Гидравлический телескопический амортизатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()977864

Союз Советсккк

Социалистических

Республик (6 I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) За алеко 18.02.81 (2l) 3248090/25 28 (и)м. кл. т 165 9/50 с присоединением заявки йе

3Ьеудерствеиный квинтет

СССР (23) Приоритет (53) УДК621-567..2(088,8) по пелаи нзаеретеннй н еткрытнй

Опубликовано 30.11.82, Бюллетень М 4

Дата опубликования описания 30, 1 1.8 2

g Г с т

К

B. ф, Ажмегов, B. Д. Гокк, Ю. Л.. Ковалев и Ц, В. Харин

1 .- ., .!," г ° "I

g ъ

1 j Ъ

Ф

Ф с

Курганский машиностроительный институт (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (5 4) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для гашения колебаний и может быть использовано, например, для гашения колебаний. сидений транспортных средств.

5.

Известен гидравлический амортизатор, содержащий корпус, расположенный в нем поршень с полым штоком, имеющим несколько разнесенных в продольном направлении отверстий и поворачиваемый клапанный элемент t 1)

Недостатком данного амортизатора является отсутствие возможности регулирования его сопротивления в зоне резонанса.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является гидравлический телескопический амортизатор, содержащий корпус, размещенный в нем цилиндр, установленный в цилиндре поршень, со штоком, имеющий дроссельные отверстия, расположенную в зазоре между корпусом и цилчндром компенсационную

2 камеру и клапаны; Клапаны данного амортизатора могут регулироваться 12) .

Недостатком указанного амортизатора являетсн неэффективное демпфирование в зоне резонанса.

Цель изобретения — повышение эффектйвности демпфирования в зоне резонанса.

Указанная цель достигается за счет того, что гидравлический телескопический амортизатор снабжен энергоаккумулятором, заслонками, предназначенными для перекрытия дроссельных отверстий, управляющими цилиндрами, поршни которых связаны с заслонками, распределителем, предназначенным для периодического соединения энергоаккумулятора с управляющими цилиндрами и датчиком резонанса, выполненным в виде расположенного перпендикулярно оси амортизатора эксцентричного маховика, подпружиненного в окружном направлении и кинематически связанного посредством зубчатой передачи и вала с распределитлем.

3 977

Кроме того, указанная цель достигает., Ф ся за счет того, что энергоаккумулятор расположен в штоке, а распределитель и управляющие цилиндры — в поршне.

На фиг. 1 изображен гидравлический телескопический амортизатор, продольный разр я; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг, l; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 5 —; на фиг. 6 — амплитудно-частотная характеристика датчика резонанса.

Гидравлический телескопический амортизатор содержит цилиндр 3., с установленным в нем поршнем 2, который вы, полнен, например, заодно со штоком 3.

В штоке 3 находится энергоаккумулятор

4, соединенный каналом 5 через распределитель 6, выполненный в виде шайбы с каналами 7. B поршне 2 расположена камера 8 выпуска. Вал 9 связан через шпоночный паз 3.О с распределителем

6, а с помощью зубчатой передачи 11 с эксцентричным маховиком:1 2, подпружиненным в окружном направлении спиральной пружиной l 3, М аховик 1 2 является датчиком резонанса. Кроме того, амортизатор, содержит клапан 14, впуска и клапан 15 выпуска, расположенный на резиновом кольце 16, В поршне 2 расположены управляющие цилиндры, в которых установлены поршни 17 с пружинами:L8 растяжения. Поршни 17 связаны с заслонками 19, в которых имеются отверстия 20. Заслонки 19 установлены в пазах 21, пересекающих дроссельные отверстия 22 поршня 2. Управляющие цилиндры соединены с каналами

7 и при помощи дроссельных каналов

23 — с камерой 8 выпуска. В каналах

7 расположены дроссели 24. Цилиндр 1 расположен в корпусе 25, а в зазоре между ними расположена компенсационная камера 26.

Гидравлический телескопический амортизатор работает следующим образом. (При колебаниях амортизирующего сиденья (не показано) шток 3 и поршень

2 перемещаются в цилиндре 1. Движение поршня 2 вверх сопровождается перетеканием жидкости из полости Д через дроссельные отверстия 22 в полость E. Недостающий объем жидкости поступает через клапан 14 впуска из компенсационной камеры 26 в полость

Е, При ходе поршня 2 вниз ходкость перетекает из полости Е в полость Д через отверстия 22, в этом случае кла864 4 пан 15 выпуска опускается штоком 3 с помощью резинового кольца 16, которое установлено на штоке 3 с натягом, а излишний объем жидкости сливается из полости Д в компенсационную камеру 26.

Движение поршня 2 обуславливает зарядку энергоаккумулятора 4 жидкостью с определенным давлением, поддерживаемом на нужном уровне, например, с

10 помощью клапана 27. Энергия давления может быть, например, аккумулирована газом, отделенным от жидкости эластич» ной диафрагмой 28.

Датчик резонанса, состоящий из ма15 ховика 12 и спиральной пружины 13, настроен на собственную частоту колебаний сиденья. Маховик l 2 за счет дисбаланса массы имеет эксцентриситет 9 при этом центр масс маховика 12 распо-.

20 ложен в точке М, а ось маховика проходит через точку О. Линейные колебания по оси У вызывают угловые колебаниясМ."Ц. маховика, максимальные на собственной частоте (6 . При большой частоте гз колебаний, например, кузова автомобиля, т.е, когдаМ))7Ю, угловые колебания мао ховика 12 стремятся к постоянной величине, зависящей только от эксцентриситета р и радиуса инерции маховика 12.

Угловые колебания маховика 12 через зубчатую передачу 11 передаются валу

9, который с помощью шпоночного паза

1О управляет поворотом распределителя

6, B режимах, близких к резонансному

3S и в резонансном, распределитель 6 соединяет каналы 5 и 7, при этом жидкость из энергоаккумулятора 4 через дроссели

24 поступает в управляющие цилиндры, поршни 17 которых перемещают заслонки

3.9 в пазах 21. Дроссельные отверстия

22 поршня 2 оказываются полностью или частично перекрыты заслонками- 19; что увеличивает сопротивление амортиза тора. В моменты, когда распределитель

6 перекрывает (не соединяет) каналы

5 и 7, поршни 17 вместе с заслонками

3.9 медленно стремятся к исходному положению под действием пружин 18, так как жидкость перетекает по дроссельным каналам 23 в камеру 8 и далее в йо50 лость Д или Б, Чем ближе колебания, например, кузова автомобиля, к резонансным,, тем больший промежуток времени каналы 5 и 7 соединены между собой.

При этом устанавливается, в среднем, равновесие между расходами жидкости через дроссельные каналы 23 и дроссели

24, а заслонки 19 находятся в определенном частичном перекрытом положении, 64 6 мещенный в нем цилиндр, установлонный в цилиндре поршень со. Штоком, имеющий дроссельные отверстия, расположенную в зазоре между корпусом и цилиндром компенсационную камеру и клапаны, о т л и ч а ю щ и Й с я тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования в зоне резонанса, он снабжен энергоаккумулятором, заслонками, предназначенными для перекрытия, дроссельных . отверстий, . управляющими цилиндрами, поршни которых связаны. с заслонками, распределителем, предназначенным для периодического. соединения энергоаккумуля тора с управляющими цилиндрами, и датчиком резонанса, выполненным в виде расположенного перпендикулярно оси амортизатора эксцентричного маховика, подпружиненного в окружном направлении и кинематически связанного посредством зубчатой передачи и вала с распределителем.

2. Амортизатор по п.:1, о т л и ч аю щ и Й с я тем, что, энергоаккумулятор расположен в штоке, а распределитель и управляющие цилиндры - в поршне.

5 9778

B резонансном режиме заслонки 19 полностью перекрывают отверстия 22, а обмен жидкостью между полостями Д и

Е происходит через отверстия 20 в заслонках 19. В этом случае амортизатор имеет максимальное сопротивление колебаниям.

Таким образом, наличие датчика резонанса в амортизаторе позволяет упI равлять его сопротивлением (демпфиро-, 10 ванием) в режимах, близких к резонансному и резонансном. В этом случае удается избежать высоких значений ускорений и перемещений сиденья. Для колеба ний, значительно отличающихся от резо- И нансных, высокая комфортабельность сидения обеспечивается за счет уменьшения ускорений упругими элементами сиденья и небольшим демпфированием амортизатора. Испытания сиденья, установленного щ на, автомобиле УАЗ 469, показали, что сиденье с собственной частотой 8 рад/с с амортизатором обычной конструкции в условиях разбитых дорог эксплуатировать иэ-аа наличия высокого уровня пе- уЗ ремещений и ускорений практически трудно и даже невозможно. Описанный амортизатор в этих дорожных условиях позволяет снизить ускорения и перемецения до уровня, соответствующего хорошему ка- Зй честву виброзащиты сиденья, Формула изобретейия

1. Гидравлический телескопический амортизатор, содержащий корпус, раз

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CE!A No 3491933, кл. 267-1, 1970.

2. Заявка Великобритании

No 1354385, кл. % 2 5, 1974 (прототип).

977 864

12

О6 р арад. йР рад/с

Фиг. Е

Составитель А, Машкин Редактор А. Ворович Техред Т.Фанта Корректор Г. Огар

Заказ 9180/50 Тираж 990 Подписное

ВНИ.ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4