Рабочий орган траншейного экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.09.79 (23) 2816171/29-03 )j1) hh.Nil.З с присоединением заявки М (23) Приоритет
Е 02 F. 3/08
Е 02 F 5/Об
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий
Опубликовано 3011.82. Бюллетень М44
Дата опубликования описания 30.11.82
t$3I УДК 621.879.
° 44(088.8) С.Х.Вартанов, Р.Г.Исупов, A.И.Белозеро
И.И.Моргачев, В.P.Èàëüêo, Э.А.Марк, Ю.С.Черник и К.A.Êâèòêoâñêèé (72) Авторы изобретения
1 р ! .1
Научно-производственное объединение "ВНФИ43яммаш" : -:; (73) Заявитель (54) РАБОЧИЙ ОРГАН ТРАНШЕЙНОГО ЭКСКАВАТОРА
/
Изобретение относится к землерой ным машинам непрерывного действия, предназначенным для экскавации траншей преимущественно в мерзлых грунтах.
Известны рабочие цепи траншейных экскаваторов, включающие тяговую цепь, состоящую из промежуточных и ковшових звеньев, к которым посред- ством осей крепятся ковши или скребки с зубьями, разрабатывающие и транспортирующие грунт (1).
Такая конструкция определяет необходимость использования двух типов звеньев, что не только усложняет изготовление и эксплуатации экскаваторов, но и не обеспечивает равнопрочности тяговой цепи по разрывному усилию и прочности соединения ковшей или скребков с ковшовыми звеньями.
Кроме того, в звеньях такой рабочей цепи напрессовывается и намерзает грунт; что снижает КПД цепи, производительность и надежность экскаватора в целом.
Известна также конструкция рабочей цепи траншейного экскаватора, где в качестве тяговой используется гусеничная цепь трактора 523.
Однако у таких рабочих цепей, как .. и у тракторов, от которых заимствуется гусеничная цепь и ведущая звездочка, неравнопрочность гусеничной цепи по разрывному усилию и болтового соединения с ней траверс, несущих зубья, проявляется особенно отрицательно, что вынуждает применять дополнительное (и малоэффективное) болтовое и сварное крепления. Кроме того, в пространстве между звеньями рабочей цепи напрессовывается грунт и заклиниваются камни, что приводит к аварийным поломкам при встрече с этими препятствиями зубьев ведущей звездочки, расположенной по центру цепи.
Цель изобретения — повышение надежности экскаватора в целом.
Поставленная цель достигается тем, что в рабочем органе траншейного экскаватора, включающем цепь, выполненную из .связанных пальцами звеньев, на которых установлены траверсы с режущими и транспортирующими элементами и ведущие звездочки, каждая траверса снабжена кронштейном с отверстием, в котором размещен палец, длина. которого больше ширины звена, а выступающие концы пальца
977588 оснащены втулками, установленными с возможностью зацепления с ведущими звездочками.
На фиг, 1 показан рабочий орган траншейного экскаватора, нид сверху на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - разрез A-A на фиг. 2, на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2.
За основу конструкции рабочей цепи принята гусеничная цепь трактора.
Рабочая цепь состоит из правых и левых звеньев 1, втулок 2 и пальцев
3, запрессованных в звенья 1, втулок 4, зафиксированных на пальцах 3 посредством шайб 5 и обжимных втулок 6 °
Втулки 4 установлены на пальцах
3 с радиальным зазором, обеспечивающим их поворот. На траверсах 7 установлены транспортируюцие грунт скребки 8, сменные зубья 9, карманы 10, н которых зубья 9 фиксируются осями 11. К нижней плоскости транерс 7 приварены кронштейны 12, в отверстия которых без натяга входят пальцы 3.
Траверсы 7 болтами 13 и гайками
14 прикреплены к звеньям 1 только с целью предотнрацения произвольного их разворота на пальцах 3. Для увеличения производительности рабочей цепи по выносной способности на транерсах 7 укреплены боковые стейки 15. " целью увеличения конструктивной прочности к траверсам 7 и кронштейнам 12 приварены ребра 16.
Концы рабочей цепи соединяются с помощью каретки 17 посредством соединительного пальца 18 при монтаже ра8очей цепи на раме экскаватора.
В отличие от пальцев 3, которые запрессонынаются в звенья 1 с натягом на прессс, палец 18 забивается н звенья 1 при монтаже вручную с меньшим натягом, поэтому он фиксируется от поворота оседержателем 19.
При работе экскаватора усилие копания от ведуцих звездочек передается траверсам 7 через втулки 4, пальцы 3, кронштейны 12, звенья 1 и втулки 2. Зубья 9 разрабатывают грунт, который транспортируется н зону разгрузки зубьями 9, скребками
8, боковыми стенками 15 и траверсами 7.
Усилие копания прижимает траверсы
7 к звеньям 1, а болты 13 и гайки
14 только предотвращают произвольный поворот траверс 7 вокруг пальцен 3.
Камни и куски грунта не могут удерживаться на цилиндрической поверхности втулок 4, поэтому заклини5 вание ведущих звездочек и поломки рабочего органа и его привода не могут иметь место, что повышает КПД, производительность и надежность цепного рабочего органа и траншейного
1Q экскаватора в целом.
Прессовая сборка тяговой цепи обеспечивает ей высокую износостойкость и долговечность, а крепление траверс 7 к пальцам 3 посредством кронштейнов 12 - гарантированную надежность этого ответственного соединения. Предусмотренная воэможность поворота втулок 4 на пальцах 3 обеспечивает равномерность износа. Наиболее быстроизнашиваюцаяся деталь— втулка 4 выполнена сменной.
Увеличение КПД и надежность рабочей цепи предполагают повышение производительности этих машин. Повышение работоспособности и предотвращение аварийных поломок, особенно таких дорогих и сложных деталей, как приводной вал, дополнительно увеличит экономическую эффективность изобретения.
30 Формула изобретения
Рабочий орган траншейного экскаватора, включающий цепь, выполненную из связанных пальцами звеньен, на
35 которых установлены ьраверсы .с режущими и транспортирующими элементами и ведущие звездочки, о т л и—
40 ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, каждая травер-. са снабжена кронштейном с отверстием, в котором размецен палец, длина ко. торого больше ширины звена, а высту45 пающие концы пальца оснащены втулками, установленными с возможностью зацепления с ведущими звездочками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гарбузов 3.Б. и др. Землеройные машины непрерывного действия. М.-Л., "Машиностроение", 1965, с. 69-71.
2. Экскаватор траншейный цепной
ЭТЦ-208А. "Строительные и дорожные машины", 1973, Р 12, с. 4-6 (прототип) ..977588 составитель И.Синицкая .
ТехредЛ.Пекарь КорректорЛ.Дэятко
Редактор A.Ëåæíèíà
Фйлиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9139/37 Тираж 709 .Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская:наб., д. 4/5