Приработочная присадка к смазочным маслам и топливам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик () 979494 (6!) Дополнительное к авт. свид-ву

/ (22) Заявлено 290780 (21) 2965194/23-0 4 (И М Кл з с присоединением заявки Hо ,, (23) приоритет

С 10 М 2/38

С 10 L 1/24

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй

Опубликовано 0712.82. Бюллетень Йо 45

Дата опубликования описания 0712.82 (%3) УДК е 21. 892, .В(088 ° 8) М.Г. Воронков, Н. В. Храмцов, В.С. Малаев, Э. Н. Дерягина н A.Å. Королев (72) Авторы изобретения

Иркутский институт органической химии Сибирского отделения

АН СССР (73) Заявитель (54)ПРИРАБОТОЧНАЯ ПРИСАДКА К СИАЭОЧНЬк4 МАСЛАМ

И ТОПЛИВАМ

Изобретение относится к обработке двигателей внутреннего сгорания.

Обкатка двигателей внутреннего сгорания является важнейшей заключительной операцией при их изготовлении или ремонте, во многом определяющей годность, надежность и долговечность двигателей.

По существенной технологии на заводах-изготовителях и авторемонтных предприятиях выполняется лнЫь частичная приработка сопряжений. Полная макро- и микрогеометрическая приработка выполняется в условиях эксплуатации, где не всегда возможно выдер-. жать рациональный режим обкатки.

Предприятие затрачивают значительное количество времени и средств на проведение эксплуатационной обкатки.

Эффективными способом ускорения: приработки двигателей внутрейнего сгорания является использование приработочных масел и приработочных Присадок к смазочным маслам и топливам.

Для ускорения обкатки двигателей используется присадка АЛП-2, представляющая собой полиалюмооксан, растворенный в масле, и вводимая в топливо (1).

Недостатками этой присадки является следующеее присадка ускоряет приработку только цнлиндро-поршневой группы двигателя и не оказывает воздействия на приработку двух сопряжений двигателя (вкладыши, подшИ? ники, шейка коленчатого вала и др.).

Присадка АЛП-2 действует как приап работочная паста, поэтому макро- н . микрогеометрическая приработка происходит в основном за счет микрореэа ния, вследствие. чего наблюдается повышенный начальный износ сопряжений двигателя.

Известно приработочное масло, содержащее 4,5% порошкообразной серы, которое также используется только для дизельных двигателей, при его хранении и транспортировке сера выпадает в осадок, что приволит к неудобствам при использовании и некачественной приработке двигателей (2 3.

Известно использование для обкигки двигателей внутреннего сгорания присадок, которые представляют иэ себя абразивный материал илн материалр который становится абразивным в цилиндрах (3 ).

К недостаткам этих прнсадок следует отнести ограниченность их приме979494 нения (добавляются либо в топливо, либо в масло), повышенный износ сопряжений двигателя, связанный с механизмом абразивного действия присадок, усложнение технологии при введении присадок во нпускаемый в двигатели воздух.

Цель изобретения — усовершенствование технологии обкатки и достижение полной приработки всех сопряжений двигателя. 10

Поставленная цель достигается применением бензилэтилксантогената в качестве приработанной присадки к смазочным маслам и топливам.

Бензилэтилксантогенат известен в качестве регулятора сополимеризации бутадиена и стирола (4 3.

Бензилэтилксантогенат (присадка

ДК-8 ) представляет собой желто-коричневую жидкость с содержанием основного вещества 98,9%, плотность при

20 С 1,146-1,156 г/см, поддержание серы 30,6%. Присадка хорошо растворима в смазочных маслах и топливах.

Присадка ДК-8 является- умеренно токсичным соединением, что позволяет использовать ее в промышленности.

Пример 1. Обкатка карбюраторных двигателей (ГАЗ-51, ЗМ3-53, ЗИЛ-130, УРАЛ-375 ).

Производят две серии испытаний: одну группу двигателей обкатынают без присадки, в другой группе (ЗМЗ-53 и ГАЗ-51 ) при обкатке вводят

1Ъ присадки ДК-8 в смазочное масло и 1,5В - a топливо. 35

В табл. 1 приведены данные. о нлиянии технологии обкатки на начальный износ компрессионных колец.

Смазочные масла и топливо применяют в соответствии с техническими 4р условиями на ремонт двигателей.

Установлено, что полная приработка двигателей ЗМЗ-53 ускоряется примерно в 3 раза, износ компрессионных колец уменьшается в два раза (табл.1)45

B табл. 2 принедены результаты измерения шероховатости поверхности деталей двигателей после обкатки.

После 1,5 ч стендовой обкатки с присадкой степень приработки сопряже- — „ !

50 ний двигателей настолько высока, что двигатель можно вводить „в эксплуатацию беэ опасения повреждения в процессе эксплуатационной обкатки (табл. 2)..

Установлено, что межремонтный ре. сурс двигателей ЗМЗ-58, обкатанных с присадкой, увеличивается на 23,6% по сравнению с двигателями, обкатан ными без присадки (табл. 3).

В табл. 3 показано влияние присадки ДК-8 на ресурс двигателей

ЗЬЯ.-,5 3.

Аналогично, надежность двигателей

ГАЗ-51 зрдчительно повышается„ если обкатка проведена с прис дкой ДК 8 урс двигателей при этом пов-, ается на 5993 км.

Пример 2. Обкатка дизельных двигателей (ЯМЗ" 238, Д-108, Д-50, СМД-14, A-41) °

При проведении сравнительных испытаний установлена эффективность присадки ДК-8 для обкатки дизельных двигателей при введении ее н топливо и масло (табл. 4) °

Методом математического планирования эксперимента установлены оптимальные значения концентрации присадки в топливе (2,5-3,0%) и в масле (1,4-1,8%).

Качество обкатки дизельных двигателей выше при использовании присадки ДК-8.

Результаты сравнительных испытаний двигателей ЯМЗ-238 представлены в табл. 4.

Результаты сравнительных испытаний предлагаемой присадки и известной

АЛП-2 "приведены в таблице 5.

Примененйе бензилэтилксантогената в качестве прнработочной присадки (ДК-8) имеет следующие преимущества.

Эффективность применения как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.

Присадку ДК-8 можно вводить как н топливо, так и в масло, что позволяет ускорить процесс приработки всех сопряжений двигателя.

Дешевизна;присадки, стабильность при транспортировке и хранении. Основой действия присадки ДК-8 является образование в условиях жестких режимов трения квазисмазочных слоев, являющихся продуктами химического взаимодействия металла трущихся поверхностей с реакционноспособной группировкой, входящей в молекулу присадки (атомы серы). На поверхности металла образуются Мягкие суЛьфидные пленки, препятствующие вырыванию его на глубину, облегчая разрушение узлов схватывания в поверхностных слоях в процессах приработки. После обкатки на поверхности металлических деталей двигателя не остается твердых частиц, которые необходимо удалять (как в случае применения других присадок).

При обкатке двигателей с применением присадки ДК-8 ускоряется эксплуатационная обкатка, повышается надежность и долговечность отремонтированных двигателей.

Присадка ДК-8 может использоваться не только на ремонтных предприятиях, но и на заводах-изготовителях.

979494

Таблица 1

Технология обработ ки

Изндс колец компрессо-" ра, мгм

Стендовая Эксплуатационная

17,2

Известная

14,7

Предлагаемая

Известная

41,4

27,6

40 ч

Предлагаемая

Таблица 2

Технология обкатки ествувщая разраб

Место измерений

Деталь суц отанная

Значение шероховатости, Камки

25 30 мм от верхней час" ° ти

Гильзы цилиндров

0,120

0,124

0,143

0,182

0,48

Среднее подшипнику

0,51

1Таблица 3

Величина р есурса, км среднего 80% гамма-ресурса

Технология обкатки

4667

46861

Вез присадок

С присадкой ДК8

9554

57970

Таблица 4

° В Ф

i Двигатели обкатаны

Показатели без присадки с присадкой

Показания тормоза, кос

29,8

32,1

Мощность дзига .еля, л.с.

205,55

200,2

Яасовой расход топлива, кг/ч

38,6

38,8

Удельный расход топлива, г/л. с. ч

187,8 192,8, Шатун ные вкладыши подшипников

,80-90 мм от верхней части

457,5

235,5 (г

249,8

115 4!

1 1

О 3- Э.dp O, ОР,„ЪР3

6 с Й Э

Р\ Ц Н3 Р3 Ц I

РЪ

»0

ОЪ н!

0»!

1 р Э

3 Р3 а Р3

1

0О I Ф н

ОЗЭ

1 3О

РЪ

ОЪ (О ъ

0О я3»

»

Ol

Ж 03 аРЗВ

3" .О 333

О1

° 3

Ф

Ch

»-»

ОО о

I 3

1 0Р

1 Ъ Н Р3

Ю н

Э о

Р3 РЪ 03 с» Э

3.", Н! Р3 3»

I l

РЪ м и 3

C»3 I

Ц1 300

V I Эа03

l 3C3 4 O

1 I н Р3 cfl 1 с Э

Р3 3,"н 033 (»Ъ с

»-3

С»Ъ

° Ф н

CIO

I о Э

Р3

Ж

Р3 Ц

Ill

1О н

0О О Э " 03

l и Р3 иЪ Е

"Х - Э1

gI Ц и Р3 3:3

Ul

Ю н н

C) % (Ч н

C»l

0D

Ю 1 н мЪ

М н н

»-»

Ю

CV н»

IA г3

»»

1 3

3 РЪХР3

1 эаlaж

t Р33.«ОМ

° 0

Ю н! н н

Ю

СО.

М

»-»

0О н!

30 сООЭю

Н 30М

0РХ Х »ъР(Р3 Цн

IA

Щ

Ю

С»3

С»Ъ Ф»

С Ъ о п3 Э!

Р3 Ц

1 ж и

Ц о н

Э

Р\ Р3

С»3

IC3 1

ОЪ

РЪ

ОЪ

0О (»Ъ О

Ю

ОЪ н»

И 1

ОО 3 (»Ъ I »3» сч3н 1 м

I 4

1 03

М

»-»

Ch

»-»

00

МР

ОО

Р ) Ю

Ю (O 03

СС3 03 аж

Ф

Р3 и о

О at<

03 О 4 ь хх

1 5

Х 30

1ХНЭ

l НОН

М О 03 (t3 X 4

l egXO

1m35t:

Р»

1 о

3 1

;.1 1

0!II 3

1 1 р I I

I 1

I 3

1 t

1 I

1 I

I 1

1

1

I 33

I Э

I 4 I

3 Э 1

1 Н I.

l Э 1

4 I

Ж 1

1 Р3 1 Р31

1 . ° I

,@1, ,,о!

1 Ж 1

I Ж I

1 4 1

IOI

I и 1

lOI ж1

3 Х3

Э 1

H I

1 t

11 И

1 !на» а, 1

3»ЪМ

I э а

979494

o o

A Э °

1 Ц ожо

Ом3: ж 03

88/33» карый

1 & 1

Х 03 03

РМО

Р АНХО!

Ц Э 03 М »&ай

979494

Формула изобретения

Составитель Л.Иванова

Редактор Л.Авраменко Техред С.МигунОВа Корректор М.Демчик

Заказ 9280/9 Тирам 524 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Применение бенэилэтилксантогената я качестве приработочной присадки к смазочным маслам и топливам.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Папок К.К. и др. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадками и специальным жидкостям, М., "Химия", 1975, с. 198-199, 2. Авторскее свидетельство СССР

В 143953, кл. С 10 М 1/12, 1962.

3. Патент Великобритании

В 1031014, кл. F 1 М, опублик. 1963.

4. Патент США Э 2547150,,кл. 2б0«84.3, опублик. 1951.