Устройство для регулирования скорости коллекторного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<»978302
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 16.06.80 (2I) 294088//24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (53)M. Кл.
Н 02 Р 5/00
9кудорстынный ком«тот
СССР
«о долом нзооретеннй н открьпнй
Опубликовано 30. 11. 82. Бюллетень № 44
Дата опубликования описания 02.12,82 (5Ç) УЙК 621. 316. .718.5(088.8) -Щиш лЪм.р. Л.Н. Шурик, В.В. Плотников, Б.Г. Гольдштей
Л.А. Горник и В.Н. Батуев (72) Авторы изобретения,Всесоюзный научно-исследовательский и прое конструкторский институт механизированного строительно-монтажного инструмента, вибратор и строительно-отделочных машин (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
СКОРОСТИ КОЛЛЕКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам для регулирования скорости коллекторного электродвигателя.
Известно устройство для регули" рования скорости коллекторного элект5 родвигателя, содержащее управляемый вентиль Г1 3,.
При этом электродвигатель питается напряжением в течение либо одного, „ либо двух полупериодов. Уровень радио" помех, генерируемых устройством, при этом низкий, но не обеспечивается плавное регулирование скорости электро- двигателя. 15
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для регулирования скорости коллекторного электродвигателя, содержащие встречно-параллельно включен- 20 ные управляемые вентили, последовательно соединенные с электродвигателем, азосдвигающие lK цепочки, соединенные через пороговый элемент с управляющими электродами управляемых вентилей и включающие переменные резисторы, и пуско-регулирующий блок, связанный с ползунами переменных резисторов.
Это устройство обеспечивает плавное двухполупериодное регулирование во всем диапазоне скорости (? 3.
Его недостаток заключается в повышенном уровне радиопомех, генерируемых устройством, что приводит к ухудлению массогабаритных показате" лей из-эа необходимости установки специального помехоподавляющего фильтра.
Цель изобретения - улучшение массогабаритных показателей.
Поставленная цель достигается тем, что переменные резисторы выполнены с участками постоянного сопротивления, управляющий электрод одного вентиля соединен с участком постоянного сопротивления одного переменного резистора, участок постоянного сопротивления второго переменного резистора
3 97830 соединен с анодом второго вентиля, а ползуны переменных резисторов механически связаны между собой.
На фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства для регулирования скорости коллекторного электродвигателя; на фиг. 2 - графики напряжения питания электродвигателя.
Устройство для регулирования скорости коллекторного электродвигате- 10 ля 1 (фиг. 1) содержит встречно-параллельно включенные управляемые вентили 2 и 3 (например тиристоры), по; следовательно соединенные с электродвигателем l, фазосдвигающие в AC-це-, почки 4, 5 и 6, 7, включающие переменные резисторы 5 и 7,курок 8 и выключатель 9, связанные с ползунами 1О . и !1, переменных резисторов 5 и 7 (показано пунктиром на фиг. 1) . фазосдвигающие R C-цепочки 4, 5 и 6, 7 соединены с управляющими электродами управляемых вентилей 2 и 3 через пороговые элементы 12 и 13.
Переменные резисторы 5 и 7 выполнены с участками 14 и 15 постоянного сопротивления, при этом управляющий электрод одного вентиля 2 соединен с участком 14 постоянного сопротивления одного переменного резистора 5, участок 15 постоянног9 сопротивления другого переменного резистора 7 соединен с анодом второго вентиля 3, а ползуны 10 и 11 переменных резисторов 5 и 7 связаны между собой так, что, когда ползун 10 переменного резистора 5 находится в начале участка 14 постоянного сопротивления, ползун 11 переменного резистора 7 находится на рабочем участке этого резис- 4О тора (фиг. 1). Пуско-регулирующий блок выполнен в виде курка 8, связанного с выключателем 9.
Устройство работает следующим образом.
При включении. выключателя 9 курком 8 (фиг. 1 ) напряжение питания поступает к электродвигателю 1 через вентиль 3, который отпирается напряжением, поступающим íà его управляющий электрод с фазосдвигающих 1С-цепочек 6 и 7 через пороговый элемент 13.
При дальнейшем нажатии на курок 8 ползун l1 переменного резистора 7 .перемещается по его рабочему участку, благодаря чему увеличивается напряжение, подводимое к двигателю 1, до тех пор, пока на двигатель не будет подаваться напряжение в течение всего
9 ф полупериода (фиг. 2а ). В это время ползун !О переменного резистора 5 перемещается синхронно с ползуном 11 под действием курна 8 по участку 14 постоянного сопротивления переменного резистора 5. При этом вентиль 2 остается закрытым, так как в цепи его управляющего электрода находится полное сопротивление переменного резистора 5.
После того, как ползун 11 пройдет весь рабочий участок переменного резистора 7, он переходит на участок 15 постоянного сопротивления этого резис" тора, вследствие чего вентиль 3 остается открытым s течение всего полупериода напряжения питания (фиг. 2 б).
Одновременно ползун 10 переменного резистора 5 переходит на рабочий участок 14 этого. резистора, и начинается управление вентилем 2, который открывается на угол, определяемий величи-. ной сопротивления переменного резистора 5 (фиг. 2в).
Таким образом, изменение скорости электродвигателя 1 происходит плавно во всем диапазоне от нуля до максимума. При этом, поскольку регулирование осуществляется включением вентилей только один раз в течение периода, уровень радиопомех, генерируемых стройством, понижен, что приводит к ул чаению массогабаритных показателей (нет необходимости в установке специального помехоподавляющего фильтра ). формула изобретения
Устройство для регулирования скорости коллекторного двигателя, содержащее встречно-параллельно-включенные управляемые вентили, последовательно соединенные с электродвигателем, базосдвигающие RC-цепочки, соединенные через пороговые элементы с управляющими электродами управляемых вентилей и включающие переменные резисторы, и пуско-регулирующий блок, связанный с ползунами переменных резисторов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения массогабаритных показателей, переменные резисторы выполнены с участками постоянного сопротивления, управляющий электрод одного вентиля соединен с участком постоянного сопротивления одного переменного резистора, участок
978302 4
1. I1etabo F.1еИгоиег1слецПе, Technische Infornat Ion, Septenber, 1976, фиг. 11.
5 постоянного сопротивления второго переменного резистора соединен с ано дом второго вентиля, а ползуны пере" менных резисторов механически связаны между собой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Д иг.
ВНИИПИ Заказ 9336/72
Тираж 721 Подписное филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4
2. Hetabo Е1е trowerI:zeuge, Technische Infornation, Septenber, 1976, фиг. 19.