Установка для измерения момента трения сферического подшипника
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советски к
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СИИ ДЕТЕ ЛЬСТ8У
rrri 978020 (6! ) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 21.01,81 (2) ) 3238539/25-28 (5 l ) M. Кл.
G0I М 19/02 с присоединением заявки №
401 K 13/04
3Ьпудерстмнный комитет
СССР (23) Приоритет по делам иэавретеннй и открытнй
Опубликовано 30.11.82. Бюллетень ¹ 44 (53) УДК620.. . 178.531.717 (088.8) Дата опубликования описания 30.11.82 (72) Автор изобретения
О. Г. Авсянкин (7) ) Заявитель Минский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института подшипниковой промышленности (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ
СФЕРИЧЕСКОГО fIOll)IIHfTHHKA
Изобретение относится к технике исследования фрикционных свойств элементов машин и касается установки для исследования потерь на трение в сферическом подшипнике качения, Известна установка для измерения момента трения сферического подшипника, содержашая корпус, привод вращения, вал, установленный в корпусе с возможностью врашения, предназначенный для .. установки на нем сферического подшипника, обойму, предназначенную для закрепления в ней наружного кольца сферического подшипника, грузы радиального нагружения, закрепленные на обойме, и измеритель момента трения 1 ) .
Известная установка обладает тем недостатком, что в процессе испытаний истинная радиальная нагрузка, действующая на сферический подшипник, является неконтролируемой величиной из а неиз2) бежных перекосов как в процессе подготовки испытаний, так и в ходе их проведения, что снижает точность измерений.
Ueruь изобретения - повышение точности измерений.
Указанная цель достигается тем, что установка для измерения момента трения сферического подшипника, содержашая корпус, привод вращения, вал, установленный в корпусе с возможностью врашения, предназначенный для установки на нем сферического подшипника, обойму, предназначенную для закрепления в ней наружного кольца сферического подшипника, грузы радиального нагружения, закрепленные на обойме, измеритель момента трения, снабжена жестко закрепленным одним концом на обойме соосно валу хвостовиком, подшипником, установленным на свободном конце хвостовика, и взаимодействуюшим с этим концом двухкомпонентным измерителем деформаций, установленным в корпусе.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема предлагаемой установки; на фиг.2внд по стрелке А на фиг. 1.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Спицин Н. А. и др. Опоры осей и
45 валов машин и приборов. Л., «Машиностроение" 1970 с 229-230
3 97802
Установка содержит корпус 1, в котором размещен привод 2 вращения. В корпусе 1 в подшипниках 3 расположен вал
4, на котором устанавливается испытываемый сферический подшипник 5. Наружное кольцо сферического подшипника 5 закрепляется в обойме. 6, которая взаимодействует с измерителем 7 момента трении. На обойме 6 с помощью винтов
8 закреплены грузы 9 радиального нагру-10 жения вместе с регулировочными npurpyammm 10 и 11. Обойма 6 оснащена хвостовиком 12, который одним своим концом закреплен в обойме 6. На другоу конце хвостовика 12 установлен подшип- 1$
1 ник 13, который посредством двухкомпонентного измерителя деформаций, содержащего два упругих элемента 14 и 15 установлен в корпусе 1. Упругие элементы 14 и 15 соединены с измерите- 20 лем деформаций (не показан).
Установка . работает следующим образом.
Испытываемый сферический подшипник
5 устанавливают на валу 4, а его aa- 2S ружное кольцо закрепляют в обойме 6.
С помошью грузов 9 радиального нагружения к подшипнику прикладывают требуемую радиальную нагрузку. В процессе подготовки установки к работе с помо- З0 щью регулировочных пригрузков 10 и
11 добиваются такого положения обоймы
6, чтобы упругие элементы 14 и 15 оставались в ненагруженном состоянии, что соответствует положению центра .масс З грузов 9 радиального нагружения в центре сферической поверхности наружного кольца сферического подшипника 5. Приводят во вращение вал 4 и с помошью измерителя 7 момента трения определя- 40 ют сопротивление в подшипнике 5. В том случае, нсли, например, из а вибраций нарушается положение наружного кольца сферического подшипника 5, изменяется положение хвостовика 12, который воздействует через подшипник 13 на упругие элементы 14 и 15, сигнал от которых поступает на измеритель деформаций. Йо величине этих деформаций устанавливают истинную радиальную нагрузку на сферический подшипник 5. В случае, если требуется проводить испытание при фиксированном значении радиальной нагрузки, с помошью регулировочных пригрузков 10 и 11 возвращают обойму 6 в исходное положение, которому соответствует отсутствие деформаций упругих элементов 14 и 15.
Предлагаемая установка позволяет повысить точность измерения момента трения и особенно эффективна при испытаниях тяжело нагруженных сферических подшипникове
Формула изобретения
Установка для измерения момента трения сферического подшипника, содержащая корпус, привод вращения, вал, установленный в корпусе с возможностью вращения, предназначенный для установки .на нем сферического подшипника, обойму, предназначенную для закрепления в ней наружного кольца сферического подшипника, грузы радиального нагружения, закрепленные на обойме, и измеритель момента трения, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности измерений, она снабжена жестко закрепленным одним концом на обойме соосно валу хвостовиком, подшипником, установ ленным на свободном конце хвостовика,,и взаимодействующим с этим концом двухкомпонентным измерителем деформаций, установленным в корпусе.
978020
Составитель N. Добычин
Редактор Ю, Ковач Техред М.Коштура Корректор У. Пономаренко
Заказ 9203/58 Тираж 887 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 2
113035, Москва, Ж-35 Рауп ская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент" г. Ужгород, ул. Проектная, 4