Проходческий комплекс для сооружения вертикальных горных выработок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(54) ПРОХОДЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ
ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК
Изобретение относится к шахтному строительству, а именно для сооружения вертикальных шахтных стволов диаметром 3-4,5 м буровзрывным спосрбом сверху вниз по совмещенной с армированием схеме.
Известен проходческий комплекс для сооружения вертикальных горных выработок, включающий призабойную опалубку, подвешенную на канатных проводниках, полок-каретку с породо- разгрузочной машиной в виде грейфера и породоперегрузочный узел двухступенчатого подъема (1).
Недостаток этого комплекса - громоздкость, требующая для своего размещения большого сечения проходимой выработки.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является проходческий комплекс, включающий копер, раму под ним, полок-каретку, установленную с возможностью перемещения по жестким и переходным направляющим проводникам, на котором установлена каретка с монтированными на ней породопогрузочной машиной с рабочим органом в виде грейфера и с перегрузочным лотком, подвеску грейфера с лебедкой, кабину машиниста, породоперегрузочный узел с проходческой бадъей, скип, перемещающийся по жестким направляюю щим, и призабойную опалубку, соеди- ненную с полком-кареткой для перегона 2).
Недостатком известного комплекса является ограниченная глубина вскрытия на величину заходки. Такие небольшие по величине заходки уменьшают эффективность комплекса, поскольку для своего применения устьевая часть ствола на глубину 35-40 м выполняется
gp обычным малопроизводительным способом на временном оборудовании.
Проходка районов сопряжения ствола с руддворами также является слабым звеном комплекса ввиду того, что по977788
3 лок-каретка не может опускать ниже опалубки, оставляемой в этот период выше замка свода сопряжения. Это обусловливает работу пневмогрейфера на большую высоту его подъема для разгрузки в скип, что резко уменьшает производительность на уборке породы и затрудняет управление грейфером с высоты.
Кроме того, комплекс не включает 1О в себя механизированных средств бурения шпуров ввиду отсутствия такой механизации для стволов малого сечения (D /4,0 м) и, соответственно, сечения раструба в полке-каретке, а конструкция погрузочной машины с неперемещающейся кабиной машиниста по радиусу вращения затрудняет пропуск проходческой бадьи в забой для crtyct
Цель изобретения - расширение технологических возможностей. комплекса.
Указанная цель достигается тем, что в проходческий комплекс для. соору- S жения вертикальных горных выработок, включающий копер, полок-каретку, установленную с возможностью перемещения по жестким и переходным направляющим проводникам, на которых установлена зв каретка с монтированными на ней по— родопогрузочной машиной с рабочим органом в виде грейфера с лебедкой, кабину машиниста, породопогрузочный узел с проходческой бадьей, скип, Перемещающийся по жестким направляющим, и призабойную опалубку, соединенную с полком-кареткой для перегона, снабжен двустворачатым отбойцым щитом, бурильной машиной с централь- 40 ной колонкой и механизмом распора и траверсой с цепями, на которых подвешен полок-каретка и к которой посредством канатных строп присоединена призабойная опалубка, при этом двуствор- „ чатый отбойный щит шарнирно соединен посредством гибких тяг с полком-кареткой с возможностью фиксации в горизонтальном положении и пропуска переходных направляющих проводников, а 9 центральная колонка бурильной машины подвешена к породопогрузочной машине, причем жесткие направляющие скипа размещены на полке-каретке, а пере" ходные направляющие проводники выполнены из упругих телескопических стержней, при этом кабина машиниста . и подвеска грейфера с лебедкой. установлены на каретке полка каретки. ф
На фиг. 1 показана схема проходки устья ствола под защитой двустворчатого отбойного щита; на фиг. 2 — полок-каретка с породопогрузочной машиной и опалубка комплекса, вертикальное сечение; на фиг. 3 - бурильная машина в рабочем положении; на фиг. 4узел соединения переходных направляющих проводников с опалубкой сечение
I
А-А на фиг. 21; на фиг. 5 - двуствор. чатый отбивной щит в рабочем положении, вид сверху (сечение Б-Б на фиг. 1) .
Проходческий комплекс для сооружения вертикальных орных выработок включает копер 1 с разпрузочным станком 2 без перекрытия на разгрузочном уровне в сечении ствола. На станке 2 монтирована разгрузочная ляда 3 с,разгрузочным лотком 4.
На высоте 1,5-1,7 м смонтирован двустворчатый отбойный щит 5, поворачивающийся в,рабочее горизонтальное положение на осях 6 с помощью строп
7, крепящихся к полку-каретке 8. Рабочее положение щита фиксируется с
Помощью накладок 9, крепящихся соответственно к (противоположной створке щита против прорези 10 для стержневых переходных направляющих проводников
11, выполненных телескопическими.
Трехэтажный полок-каретка 8 оборудо-ван породопогрузочнгй машиной 12 на трубчатой оси вращения 13, закрепленной в двух плоскостях полка, например, в этажных перекрытиях 14 и 15.
Породопогрузочная машина монтирована в направляющих 16, жестко крепящихся к трубчатой оси 13, на выдвижной каретке 17. На каретке монтирована кабина 18 машиниста и лебедка 19 подьема грейфера 20. Породоперегрузочный лоток 21 соединен тягой 22 с .рычагом
23 °
Полок-каретка снабжен распорными домкратами 24 и подвешивается с помощью траверсы 25 на цепях 26. Кроме того, на траверсе 25 крепятся стропы
7 с серьгами 27, которые могут сцеплять канат подвески полка-каретки с тягами 28 механизма рычажного отрыва
29 призабойной механизированной опалубки 30. Для вертикального перемещения скипа 31 полок-каретка оборудован жесткими цельными направляющими
32, не связанными с опалубкой 30. Переходные направляющие проводники 11 в районе . опалубки 30 приварены к ползунам 33, помещенным в направляющие
9777
5 лапы 34 опалубки 30. Проходческая бадья 35 для загрузки породой устанавливается в раструбе 3Ь на съемные цепи 37.
Бурильная машина содержит вертикальный патрубок 38 с распорными домкратами 39, имеющими в рабочем положении двуплечевую опору на патрубок
38. В патрубке Зо неподвижно посаже на ось 40, на которой монтированы ie три поворотные скобы 41 с кронштейнами 42 и рычагами 43 фиксации направляющих кареток 44. В направляющие каретки 44 помещены буровые стрелы
45 с винтоподатчиками и буровыми стре-5 лами 46. Рычаги 43 крепятся на направляющих каретках 44 с помощью ползунов в прорезях 47 и фиксируются съемным звеном 48. Бурильная машина имеет транспортную сцепку 49 и рабо- 2О чую сцепку 50 с породопогрузочной ма- . шиной 12.
Работа комплекса осуществляется следующим образом.
На проходке устья ствола полок-ка-И ретка 8 выдается на поверхность под подшкивную площадку копра 1 и защищает от разлета породы и ударной волны щитом 5, который поднимается в рабочее положение стропами 7 полкакаретки.
При перегоне опалубки 30 на новую заходку полок-каретка распирается в стенках ствола на домкратах 24, а спуск опалубки идет на стропах 7 на траверсе 25.-Этими же стропами 7 осуществляется отрыв опалубки, центровка и раскрыв ее в рабочее положение.
На проходке сопряжении отвала с руддворами благодаря независимости направляющих 32 скипа 31 от опалубки
30 при выдвижных переходных направляющих 11 в лапах 34 (которые при необходимости можно еще дополнительно нарастить снизу навинчивающимися трубами) полок-каретка на уборке породы может опускаться ниже опалубки
30 и постоянно находиться на оптимальном расстоянии от аабоя.
Бурильная машина для бурения шпу50 ров на три перфоратора, например
ПТ-36, достигает малых габаритов в транспортном положении за счет скла-! дываемости буровых кареток 44 под центральным патрубком 38, а домкраты
39 размещаются между ними. Изменение высоты стрелы над забоем выполняется с помощью автоподатчика через буровую штангу с фиксацией при помощи
88 4 съемного звена 48 на разных отверстиях в планке на направляющей каретке 44, Перемещение стрелы по радиусу выполняется фиксацией рычагов 43 на кронштейне 42 под различным углом.
Использование изобретения позволит повысить более чем в 3 раза темпы сооружения устьевых участков стволов и в 1,5-1,8 раз районов сопряжения стволов с горизонтальными выработками (руддворами). Вдвое снижается затрачиваемая мощность подъемных средств для полка-каретки за счет поочередных операций по спуску-подьему самого полка-каретки и опалубки.
Повышена также маневренность породопогрузочной машины с улучшением безопасных условий работы и одновременно упрощена механизация подъема породоперегрузочного лотка 21. Ручной труд по бурению шпуров в забое заменен механизированным бурением. формула изобретения
Проходческий комплекс для сооружения вертикальных горных выработок, включающий копер, полок-каретку, установленную с возможностью перемещения по жестким и переходным направляющим проводникам, на котором установлена каретка с монтированными на ней породопогрузочной машиной с рабочим органом в виде грейфера с перегрузочным лотком, подвеску грейфера с лебедкой, кабину машиниста, породоперегрузочный узел с проходческой бадьей, скип, перемещающийся по жестким направляющим, и призабойную опалубку, соединенную с полком-кареткой для перегона, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения технологических возможностей он снабжен двустворчатым отбойным щитом, бурильной машиной с центральной колонкой и механизмом распора,. и траверсой с цепями, на которых подвешен полок-каретка и к которой посредством канатных строп присоединена призабойная опалубка, при этом двустворчатый отбойный щит шарнирно соединен посредством гибких тяг с полком-кареткой с возможностью фиксации в горизонтальном положении и пропуска переходных направляющих проводников, а центральная колонна бурильной маши-, ны подвешена к породопогрузочной машине, причем жесткие направляющие скипа размещены на полке-каретке, а переходные направляющие проводники
1, Авторское
И 126449, кл. Е
2. Авторское
s 750078, кл. E тотип).
7 977788. выполнены из упругих телескопических стержней, при этом кабина машиниста и подвеска грейфера с лебедкой установлены на каретке полка-каретки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе свидетельство СССР
21 D 1/08, 1959, свидетельство СССР
21 0 1/03, 1977 (про977788
Тираж 623 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5
Заказ 9168/47 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.. Проектная, 4
Составитель Черепенкина
Редактор И.. Ковальчук Техред З.Палий Корректор И.Ватрушкина