство снабжено подвижным в осевом направлении обтекателем, размещенным внутри сопла водометного движителя, и приводом перемеще977280

15 ния обтекателя, кинематически связан ным с приводом поворота обечайки.

Изобретение обеспечивает изменение площади выходного сечения сопла движителя синхронно и пропорционально величине открытия боковых окон и степени загрузки приводного двигателя с одновременным более эффектив ным перераспределением величины тяги прямого и бокового выброса на всех режимах движения судна. о на фиг. 1 представлен водометный движитель, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Устройство состоит из сопла с внутренней неподвижной обечайкой 1, имеющей на боковой поверхности два окна 2, расположенных в горизонтальной плоскости по оси обечайки, наружной подвижной обечайки 3, также имеющей два окна 4, расположенных на ее боковой поверхности в горизонтальной плоскости, приходящей нихсе оси обечайки на величину, обеспечивающую полное перекрытие окон при их симметричном расположении относительно вертикальной оси, синхронного привода 5 наружной обечайки и обтекателя, заслонки 6, выходного сечения 7 сопла, подвижного в осевом направлении обтекателя 8 и системы рычагов 9.

Устройство работает следующим образом.

Подвижная обечайка, установленная на подшипниках скольжения,при- 35 водится Во вращательное движение от любого известного привода (механического рычажного, гидро- или электропривода). Перемещение в осевом направлении подвижного обтекателя обес- 40 печивается также с помощью любого известного привода (гидравлического, электромеханического или обычного рычажного).

При движении прямым курсом вперед 45 или назад подвижная обечайка 3 сопла устанавливается .относительно неподвижной обечайки 1 таким образом, что окна 2 и 4 перекрываются, и вся вода, проходящая через движитель, выбрасывается через выходное сечение

7 сопла (фиг. 1 и 3). Подвижный обтекатель при этом находится в исходном положении.

При управлении судном на различных режимах плавания с помощью привода 5 подвижная обечайка 3 сопла поворачивается вокруг своей оси по или против часовой стрелки (в зависимости от направления движения судна) до полного или частичного (в зависимости от требуемой величины бокового упора) совмещения одного из окон 4 с одним из окон 2 неподвижной обечайки 1 (фиг. 2 и 3). Одновременно с поворотом подвиж- 65 ной обечайки 3 синхронно и пропорционально степени открытия окон 2 и 4 происходит поджатие сечения 7 сопла посредством перемещения подвижного обтекателя 8 в сторону среза сопла с помощью системы рычагов 9, в результате чего часть воды из водопроточного канала движителя выбрасывается перпендикулярно оси движителя вправо или влево, а основная масса воды выходит через выходное сечение 7 сопла движителя. Тем самым создается боковая сила, величина которой регулируется степенью совмещения окон и синхронного поджатия сечения 7 сопла.

Таким образом, предлагаемое устройство способно .обеспечивать изменение тяги, развиваемой водометным движителем как по величине, так и по направлению. При этом в отличие от большинства применяемых устройств, которые таким образом воздействуют на характеристики водометных движителей, что нагрузка на их приводные двигатели изменяется при работе движителя через рассматриваемую схему, благодаря наличию подвижного обтекателя и открытию боковых окон, суммарная площадь выходных сечений остается постоянной и изменения загрузки приводных двигателей не происходит.

Конструктивная= схема предлагаемого устройства практически не вызывает изменения нроточной части водометного движителя, а следовател) но, и не оказывает отрицательного влияния на его пропульсивные качества.

Формула изобретения

Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя. судна, содержащее сопло, заслонку для реверсирования потока, проходящего через сопло, две концентрически расположенных обечайки с боковыми окнами, одна из которых смонтирована с возможностью поворота вокруг оси относительно другой обечайки, и привод поворота обечайки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности движителя путем обеспечения постоянства загрузки приводного двигателя при движении на переднем и на заднем ходах судна, оно снабжено подвижным в осевом направлении обтекателем, размещенным внутри сопла водометного движителя, и приводом перемещения обтекателя, кинематически связанным с приводом поворота обечайки.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3899992, кл. 115-42, 1975 (прототип).

977280 иг. авиа.2

Тираж 4б2 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 5

Заказ 9090/21 я 4

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектна

Составитель A. Честной

Корректор A- Лзятко

Редактор С. Крупенина ТехредМ.Надь