Торсионный вал
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(())977861
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ к лнтовсномю свидетельств (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву ¹ 735843 (22) Заявлено 26.06.81 (2I ) 3310132/25-28 с присоединением заявки М (5))М. Кл.
F165 1/14
3Ъоудвротеенный квинтет
СССР (23) П рноритет ао Аелам изобретений н открытнй
Опубликовано 30.11.82.бюллетень .J6 44 (53) УДК62 567. (088.8) Дата опубликования описания 30.11.82
Л. В.. Лаврентьев, А. Д Ефимов, В. А. Дьяченко и П. А. Стецко
) 1 :-,. т .:
1.Институт проблем надежности и долговечности ашик .
АН Белорусской ССР (72) Авторы изобретения (7)) Заявитель (54) ТОРСИОННЫЙ ВАЛ
Изобретение относится к машинострое нию и может быть использовано в механических передачах, В приводах которых возникают крутильные колебания.
По основному авт. св. № 735843, известен торсионный вал, содержащий центральную часть, на которой выполнены винтовые канавки„направление которых совпадает с направлением(закручивания вала, при этом число канавок составляет 2-6, а угол подъема их винтовых линий 30-60., и головки, расположенные на ее концах (1)
Недостатком известного торсионного вала являются низкие демпфируюшие свойства, т.е. низкая способность гасить крутильные колебания в трансмиссиях, тяговых и транспортных средств в процессе работы.
Бель изобретения — повышение демпфируюших свойств.
Указанная цель достигается тем, что известный торсионный вал, содержаший центральную часть, на которой выполнены винтовые канавки, направление которых совпадает с направленим закручива ния вала, при этом число канавок составляет 2-6, а угол подъема их винтовых линий 30-60, и головки, расположенные на ее концах, снабжен упругим элементом, расположенным в винтовых канавках.
На фиг. 1 изображен торсионный вал, общий вид; на фиг. 2 — центральная часть вала, вариант.
Торсионный вал содержит шлицевые головки 1 и 2 и расположенную между ними центральную часть 3 с винтовыми канавками 4 на наружной поверхности.
В винтовые канавки 4 установлен упругий элемент 5, обладаюший внутренним трением при его демпфировании. В качестве упругого элемента может быть применен эластичный материал, например резина, полиуретан, или вулколан. В этом случае упругий элемент может охватывать всю центральную часть 3 торсионного вала и быть прикреплен к нических приводах, например в трансмиссиях тяговых и транспортных средств, для гашения в них крутильных колебаний и тем самым для снижения их динамической нагруженности путем уменьшения уровня дополнительных резонансных напряжений и повышения их надежности и долговечности.
3 97786 его поверхности путем, например, привулканизации или приклеивания, Торсионный вал работает следующим образом.
При закручивании вала в направлении, совпадающем с направлением винтовых линий канавок 4, ширина канавок 4 уменьшается, а материал вала, находящийся между двумя соседними канавками
4, растягивается и ace это приводит, соответственно, к сжатию, (поперек канавки) и растяжению (вдоль канавки) помещенного в канавах 4 упругого элемента 5, в котором при его деформации рассеивается (вследствие наличия внутреннего трения) энергия крутильных колебаний;
Использование торсионного вала приводит к тому, что вал наряду с повышенными упругими свойствами обладает и 2О демпфируюшими свойствами, что позволяет широко применять его в различных мехаГ
Формула и з о б р е т е н и я
Торсионный вал по авт. св. № 735843 отличающийся тем, что, с целью повышения демпфирующих свойств, он снабжен упругим элементом, расположенным в винтовых канавках.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 735843, кл. F16% 1/14, 1976 (прототип), Составитель В. Золотовская
Редактор А. Ворович Техред Т.Фанта Корректор Г. Огар
Заказ 9180/50 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., p. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4