Шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПHCAn E изоьрк и-:ния ""97788З

Союз Советских

Социалистических

Республик

К . АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.08. 80 (21) 2973206/25-28 (31) М. КЛ. с присоединением заявки Ì9 (23) Приоритет

Г 16 Н 25/24

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 301182. Бюллетень М44

Дата опубликования описания 30 .11. 82 (53) УДК 621. 833 (088. 8) (72) Автор изобретения

Д.A.Ëèñêîâ (71) Заявитель (54) ШАРИКОВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ С ГРЯЗЕЗАЩИТНЫМ

УП ЛОТ НЕН ИЕМ

Изобретение относится к станкостроению, непосредственно к передачам винт-гайка в механизмах поступательного перемещения узлов.

Известен шариковинтовой механизм с гряэезацитным уплотнением, выполненным в виде охватываюцей винт втулки с внутренней кольцевой канавкой и элемента из антифрикционного материала, входящего в нее (1l „

Недостатком указанного механизма является сложность монтажно-демонтажных работ; так как при.иэносе уплотнения возникает необходимость его полной замены.

Цель изобретения — упрощение монтажно-демонтажных работ.

Указанная цель достигается тем, что в шариковинтовом механизме с гряэезащитным уплотнением, выполненным в виде охватываюцей винт втулки с внутренней кольцевой канавкой и элемента иэ антифрикционного материала, входящего в нее, элемент иэ антифрикционного материала выполнен в виде кольцевых секторов с лепестками на концах и упругих пластин, поджимающих лепестки к профилю резьбы винта.

На фиг. 1 изображен шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением; на фиг. 2 — вид по стрелке A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2 °

Шариковинтовой механизм с грязезащитным уплотнением содержит винт

1, взаимодействующую с ним гайку 2, шарики 3, расположенные в канавках винта и гайки. По обе стороны от гайки 2 попарно установлены втулки

4 и 5. I3 кольцевой канавке 6 втулок

4 и 5 размещены антифрикционные кольцевые секторы 7 с лепестками 8, поджимаемые к профилю резьбы винта

1упругими пластинами 9, которые одновременно ограничивают кольцевые секторы 7 от углового поворота относительно втулок 4 и 5 и соединены с последними при помощи винтов 10 с установленными на них гайками 11.

На наружных цилиндрических поверхностях втулок 4 и 5 выполнены продольные сквозные .пазы 12 и 13, поверхности которых взаимодействуют с гладкой цилиндрической поверхностью винтов 14, привернутых к гайке

2 и корпусу 15. Для сбора и удаления загрязняющих частиц на торцах втулок 4 и 5 выполнены паэи 16

30 и 17

977883 до тех пор, пока не выберется окружной зазор между ее пазом 13 и винтом 14. При этом они будут удаляться от втулок 4, поэтому силового замыка5 б ния между резьбой втулок и винта не удет. Втулки у левого торца гайки практически не будут создавать сопротивления вращения. При изменении направления вращения винта 1 происходит замыкание винтовых профилей

10 втулок 4 и 5, расположенных у левог т орца гайки 2, и размыкание втулок о

4 и 5 у правого торца гайки 2. частицы грязи, стираемые кромками кольцевых секторов 7 с обеих сторон

15 профиля винта 1 будут собираться в пазах 16 и 17 и по мере их накопления удаляться из них.

Шариковинтовой механизм с грязеэащитным уплотнением позволяет упрос2О тить его сборку при выходе из строя уплотнения.

Шариковинтовой механизм с грязеэащитным уплотнением работает следующим образом, В исходном положении механизма между торцами втулок 4 и 5 устанавливается монтажный зазор 0,5-1 мм, а винты 14 располагаются в средней части пазов 12 и 13. При этом иэ-эа разной длины пазов 12 и 13 возможный поворот втулок 4 больше, чем втулок 5, а возможный относительный поворот втулок 4 и 5 в направлении сближения больше величины поворота, необходимого для выборки монтажного зазора.

При вращении, например, винта 1 с правой резьбой в направлении стрелки Г перемещение гайки 2 и, следовательно, подвижного узла происходит в направлении стрелки В.

При этом втулки 4 и 5 у обоих торцов гайки 2 увлекаются винтом 1 и поворачиваются совместно с ним.

Втулки 5 после выборки окружного зазора между поверхностью винта 14 и торцами пазов 12 останавливаются а втулки 4 продолжают совместный

25 поворот с винтом 1. При этом втулки

4, расположенные перед витками винта

1, вступающими во взаимодействие с гайкой 2 (в данном случае у правого торца гайки), будут .поворачиваться до тех пор, пока не выберется монтажный зазор между торцами втулок 4 и

5 и не осуществится замыкание с натягом противоположных винтовых про-. филей кольцевых секторов 7 на соответствующих противоположных сторонах профиля резьбы винта 1.

Втулки 4, расположенные между витками винта 1, выходящими иэ взаимодействия с гайкой, т.е. у левого 40 торца гайки 2, будут поворачиваться

Формула изобретения

Шариковинтовой механизм с гряэезащитным уплотнением, выполненным в виде охватывающей винт втулки с внутренней кольцевой канавкой и элемента из антифрикционного материала, входящего в нее, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью упрощения монтажно-демонтажных работ, элемент иэ антифрикционного материала выполнен в виде кольцевых секторов с лепестками на концах и упругих пластин, поджимающих лепестки к профилю резьбы винта.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ 9 2537713, кл. F 16 Н 25/24, 1977.

Л. l5 д

977883

Составитель Р . Ожин а

ТехредЕ.Харитончик Корректор A.Ãðèöåíêî

Редактор Л.Торинец.

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9184/51 Тираж. 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5