Система управления вентильным многодвигательным электроприводом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (щ 978308 (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву hb 672717 (22) Заявлено 30.06.81 (21) 3308021/24-07 (51}M. Кл.
Н 02 Р 7/68 с присоединением заявки М
9кударотекииый комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
ОпУбликовано 30.11.82. Бюллетень аф 44
Дата опубликования описания 30.11.82 (53) УДК621.3. .062,3 (088.8 ) (72) Авторы изобретения
В. В. Романов и Г. П. Шейна
Белорусский ордена Трудового Красного Зна
nGlIHTexHH÷åñêèé институт (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЕНТИЛЬНЫМ
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в многодвигательном электроприводе.
По -основному авт. св. М 672717 из вестна система управления вентильным многодвигательным электроприводом, содержащая управляемый базовый выпрямитель, выполненный по трехфазной схеме с нулевым выводом, два дополнительных
I тиристора, аноды которых объединены и i подключены к нулевому выводу базового
1О выпрямителя, а катод и управляющий электрод каждого подключен к выходу блока фазового смешения, разделительные дио ды, катоды которых объединены и подклю15 чены к управляющим электродам тиристо- ров базового выпрямителя, а анод каждого подключен к выходу блока фазового смещения дополнительного тиристора.
Недостатками известного устройства является невозможность плавного изменения выходного напряжения до нуля (ограничение по диапазону регулирования), большая мощность управления, (управля2 ющие импульсы поступают одновременно
I на.все FHpHcTopbI базового выпрямителя при необходимости отпирания только опю ного иэ них) и возможность неожиданного появления максимального напряжения на зажимах двигателей при углах регулирования pL >i 120о = oL >«.
Последнее, как правило, приводит к аварийному режиму, снижая надежность электропривода. Кроме того, известная система не позволяет использовать в качестве базового мостовой симметричноуправляемый выпрямитель.
Бель изобретения - расширение диапазона регулирования, уменьшение мощности управления и повышение надежности, Поставленная цель достигается тем, что в устройство дополнительно введены блок синхронизации управляющих импульсов н включенные последовательно бистабильный переключающий блок и кольцевая распределительная схема причем, выход блока синхронизации управляющих импульсов связан с синхрониэирующими вхо3 97830 дами блоков фазового смешения и с первым входом бистабильного переключаюшего блока, второй вход которого соединен с катодами разделительных диодов, а выходы кольцевой распределительной схемы соединены каждый с управляющим электродом соответствуюшего тиристора базового выпрямителя..
На фиг. 1 изображена схема системы управления вентильным многодвигательным электроприводом; на фиг. 2 - линейные диаграммы напряжений, поясняющие работу, схемы.
Система управления (фиг. 1 ) содержит базовый выпрямитель 1, к выходу которого подключены аноды дополнительных тиристоров 2 и 3, Выходы блоков
4 и 5 фазового смешения подключены к управляюшим электродам дополнительных тиристоров 2 и 3, а через разделительные диоды 6 и 7 — к второму входу бистабильного перекпючаюшего блока 8, выход которого, связан с входом кольцевой распределительной схемы 9. Синхрониэируюшие входы блоков 4 и 5 фа-, 5 зового смешения, а также первый вход бистабильного переключающего блока 8 соединены с выходом блока 10 синхро низации управляюших импульсов с сетью.
Выходы кольцевой распределительной схемы соединены с управляюшими электродами тиристоров базового выпрямителя.
Электродвигатели 1.1 и 12; зашунтированные диодами 13 и 14, подключены к базовому выпрямителю через дополнительные тиристоры 2 и 3.
Система работает следующим образом. Блок 10 синхронизации генерирует синхронизированные с питаюшей сетью импульсы управления (фиг. 2) частотой
49
f п Е, где Š— частота питаюшей сети;
rn- число импульсов выпрямленного напряжения на зажимах двигателя за период напряжения питаюшей сети (для трехфазной нулевой и трехфазной мостовой
45 полуправляемой схемы m = 3, дпя трехфазной мостовой симметричной гп=б,для однофазной мостовой схемы e=- 2), С выхода блока 10 импульсы поступают на входы блоков 4 и 5 фазового. смещения и на первый вход бистабильного переклю- 5
50 чающего блока 8, например триггера. При поступлении синхронизированного импульса на первый (установочный) вход триггера последний устанавливается в первое устойчивое состояние, при котором выход-55 ной импульс не генерируется.
Углы фазового смешения импульсов
0 1 и Nc1 (фиг. 2), создаваемые блока8 4 как правило, различны (Ь
С1
1 ЫС ) и определяются .напряжениями управления U> >l О, Смещенный импульс, появившийся с бпоков фазового смешения первым, (например U ) поступает одновременно на дополнительный тиристор 3, и через диод 6 - на второй вход триггера 8. Триггер при этом переключается в другое устойчивое состояние, и на его выходе появляется импульс U . Поступление на этот вход триггера поспедуюшего смеше нного импульса О Z со второго блока фазового смешения не изменяет состояния триггера. Поэтому импульс на выходе триггера появляется только при поступлении первого смещенного импульса.
С выхода триггера 8 импульс поступает на вход кольцевой распределительной схемы 9, и с выходов последней импульсы поступают поочередно на тиристоры базового выпрямителя.
Таким образом, отпирается дополнительный тиристор и соответствующий тиристор базового выпрямителя.
Напряжения на зажимах двигателей
Овых1 и Оных и регулируются независимо друг от друга путем изменения управляющих сигналов 0 1 и О . Лпя нормальной работы системы напряжение на выходе выпрямителя 1 (или, что то же, на зажимах каждого двигателя) должно иметь прерывистую форму. Зля этого угол регулирования вентилей (как дополни тельных тиристоров, так и тиристоров выпрямителя 1) должен быть не менее с иq (для трехфазной нулевой схемы с,„„,н=30о,,пля однофазной мостовой схемысА„„„„,=0).
Напряжение на зажимах двигателей при изменении напряжений управления ре-, гулируются от своего максимального значения до нуля.
Достоинством предлагаемого устройства является широкий диапазон изменения выходного напряжения (от максимацьного значения и до нуля), меньшая по сравнению с известным устройством потребляемая мощность управления, так как отпираюшие импульсы подаются только на один тиристор базового выпрямителя, а не на три сразу, как в известном устройстве. Кроме того, исключается возможность внезапного появления максимального напряжения на зажимах двигателей.
Это исключает аварийные,режимы и повышает надежность электропривода в целом. В качестве базового возможно использование трехфазного мостового симме три чного выпрямителя.
978308
Форм ула изобретения
Система управления вентильным многодвигательным элеKtpollpHводом по авт. св. N 667722771177, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, уменьшения мошности уп равления и повышения надежности, в нее дополнительно введены блок синхронизации управляюших импульсов и включенные последовательно бистабильный переключающий блок и кольцевая распределительная схема, причем выход блока синхронизации управляюших импульсов связан с синхронизируюшими входами блоков фазового смешения и с первым входом бистабильного переключаюшего блока, второй вход которого соединен с катодами разделительных диодов, а выходы кольцевой распределительной схемы соединены каждый с управляюшим электродом соответствуюшего тиристора бааового выпрямителя.
1О
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
% 67 27 1 7, кл. Н О 2 P 7 /6 8, l 97 9.