Приработочная присадка к смазочным маслам и топливам
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик () 979494 (6!) Дополнительное к авт. свид-ву
/ (22) Заявлено 290780 (21) 2965194/23-0 4 (И М Кл з с присоединением заявки Hо ,, (23) приоритет
С 10 М 2/38
С 10 L 1/24
Государственный комнтет
СССР но делам нзобретеннй н открытнй
Опубликовано 0712.82. Бюллетень Йо 45
Дата опубликования описания 0712.82 (%3) УДК е 21. 892, .В(088 ° 8) М.Г. Воронков, Н. В. Храмцов, В.С. Малаев, Э. Н. Дерягина н A.Å. Королев (72) Авторы изобретения
Иркутский институт органической химии Сибирского отделения
АН СССР (73) Заявитель (54)ПРИРАБОТОЧНАЯ ПРИСАДКА К СИАЭОЧНЬк4 МАСЛАМ
И ТОПЛИВАМ
Изобретение относится к обработке двигателей внутреннего сгорания.
Обкатка двигателей внутреннего сгорания является важнейшей заключительной операцией при их изготовлении или ремонте, во многом определяющей годность, надежность и долговечность двигателей.
По существенной технологии на заводах-изготовителях и авторемонтных предприятиях выполняется лнЫь частичная приработка сопряжений. Полная макро- и микрогеометрическая приработка выполняется в условиях эксплуатации, где не всегда возможно выдер-. жать рациональный режим обкатки.
Предприятие затрачивают значительное количество времени и средств на проведение эксплуатационной обкатки.
Эффективными способом ускорения: приработки двигателей внутрейнего сгорания является использование приработочных масел и приработочных Присадок к смазочным маслам и топливам.
Для ускорения обкатки двигателей используется присадка АЛП-2, представляющая собой полиалюмооксан, растворенный в масле, и вводимая в топливо (1).
Недостатками этой присадки является следующеее присадка ускоряет приработку только цнлиндро-поршневой группы двигателя и не оказывает воздействия на приработку двух сопряжений двигателя (вкладыши, подшИ? ники, шейка коленчатого вала и др.).
Присадка АЛП-2 действует как приап работочная паста, поэтому макро- н . микрогеометрическая приработка происходит в основном за счет микрореэа ния, вследствие. чего наблюдается повышенный начальный износ сопряжений двигателя.
Известно приработочное масло, содержащее 4,5% порошкообразной серы, которое также используется только для дизельных двигателей, при его хранении и транспортировке сера выпадает в осадок, что приволит к неудобствам при использовании и некачественной приработке двигателей (2 3.
Известно использование для обкигки двигателей внутреннего сгорания присадок, которые представляют иэ себя абразивный материал илн материалр который становится абразивным в цилиндрах (3 ).
К недостаткам этих прнсадок следует отнести ограниченность их приме979494 нения (добавляются либо в топливо, либо в масло), повышенный износ сопряжений двигателя, связанный с механизмом абразивного действия присадок, усложнение технологии при введении присадок во нпускаемый в двигатели воздух.
Цель изобретения — усовершенствование технологии обкатки и достижение полной приработки всех сопряжений двигателя. 10
Поставленная цель достигается применением бензилэтилксантогената в качестве приработанной присадки к смазочным маслам и топливам.
Бензилэтилксантогенат известен в качестве регулятора сополимеризации бутадиена и стирола (4 3.
Бензилэтилксантогенат (присадка
ДК-8 ) представляет собой желто-коричневую жидкость с содержанием основного вещества 98,9%, плотность при
20 С 1,146-1,156 г/см, поддержание серы 30,6%. Присадка хорошо растворима в смазочных маслах и топливах.
Присадка ДК-8 является- умеренно токсичным соединением, что позволяет использовать ее в промышленности.
Пример 1. Обкатка карбюраторных двигателей (ГАЗ-51, ЗМ3-53, ЗИЛ-130, УРАЛ-375 ).
Производят две серии испытаний: одну группу двигателей обкатынают без присадки, в другой группе (ЗМЗ-53 и ГАЗ-51 ) при обкатке вводят
1Ъ присадки ДК-8 в смазочное масло и 1,5В - a топливо. 35
В табл. 1 приведены данные. о нлиянии технологии обкатки на начальный износ компрессионных колец.
Смазочные масла и топливо применяют в соответствии с техническими 4р условиями на ремонт двигателей.
Установлено, что полная приработка двигателей ЗМЗ-53 ускоряется примерно в 3 раза, износ компрессионных колец уменьшается в два раза (табл.1)45
B табл. 2 принедены результаты измерения шероховатости поверхности деталей двигателей после обкатки.
После 1,5 ч стендовой обкатки с присадкой степень приработки сопряже- — „ !
50 ний двигателей настолько высока, что двигатель можно вводить „в эксплуатацию беэ опасения повреждения в процессе эксплуатационной обкатки (табл. 2)..
Установлено, что межремонтный ре. сурс двигателей ЗМЗ-58, обкатанных с присадкой, увеличивается на 23,6% по сравнению с двигателями, обкатан ными без присадки (табл. 3).
В табл. 3 показано влияние присадки ДК-8 на ресурс двигателей
ЗЬЯ.-,5 3.
Аналогично, надежность двигателей
ГАЗ-51 зрдчительно повышается„ если обкатка проведена с прис дкой ДК 8 урс двигателей при этом пов-, ается на 5993 км.
Пример 2. Обкатка дизельных двигателей (ЯМЗ" 238, Д-108, Д-50, СМД-14, A-41) °
При проведении сравнительных испытаний установлена эффективность присадки ДК-8 для обкатки дизельных двигателей при введении ее н топливо и масло (табл. 4) °
Методом математического планирования эксперимента установлены оптимальные значения концентрации присадки в топливе (2,5-3,0%) и в масле (1,4-1,8%).
Качество обкатки дизельных двигателей выше при использовании присадки ДК-8.
Результаты сравнительных испытаний двигателей ЯМЗ-238 представлены в табл. 4.
Результаты сравнительных испытаний предлагаемой присадки и известной
АЛП-2 "приведены в таблице 5.
Примененйе бензилэтилксантогената в качестве прнработочной присадки (ДК-8) имеет следующие преимущества.
Эффективность применения как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.
Присадку ДК-8 можно вводить как н топливо, так и в масло, что позволяет ускорить процесс приработки всех сопряжений двигателя.
Дешевизна;присадки, стабильность при транспортировке и хранении. Основой действия присадки ДК-8 является образование в условиях жестких режимов трения квазисмазочных слоев, являющихся продуктами химического взаимодействия металла трущихся поверхностей с реакционноспособной группировкой, входящей в молекулу присадки (атомы серы). На поверхности металла образуются Мягкие суЛьфидные пленки, препятствующие вырыванию его на глубину, облегчая разрушение узлов схватывания в поверхностных слоях в процессах приработки. После обкатки на поверхности металлических деталей двигателя не остается твердых частиц, которые необходимо удалять (как в случае применения других присадок).
При обкатке двигателей с применением присадки ДК-8 ускоряется эксплуатационная обкатка, повышается надежность и долговечность отремонтированных двигателей.
Присадка ДК-8 может использоваться не только на ремонтных предприятиях, но и на заводах-изготовителях.
979494
Таблица 1
Технология обработ ки
Изндс колец компрессо-" ра, мгм
Стендовая Эксплуатационная
17,2
Известная
14,7
Предлагаемая
Известная
41,4
27,6
40 ч
Предлагаемая
Таблица 2
Технология обкатки ествувщая разраб
Место измерений
Деталь суц отанная
Значение шероховатости, Камки
25 30 мм от верхней час" ° ти
Гильзы цилиндров
0,120
0,124
0,143
0,182
0,48
Среднее подшипнику
0,51
1Таблица 3
Величина р есурса, км среднего 80% гамма-ресурса
Технология обкатки
4667
46861
Вез присадок
С присадкой ДК8
9554
57970
Таблица 4
° В Ф
i Двигатели обкатаны
Показатели без присадки с присадкой
Показания тормоза, кос
29,8
32,1
Мощность дзига .еля, л.с.
205,55
200,2
Яасовой расход топлива, кг/ч
38,6
38,8
Удельный расход топлива, г/л. с. ч
187,8 192,8, Шатун ные вкладыши подшипников
,80-90 мм от верхней части
457,5
235,5 (г
249,8
115 4!
1 1
О 3- Э.dp O, ОР,„ЪР3
6 с Й Э
Р\ Ц Н3 Р3 Ц I
РЪ
0О
»0
ОЪ н!
0»!
1 р Э
3 Р3 а Р3
1
0О I Ф н
ОЗЭ
1 3О
РЪ
0О
ОЪ (О ъ
0О я3»
»
Ol
Ж 03 аРЗВ
3" .О 333
О1
° 3
Ф
0О
Ch
»-»
ОО о
I 3
1 0Р
1 Ъ Н Р3
0О
Ю н
Э о
Р3 РЪ 03 с» Э
3.", Н! Р3 3»
I l
РЪ м и 3
C»3 I
Ц1 300
V I Эа03
l 3C3 4 O
1 I н Р3 cfl 1 с Э
Р3 3,"н 033 (»Ъ с
1О
»-3
С»Ъ
° Ф н
CIO
I о Э
Р3
Ж
Р3 Ц
Ill
1О н
0О О Э " 03
l и Р3 иЪ Е
"Х - Э1
gI Ц и Р3 3:3
Ul
Ю н н
C) % (Ч н
C»l
0D
Ю 1 н мЪ
М н н
»-»
Ю
CV н»
IA г3
»»
1 3
3 РЪХР3
1 эаlaж
t Р33.«ОМ
° 0
Ю н! н н
Ю
СО.
М
»-»
0О н!
30 сООЭю
Н 30М
0РХ Х »ъР(Р3 Цн
IA
Щ
Ю
С»3
0Ъ
\О
С»Ъ Ф»
С Ъ о п3 Э!
Р3 Ц
1 ж и
Ц о н
Э
Р\ Р3
С»3
IC3 1
ОЪ
РЪ
ОЪ
0О (»Ъ О
Ю
ОЪ н»
И 1
ОО 3 (»Ъ I »3» сч3н 1 м
I 4
1 03
0О
М
»-»
Ch
»-»
1О
00
МР
ОО
Р ) Ю
Ю (O 03
СС3 03 аж
Ф
Р3 и о
О at<
03 О 4 ь хх
1 5
Х 30
1ХНЭ
l НОН
М О 03 (t3 X 4
l egXO
1m35t:
Р»
1 о
3 1
;.1 1
0!II 3
1 1 р I I
I 1
I 3
1 t
1 I
1 I
I 1
1
1
I 33
I Э
I 4 I
3 Э 1
1 Н I.
l Э 1
4 I
Ж 1
1 Р3 1 Р31
1 . ° I
,@1, ,,о!
1 Ж 1
I Ж I
1 4 1
IOI
I и 1
lOI ж1
3 Х3
Э 1
H I
3Ч
1 t
11 И
1 !на» а, 1
3»ЪМ
I э а
979494
o o
A Э °
1 Ц ожо
Ом3: ж 03
88/33» карый
1 & 1
Х 03 03
РМО
Р АНХО!
Ц Э 03 М »&ай
979494
Формула изобретения
Составитель Л.Иванова
Редактор Л.Авраменко Техред С.МигунОВа Корректор М.Демчик
Заказ 9280/9 Тирам 524 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, X-35, Раушская наб., 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Применение бенэилэтилксантогената я качестве приработочной присадки к смазочным маслам и топливам.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Папок К.К. и др. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадками и специальным жидкостям, М., "Химия", 1975, с. 198-199, 2. Авторскее свидетельство СССР
В 143953, кл. С 10 М 1/12, 1962.
3. Патент Великобритании
В 1031014, кл. F 1 М, опублик. 1963.
4. Патент США Э 2547150,,кл. 2б0«84.3, опублик. 1951.