Способ прокатки железнодорожных колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<1>978991 ь®,, (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26. 05. 81 (21) 3295821/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
Опубликовано 0 l1? 82. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания 07. 12. 82 (И1М.К .
В 21 Н 1/04
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 621. 735..04 (088.8) (72) Авторы изобретения
А.М. Иоффе, М.И. Староселецкий, Л.A. Казберюк, В.Н. Крашевич, Б.А. Перков, A.Ã. Скороход, А.Г. Тармола и И.Б. Листопадов (71) Заявитель
Институт черной металлургии (54 ) СПОСОБ ПРОКАТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве желез нодорожных колес.
Известен способ прокатки железно дорожных колес иэ отформованных заготовок путем прокатки обода по наружной и боковой его поверхностям .и последующей прокатки обода с диском коренными и нажимными валками по диаметру с постепенным снижением удельного усилия обжатия нажимного валка t 1 ).
При отклонении параметров заготовки (температура нагрева, массы, состава металла и др.) происходит недокат гребня колеса, так как раскатка обода с диском по диаметру при высоком давлении(150-160 к"/ñì ) происходит быстрее, чем выкатка гребня, в результате чего докатку гребня производят за счет увеличения (на 2-3 оборота ) периода "полировки" при пониженном (до 55
60 кг/см ) давлении в гидроцилинд2 рах нажимных валков. При этом обжатие обода уменьшается до 0,4-0,8 мм за оборот, что позволяет в некоторых случаях "докатать" гребень, однако значительно (на 2 — 3 с ) увеличивает время прокатки и снижает производительность стана. Кроме того, длительная "полировка" приводит к сни5 жению точности геометрических размеров обода колеса за счет дополнительной раскатки обода с диском по диаметру.
Целью изобретения является улучшение качества колес.
Для достижения цели при прокатке желеэнодоро>хных колес из отформованных заготовок путем прокатки обода по наружной и боковым его поверхностям и последующей прокатки обода с диском и корренными и нажимными валками по диаметру, с постепенным снижением удельного усилия обжатия нажимйых валков, перед снижением удельного у"илия обжатия на>химных валков постепенно повышают удельное усилие обжатия коренных валков в течение 1,2-1 оборота с
55-60 до 80-90 кг/см и удерживают
2 его в течение 3-4 оборотов колеса, после чего сникают до 55-60 кг/см в течение 4 оборотов.
На чертеже показана схема обжатия обода колеса.
Боковые поверхности 1,2 обода
З0 и внутреннюю поверхность 3,4 обода, 978991 усилием 2000, 5000 и 10000 тс. заготовки из колесной стали несом
460-475 кг.
Процесс прокатки колеса можно условно разделить на четыре этапа.
На первом этапе при давлении рабочей жидкости в гидроцилиндрах нажимного валка и перемещения каретки 60 кг/см прокатывали обод по наружной и боковым поверхностям в течение 2,5-3 оборотов колеса.
На втором этапе давление в гидроцилиндре нажимных валков поднимали до 155 кг/см, и обод с диском про2 катывали по диаметру до размера
745 мм в течение 7 Оборотов колеса
При этом давление рабочей жидкости. в гидроцилиндре перемещения каретки оставалось равным 60 кг/см, и по мере раскатки диаметра жидкость выдавливалась в магистраль. Перед окончанием этапа, за 1-1,5 оборота до начала снижения давления, поршневую полость гидроцилиндра перемещения каретки запирали путем переключения распределителя в нейтральное положение. При этом давление н порш 2 невой полости повышалось до 85 кг/см и поддерживалось при помощи клапана 14 н течение 3-3,5 оборотов. При этом повышалась интенсивность выкатки гребня.
На третьем этапе давление жидкости н гидроцилиндре на>кимных валков постепенно, в течение 4 оборотов колеса, снижали до 60 кг/см и продолжали прокатку обода с диском по диаметру до размера 798-799 мм с интенсивной выкаткой гребня.
55
Пример осуществления способа.
В колесопрокатный стан задавались предварительно нагретые до 12401?60 С и отформованные на прессах 65 обрабатывают наклонными валками 5,6. С торца колеса установлен нажимной валок 7, обрабатывающий поверхность 8 ,катания, приводимый в движение посредством гидроцилиндра 9. С противоположной стороны колеса на каретке 10 установлен коренной валок 11. Каретка установлена с возможностью перемещения от гидроцилиндра 12, связанного с распределителем 13 и поддерживающим клапаном 14 (например,,предохранительным).
Сущность способа заключается в том, что отформованную заготовку задают в колесопрокатный стан и в течение 2,5-3 оборотов прокатывают обод по поверхности 8 и боковым 1,, 2 поверхностям при давлении рабочей жидкости в гидроцилиндрах 12 (перемещения каретки 10 ) и 9 (нажимного валка 7 ) 55-60 кг/см . Эатем увели2 чивают удельное давление нажимных валков, подняв давление в гидроцилиндре 9 до 150-160 кг/см, и про2 катывают обод с диском по диаметру с постоянным давлением в течение 67 оборотон, после чего удельное давление прокатки постепенно, в течение
3-4 оборотов, снижают путем уменьшения давления и гидроцилиндре 9 до
55-60 кг/см . При этом 3а 1-0,5 обо2 рота заготовки до начала снижения давления повышает удельное усилие обжатия коренного валка 11 на поверхность 8 катания колеса, для чего увеличинают давление рабочей жидкости в гидроцилиндре 12 до 80
90 кг/см и удерживают в течение 34 оборотов заготовки, затем снижают до 55-60 кг/см . При этом происходит перераспределение сил в очаге деформации. удельное давление на внутреннюю 3,4 и боковые 1,2 поверхности обода колеса уменьшается, а давление нажимного валка 7 на поверхность 8 катания колеса остается достаточным, чтобы совместно с коренным валком 11 обеспечить надежную выкатку гребня. Одновременно, по мере снижения давления прокатки, происходит "полировка" внутренних 3,4 и боковых 1,2 поверхностей обода колеса, что позволяет сократить на 1-2 с время прокатки за счет совмещения операций и получить оптимальные геометрические размеры чернового колеса. Окончательную доводку геометрических размеров пронрдят "полировкой", для чего колесо прокатывают в течение 2,5-3 оборотов при давлении рабочей жидкости н гидроцилиндрах 11 и 12, равном
55-60 кг/см1.
На четвертом этапе переключением распределителя 13 соединяли поршневую полость гидроцилиндра перемещения каретки с магистралью и при давлении 60 кг/см производили "полировку" — прокатынали обод с диском по диаметру до размера 800 мм с одновременной доводкой остальных геометрических размеров колеса.
Экономический эффект от внедрения данного способа (по данным завода им, К. Либкнехта ) составит:
1) Ожидаемый годовой объем производства колес на новой линии н
1980 г:
26,14x5825 = 152300 (шт.), где 26,14 — фактическая часовая производительность за
1979 г по ионой линии, т/час, 2) Рост объема производства при увеличении часовой производительности на 2,5Ъ:
152300х1,025-152300=156100-152300=3800.
3) Ожидаемый годоной экономический эффект с учетом капиталонло>кений 20000 руб.
978991
Формула изобретения
Составитель И. Ментягова
Техред M.Kîøòóðà Корректор А. Фере йц
Редактор Б. Федотов
Заказ 9471/14 Тираж 702 Подп ис ное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1J3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент",. г. Ужгород, ул. Проектная, 4
31 80х3800-(0,15x20000 )=117840 руб, где 31,80 — условно-постоянные расходы по цеху по плану на 1980 г;
0,15 — коэффициент эффективности капиталовложений.
Способ прокатки железнодорожных колес из отформованных заготовок путем прокатки обода по наружной и боковым его поверхностям и последуюцей прокатки обода с диском коренными и нажимными валками по диаметру с постепенным снижением удельного усилия обжатия нажимных валков, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью улучшения качества колес, перед снижением удельного усилия обжатия нажимных валков осуцествляют постепенное повышение удельного усилия обжатия коренных валков в течение 1,2- оборота с 55-60 до 80
90 кг/см и удерживают его в течение 3-4 оборотов колеса, после чего снижают до 55-60 кг/cM2 в течение
4 оборотов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 721201,кл. В 21 Н 1/01,07.07.78 (прототип).