Устройство для избирательного управления двумя реле

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 979

Класс 21а

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ устройства для избирательного управления двумя релэ.

К патенту Г. Л. Навяжского> заявленному 31 августа 1918 г. (заяв. свид. № 73685).

0 выдаче патента опубликовано 27 февраля 1926 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 r.

Устройство для избирательного управления двумя релэ при однородной линии достигается посредством комбинаций, заключающихся в присоединении управляющего конца провода к заземленному или незаземленному полюсу ближайшей батареи с применением включения и выключения того же конца провода и способа последовательного включения управляемых релэ.

На чертеже изображено устройство для избирательного управления при помощи однопроводной линии двумя рабочими релэ, Устройство заключает семь релэ, из коих 6 и 7 представляют собою два релэ, которыми требуется избирательно управлять, а релэ 7, 2, 3 и 4 являются вспомогательными, при помощи которых устанавливаются необходимые подготовительные цепи, а релэ 5 служит для автоматического приведения всего устройства в положение покоя.

На прилагаемом чертеже входящие в состав устройства приборы изображены в исходном положении, при котором линия L совершенно выключена, т. е. не имеет соединения ни с отрицательным, ни с положительным полюсом батареи E - . Если привести линию в соприкосновение с незаземленным (отрицательным) полюсом батареи В, находящейся у ближайшего к оператору конца линии, то образуется цепь ¹ 1: положительный полюс батареи В, контакт VII, якорь а, обмотка релэ 7, обмотка релэ 2, контакт V, якорь а."

1 » линия Z и отрицательный полюс батареи В2. Следует заметить, что в этот начальный момент работают в последовательном соединении обе батареи, но они служат лишь для возбуждения вспомогательных релэ, входящих в состав только что указанной подготовительной цепи. Благодаря этой цепи притягиваются якоря а и a Лишь только якорь а притянется к контакту I, установится цепь № 2: положительный полюс батареи В", якорь а, контакт I, обмотка релэ 7, обмотка релэ 4 и земля, вследствие чего произойдет возбуждение релэ 4, при чем замкнутся контакты Л и VIII и прервется контакт 1 Ы Однако, с перерывом этого последнего контакта прерывается также цепь Л" 1, так что якорь а"- вернется в свое исходное положение. Тем не менее, якоря а и Ь останутся притянутыми, благодаря образовавшейся цепи .№ 2; вместе с тем, так как контакт II I

-соединен с землей, то вместо цепи ¹ 1 ! установится следующая цепь М 3: отрицательный полюс батареи В -, ли- ния L якорь аз, контакт l; обмотка релэ 2, обмотка релэ 1, якорь а, контакт П и земля. Следовательно, релэ 7 и 2, которые в первый момент находились под током двух батарей В и В - в последовательном соединении, теперь окажутся под током только батареи В -, сила которой достаточна для того, чтобы .вызвать снова притяжение якоря а -.

Благодаря этому, замкнется контакт Л; а контакт III прервется, что влечет за собою образование цепи № 4: положительный полюс батареи Ва, якорь b4,,контакт VIII, якорь а -, контакт I l, обмотка релэ б и земля, т. е. происходит возбуждение релэ б. Это релэ, как сказано выше, представляет собою одно из тех двух релэ, которыми требуется избирательно управлять; таким образом, ;в конечном итоге релэ 6 работает в том случае, если линейный провод Х.;

:присоединить к отрицательному полюсу . батареи B

Наряду с полезной работой, для которой оно предназначается, т. е, наряду с включением непоказанной на, чертеже рабочей цепи, релэ б замы- кает также контакт Х и прерывает контакт IХ. Благодаря контакту Х, устанавливается цепь № 5: положитель( ный полюс батареи В„контакт Х, якорь а6, обмотка релэ 5, земля, т. е., :происходит возбуждение релэ 5.

Пока контакт между линейным про.водом и отрицательным полюсом ба- тареи B - сохраняется, прибор остается контакт ХIП вЂ” обмотка релэ 5 — земля.

Следовательно, контакт Х1П остается замкнутым, но вместе с тем теперь восстановился контакт IХ, а комбинация этих обоих контактов устанавливает короткое замыкание батареи В, (положительный полюс, якорь а", контакт ХПI, якорь а6, контакт IХ, якорь а", контакт XI, земля). Таким образом, после выключения линии ток во всех релэ прервется и все устройство автоматически придет в исходное положение покоя.

Если линию L привести в соединение с землей, в первый момент устанавливается цепь № 7: положительный полюс батареи В1, контакт I II, ÿêîðü а, обмотка релэ 7, обмотка релэ 2, контакт V, якорь а", линия Х. — земля.

Благодаря этой цепи, притягивают якоря а и аа. Лишь только якорь а замкнет контакт 1, установится цепь № 2 (см. выше), при чем замкнутся контакты П и VIII и прервется контакт VII. Благодаря перерыву контакта ГП; прервется цепь № 7, и якорь а - вернется в исходное положение, но якоря а, а и b останутся притянутыми, благодаря цепи № 2.

Так как теперь (в противоположность тому случаю, когда линия приводится в контакт с незаземленным полюсом батареи В - ) цепи № 3 уже не образуется, то якорь а - остается в исходном положении, т. е. окончательно восстанавливается контакт 111. Благодаря комбинации контактов Vill и III, образуется цепь М 8: положительный полюс батареи В", якорь о, контакт Vill, якорь а-, контакт III, обмотка релэ 3— земля, т. е, работает релэ 3, при чем контакт VI замыкается, а контакт V в только что указанном положении, т. е. релэ б продолжает действовать.

Если теперь прервать этот контакт, то цепь ¹ 3 моментально прерывается, ! что влечет за собою перерыв контакта .IV; благодаря перерыву контакта IV,;.прерывается цепь № 4, т. е. прерывается контакт Х и восстанавливается контакт IX. Благодаря перерыву контакта Х, прерывается цепь № 5, но .релэ 5 пока еще остается под током, так как вместо цепи ¹ 5 установилась

-(благодаря контакту Х1П) новая цепь .№ 6: положительный полюс В;, якорь а", прерывается. В таком случае линия L, которая пока продолжает оставаться в соединении с землей, оказывается продолженною через якорь аз, контакт Vl обмотку релэ 7 — к положительному полюсу батареи В, образуя цепь № 9, вследствие чего релэ 7 возбуждается, замыкая контакт ХП и размыкая контакт Хl.

Как указано выше, релэ 7 — это одно из тех двух релэ, которыми требуется управлять. Это релэ, следовательно, работает после приведения линии L в соединение с землей.

Возвращение устройства в исходное положение после работы релэ 7 происходит по тому же способу, что и после работы релэ б, а именно: так как при работе релэ 7 замыкается контакт Х11, то это влечет за собою образование цепи № 10: положительный полюс батареи В8, контактХII, якорь а, контакт IХ, якорь ав, обмотка релэ 5, земля. Благодаря этой цепи, работает релэ 5 и замыкается контакт ХПI, что, в свою очередь, влечет за собою установку уже описанной выше цепи № 6, т. е. контакт Х1П остается замкнутым и после перерыва контакта XII. Перерыв этого контакта наступит в тот момент, когда линия L будет отсоединена от земли, при чем одновременно с этим восстановится контакт Х1. Но при комбинации контактов ХПI и ХI батарея Вз окажется замкнутой на короткое, и все устройство автоматически придет в исходное положение.

Огносительно взаимоотношения контактов 1, П, П1, 1V, 4"11 и И11 в схеме следует заметить следующее: когда нужно заставить работат релэ б, линию L приводят в контакт с незаземленным (отрицательным) проводом батареи В; если же нужно заставить работать релэ 7, линию приводят в соединение с землей. Как в одном, так и в другом случае, устройство в первое мгновение должно пройти через один и тот же этап, т. е. начинает притягиваться якорь а и a"-, вслед за которыми, в свою очередь, начинают притягиваться якоря а4 и Ь4. Во время этой, хотя и мгновенной, работы устройства последняя может нарушиться, если вышеуказанные контакты не будут замыкаться в определенной последовательности. Эта последовательность заключается в том, что якорь а - после своих первоначальных колебаний должен занять правильное место (т. е. должен окончательно коснуться контакта 111 и IV) раньше, чем замкнется контакт VIII. Достигнуть этого можно урегулированием действия соответствующих релэ или иными, обычно применяемыми для сего средствами.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Устройство для избирательного управления с одного конца однопроводной линии двумя релэ, расположенными у другого ее конца, характеризующееся совокупным применением: а) двух батарей В, и В„расположенных на одном конце линии Z и заземленных своими одноименными (положительными или отрицательными) полюсами, б) батареи В, расположенной на другом конце линии L и заземленной полюсом противоположной полярности относительно заземленных полюсов батарей В, и В„при чем линия L может быть присоединяема одним концом то к незаземленному, то к заземленному по люсу батареи В;, вследствие чего должно приходить в действие (от батареи В, или батареи В,) одно из рабочих управляемых релэ 6, 7; в) вспомогательных

1 релэ 7, 7а, 2, 3, 4, последовательно устанавливающих при соединении линии L с незаземленным полюсом батареи В,— следующие цепи: № 1 („плюс" ! батареи В„контакт VII, якорь а4

> 4 обмотка релэ 7, обмотка релэ 2, кон, такт V, якорь а„линия Z, „минус батареи B ), вследствие чего должны притягиваться якоря и должны замыкаться цепи, № 2 „плюс батареи В,, якорь а,, контакт 1 обмотка релэ 7а, обмотка релэ 4, земля), № 3 (отрицательный полюс батареи В, ëèíèÿ L, якорь ац, контакт Г обмотка релэ 2, обмотка релэ 7, якорь а4, контакт П, земля) и № 4 („плюс батареи В., якорь b4, контакт VIII, якорь a„контакт IV, обмотка б, земля), и в то же время должна размыкаться цепь № 1; г) релэ 5, служащего для автоматического возвращения всего устройства в исходное положение при изолировании конца линии L, где находится батарея В.,