Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е и>978301
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 11. 06. 81 (2! ) 3301996/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51) М. Кл.
Н 02 Р 3/12
1Ъоудароткииый комитет
СССР ло делам изаоретеиий и открытий
Опубликовано 30 11.82. Бюллетень Рй 44
Дата опубликования описания 02 . 1 2 .82 (53) УД К621. 316. .718.5(088,8) k " ма
Ъ ъ
В.М. Пожидаев, В.В. Омельченко и М.А, Айтмаов1
1,. . ° i (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (g4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу.
Известны электроприводные устройства, которые для управления электродвигателем постоянного тока независимого возбуждения снабжены контакт5 ными переключателями, обеспечивающими подключение обмотки якоря к источнику питания в дви гател ьном режиме или замыкании ее накоротко для осу" ществления режима динамического торможения (1 3.
Наиболее близким техническим реше нием к предлагаемому является уст:,ройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения, содержащее .источник питания, к клеммам которого через ключ и диод подключена якорная 2о обмотка электродвигателя, основной транзистор, эмиттер-коллекторный переход которого через тормозной резистор подключен к якорной цепи электродвигателя, а в базовую цепь включен ограничительный резистор (2).
Известные устройства не обеспечивают отключение обмотки возбуждения двигателя от источника питания после торможения и остановки двигателя, что увеличивает потери в двигателе и снижает его КПД.
Цель изобретения " улучшение энергетических показателей электропривода °
Поставленная цель достигается тем, что в устройство введен дополнительный транзистор, обмотка возбуждения электродвигателя подключена к источнику питания через эмиттер - коллекторный переход дополнительного транзистора, змитер-базовый переход которого подключен к тормозному резистору, а база основного транзистора через ограничительный резистор соединена с базой дополнительного транзистора.
На чертеже представлена схема устройства.
3 9783п
Устройство содержит источник 1 питания, к клеммам которого через ключ 2 и диод 3 подключена якорная обмотка 4 электродвигателя, основной транзистор 5, эмиттер-коллекторный переход которого через тормозной резистор 6 подключен к якорной цепи электродвигателя 4, а в базовую цепь включен ограничительный резистор 7, дополнительный транзистор 8, через эмиттер-кол- щ лекторный переход которого подключена обиотка 9 возбуждения к источнику 1 питания, эмиттер-базовый переход транзистора 8 подключен к тормозному резистору 6, а база основного транзис- тора через ограничительный резис" тор 7 соединена с б>азой дополнительного транзистора 8. Обмотка 9 возбуждения шунтирована диодом 10.
Уст,>ойство работает следующии об- щ разои, При замыкании ключа 2 к обмотке 4 якоря двигателя подключается источник 1. Одновременно напряжение подается и на резисторы 6 и 7, вследствие чего транзистор 8 переходит в режим насыщения и подключает к источнику обмотку 9 возбуждения. Двигатель переходит во вращение. При этом ток, протекающий по обмотке якоря двигате" 30 ля 4, создает падение напряжения на диоде 3, которое обеспечивает удержание в запертом состоянии транзистора 5.
При разиыкании ключа 2 падение напряжения на диоде 3 становится рав- ным нулю и транзистор 5 насыщается под действием тока, обусловленного обратной ЭДС двигателя (полярность этой ЭДС обозначена на чертеже ) и протекающего через эмиттер-базовый переход транзистора 5 и резисторы 6 и 7. Двигатель переходит в режим дина" мического торможения. При этом ток в обиотке якоря, обусловленный действием обратной ЭДС, замыкается через насыщенный эмиттер-коллекторный переход транзистора 5 и резисторы 6 и 7,За счет наличия падения напряжения на резисторе 6 транзистор 8 остается во включенном состоянии и по обмотке 9 .. 50 возбуждения электродвигателя продолжает протекать электрический ток. Как только двигатель остановится, обратная ЭДС, исчезнет и транзистор 8 закроется, так как его эмиттер и база будут ииеть одинаковый потенциал. Обмотка возбуждения g отключится от пиI
E 4 тающего напряжения, В итоге электродвигатель не будет потреблять электрической энергии.
Таким образом, предлагаемое устройство, обеспечивая эФфективное динамическое торможение двигателя после отключения источника питания, удерживает обмотку возбуждения под напряжением ровно такой промежуток времени, в
:.течение которого осуществляется это торможение. Это оостоятельство существенно улучшает энергетические показатели электропривода, так как в отличие от известных устройств в устройстве обмотка возбуждения невключенного двигателя не потребляет энергию от источника.
Формула изобретения
Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения, содержащее источник питания, к клеммам которого через ключ и диод подключена якорная обмотка электродвигателя, основной транзистор, эмиттер-коллекторный переход которого через тормозной резистор подключен к якорной цепи электродвигателя, а в базовую цепь боклю«ен ограничительный резистор, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения энергетических показателей, введен дополнительный транзистор, обмотка возбуждения электродвигателя подключена к источнику питания через эмиттер-коллекторный переход дополнительного транзистора, эмиттербазовый переход которого подключен к тормозному резистору, а база основного транзистора через ограничительный резистор соединена с базой дополнительного транзистора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кулебакин В,С., Нагорский В.Д. Электропривод самолетных агрегатов и механизмов". В кн. ЭлектриФикация самолетов, T.1. Изд-во ВИА им. Н. Е.Жуковского, 1952, с. 558, Фиг. 30.4.
2. Пожидаев В.И. О применении бесконтактных элементов в схемах торможенил электродвигателей постоянного тока. - Известия высших учебных заведений. "Электромеханика", 1964, Г 2, с. 2Q9.
978301
Составитель M. Кряхтунова
Техред Е.Харитончик .Корректор Н. Король
Редактор А. Власенко
Заказ 9236/72 Тира>ч 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11 035 Москва И-Я Раушская наб. д. 4/$ филиал ППП "Патент", г. Уигород, ул. Проектная,