Устройство управления движением судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

1- МтО СКОМ СВИДИтВЛЬСтВУ

Союз Советск;: я

Социалистических

Республик (itI979204 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 210581 (21)3308155/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 07.12.82. Бюллетень Йо 45

Дата опубликования описания 07.1282

1И1М.К .

В 63 Н 25/04

В 63 Н 21/22

Госуларствениый коиитВт

СССР по делаи изобретений и открытий (53) УДК 621. 3. 078— 503 53: 621. 12. ,06 (088, 8) (72) Авторы изобретения

Г. 3, Шлейер, Т. В. Юргенс и Л. II. Муратиков

Ордена Ленина институт проблем управления и Ленинградский институт водного транспорТа (713 Заявители (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА

Изобретение относится к судострое нию, в частности к устройствам управления движением судна.

Известно устройство управления движением судна, содержащее эадатчик и датчик курса, подключенные соответственно к первому и второму входам суммирующего усилителя, выход которого соединен с входом рулевого привода судна, задатчики и регулято.ры оборотов правого и левого гребных винтов и датчик положения руля 31 3.

Недо стат ком и э вест ного у строй ства является низкая надежность его работы.

Цель изобретения — повьыение надежности работы устройства.

Для этого в устройство введены подключенный к третьему входу суммирующего усилителя датчик угловой скорости судна, блок ограничения, блок интегрирования и первый и второй сумматоры, причем выход блока интеприрования связан соответственно с первыми входами сумматоров и с входом блока ограничения, выход задатчика оборотов правого гребного винта подключен к второму входу первого сумматора, выход которого соединен с входом регулятора оборотов правого греб ного винта, выход задатчика оборотов левого гребного винта подключен к второму входу второго сумматора, выход которого соединен с входом регулятора оборотов левого гребного винта, выход блока ограничения соединен с вторым входом блока интегрирования, а выход датчика положения руля подключен к четвертому входу суммирующего усилителя и к первому входу блока интегрирования, при этом первый вход первого сумматора выполнен инвертирующим.

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства управления.

Она состоит иэ эадатчика 1 курса, датчика 2 курса, датчика 3 угловой скорости судна, датчика 4 положения руля, суммирующего усилителя 5, рулевого привода 6, блока 7 автоматического управления курсом судна, блока 8 интегрирования, блока 9 ограничения, регулятора 10 оборотов гребного правого винта, регулятора

11 оборотов левого гребного винта, задатчик 12 и 13 оборотов правого винта и левого винта, сумматора 14, сумматора 15 с инвертирующим входом

979204

40 объекта 16 управления (движительного комплекса судна). устройство работает следующим образом.

При отклонении судна от заданного курса под действием случайного возмущения вырабатываются сигналы с дат чиков 2, 3, 4, которые поступают на вход суммирующего усилителя 5, суммарный сигнал поступает на вход рулевого привода 6. Рулевой привод начинает перекладывать руль до тех пор, пока на выходе усилителя 5 суммарный сигнал не станет равным нули.

Сигнал, соответствующий углу отклонения руля, с датчика 4 одновременно поступает на вход блока 8, на выходе которого вырабатывается сигнал, величина которого формируется блоком 9 ограничения. Этот сигнал поступает согласно и инверсно через сумматоры 14 и 15 к регулятору 10 оборотов правого гребного винта и к регулятору 11 оборотов левого гребного винта и приводит к увеличению подачи топлива, например, в левый главный двигатель (при изменении знака сигнала с блока 8 происходит противоположный разбаланс оборотов правого и левого гребных винтов .

Процесс увеличения разбалансировки оборотов прекратится, когда на входе блока 8 будет сигнал, равный

О, т.е. когда руль вернется в нулевое положение. В этом случае внешний момент, приложенный к судну, будет компенсироваться моментом, создаваемым различной тягой правого и левого гребных винтов.

Когда угол дрейфа, создаваемый отклонением руля, будет равен также

О, то судно будет двигаться с минимальным лобовым сопротивлением. Это позволит сократить затраты топлива, повысить скорость хода и надежность работы устройства.

Формула изобретения

Устройство управления движением судна, содержащее задатчик и датчик курса, подключенные соответственно к первому и второму входам суммирующего усилителя, выход которого соединен с входом рулевого привода судна, задатчики и регуляторы оборотов правого и левого гребных винтов и датчик положения руля, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, оно снабжено подключенным к третьему входу суммирующего усилителя датчиком угловой скорости судна, блоком ограничения, блоком интегрирования и первым и вторым сумматорами, причем выход блока интегрирования связан соответственно с первыми входами сумматоров и с входом блока ограничения, выход задатчика оборотов правого гребного винта подключен к второму входу первого сумматора, выход которого соединен с входом регулятора оборотов правого гребного винта, выход задатчика оборотов левого гребного винта подключен к второму входу второго сумматора, выход которога соединен с входом регулятора оборотов левого гребного винта, выход блока ограничения соединен с вторым входом блока интегрирования, à Bblход датчика положения руля подключен к четвертому входу суммирующего усилителя и к первому входу блока интегрирования, при этом первый вход первого сумматора выполнен инвертирующим.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 749731, кл. В 63 Н 21/22, 1978 (прототип) .

979204

Составитель С. Марфина

Редактор Н. Аристова Техред Y..Коштура Корректор М. Демчик

Заказ 9502/23 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4