Червячная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.01. 81 (21) 3238914/25-28 (31) М. КЛ. с присоединением заявки № (23) Приоритет
F 16 H 1/16
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 833 (088.8) Опубликовано 361182. Бюллетень ¹44
Дата опубликования описания 30.11 ° 82 (71) Заявитель
"(54) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано ..в устройствах, содержащих передачи с большим передаточным числом, например в подъемно-транспортных машинах. °
Извеотны червячные передачи, содержащие червяк и червячное колесо, входная и средняя часть зубьев которого исключена из зацепления f1 1.
Недостатком известных передач является наличие значительных контактных напряжений на зубьях червячного колеса, передающих нагрузку.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту является червячная переда ча, содержащая по крайней мере два червяка, взаимодействующих с червячным колесом по всей его ширине f2 3. .Недостатками данной червячной передачи.являются большие материалоемкость и потери в зацеплении, связанные со значительной шириной венца червячного колеса и наличием зон эа/ цепления с неблагоприятными условиями смазки.
Цель изобретения - снижение материалоемкости и потерь в зацеплении.
Указанная цель достигается тем,,что в червячной передаче, содержащей по крайней мерв два червяка, зацепляющихся с червячным колесом, венец червячного колеса выполнен иэ двух частей, каждая иэ которых является выходной частью полного венца червяч ного колеса и ширина ее равна ширине выходной части полного венца червячного колеса в его воображаемом зацеплении с одним из червяков.
На фиг. 1 показана схема червячной передачи, вид сбоку; на фиг. 2то же, вид сверху; на фиг. 3 - схема
15 распожения мгновенх контактных линий при зацеплении одного венца червячного колеса с червяком.
Червячная передача содержит два .червяка 1 и 2, эацепляющихся с червячным колесом 3. Венец червячного колеса 3 выполнен иэ двух частей
4 и 5, каждая из которых представляет выходную часть. полного венца червячного колеса 3 в его воображаемом зацеплении с одним из червяков 1 или 2. Червяки 1 и 2 соединены между собой зубчатыми колесами 6 и 7, имеющими равное число зубьев.
Ширина Ь, каждой части 4 и 5 меньЗО ше, например, на величину модуля
977872
Формула изобретения
ВНИИХИ Заказ 9184/51 Тираж 990 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 зацепления половины ширины b венца червячного колеса в его воображаемом зацеплении с червяком, причем оставлена лишь выходная часть зубьев чер- вячного колеса.
Для выравнивания нагрузки между 5 частями 4 и 5 опоры вала колеса 3 выполнены плавающими.
Червячная передача работает сле." дующим образом.
Часть 4 венца и червяк 1 приво- 10 дятся во вращение так, чтобы зубья колеса были со стороны выхода иэ зацепления. Червяк 2 вращается в противоположном направлении по сравнейию с червяком 1, но с одинаковой частотой вращения, при этом зубья части
5 находятся также со стороны выхода иэ зацепления.
В связи с благоприятным направлнием скорости V скольжения витков червяка по зубьям венца колеса относительно мгновенных контактных линий в пределах поля зацепления повы-. шаются несущая способность и КПД предлагаемой передачи.
Червячная передача, содержащая по крайней мере два червяка, зацепляющихся с червячным колесом, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения материалоемкости и потерь в зацеплении, венец червячного колеса выполнен иэ двух частей, каждая из которых является выходной частью полного венца червячного ко-. леса и ширина ее равна ширине выходной части полного венца червячного колеса в его воображаемом зацеплении с одним иэ червяков.
Источники информации,; принятые во внимание при экспертизе
1. Грубин A.Н., Лихупер М.Б.
Повышение пределов грузоподъемности и скорости червячных пар с червячными колесами из заменителей оловянистой брОнзы ВНИТОМАШ, Материалы 1-ой
Московской конференции по передачам и машиностроении. М., Машгиз, 1951.
2. Авторское свидетельство СССР
9492696, кл. F 16 Н 1/16, 1973 (Прототип).