Устройство для управления стопорным клапаном турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (»>979654
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.06.81 (21) 3305435)24-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
F 01 D 21/00
Гоаударстеенный комитет
СССР (53) УДК 621.165-783.6 (088.8) Опубликовано 07.12.82. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания 17.12.82 по делам нзооретений и открытий (72) Авторы изобретения
К. А. Тельнов и С. 3. Шабашов ь
Ордена Ленина и ордена Трудового Красного иамещ » производственное объединение «Невский завод» им. В. И. Ленина (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОПОРНЫМ
КЛАПАНОМ ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при автоматизации управления энергетическими двигателями.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для управления стопорным клапаном турбомашины, содержащее поршневой привод, подпоршневая полость которого соединена с управляющей линией, снабженной электромагнитным вентилем аварийного отключения, и пусковой блок, выполненный в виде размещенных в корпусе двух мембран с жесткими центрами, пружины расположенной между жесткими центрами, и сливного канала, и подключенный к управляющей линии торцовой полостью со стороны первой мембраны и к линии взведения. Устройство обеспечивает и аварийное отключение турбомашины и открытие стопорного клапана при подаче пускового сигнала 11).
Недостатком известного устройства является пониженная надежность из-за сложного выполнения пускового блока.
Цель изобретения — повышение надежности.
Для достижения поставленной цели сливной канал выполнен в жестком центре первой мембраны, жесткий центр второй мембраны снабжен толкателем, взаимодействующим со сливным каналом, а линия взведения подключена к торцовой полости со стороны второй мембраны.
На чертеже показана схема устройства.
Стопорный клапан 1 турбомашины снабжен поршневым приводом 2. Подпоршневая
1О полость 3 соединена с управляющей линией
4, которая через дроссель 5 подключена к напорному трубопроводу 6 и снабжена электромагнитным вентилем 7 аварийного отключения. Пусковой блок 8 выполнен в виде размещенных в корпусе 9 двух гибких мембран 10 и 11 с жесткими центрами 12 и 13, между которыми расположена пружина 14.
В жестком центре 12 первой мембраны 10 выполнен сливной канал 15. Жесткий центр
13 второй мембраны 11 снабжен толкателем 16, взаимодействующим со сливным каналом 15. Торцовой полостью 17 со стороны первой мембраны 10 пусковой блок 8 подключен к управляющей линии 4. К торцовой полости 18 со стороны второй мембраны 11 подключена линия 19 взведения, 9654
Формула изобретения
97 соединенная с напорным трубопроводом 6 через электромагнитный вентиль 20 взведения и со сливом через дроссель 21. Средняя полость 22 пускового блока 8 соединена со сливом через окно 23. Стопориый клапан 1 снабжен конечным выключателем 24 открытия и конечным выключателем 25 закрытия.
Устройство работает следующим образом.
Перед пуском турбомашины жесткие центры 12 и 13 мембран 10 и 11 раздвинуты до упоров пружиной 14. Элекромагнитные вентили 7 и 20 обесточены и перекрыты. Давление в управляющей линии 4 низкое, так как она соединена со сливом через сливной канал 15 и окно 23. Поэтому мало и давление в подпоршневой полости 3, и клапан 1 закрыт.
Для пуска турбомашины необходимо открыть стопорный клапан 1. Подают напряжение на электромагнитный вентиль 20 взведения. В линии 19 взведения устанавливается давление, близкое к давлению в напорном трубопроводе 6 (сечение дросселя 21 должно быть достаточно мало). Мембрана
11 прогибается в сторону мембраны 10, толкатель 16 закрывает сливной канал 15, и давление в управляющей линии 4 повышается. Следовательно, повышается давление в подпоршневой полости 3, и привод 2 открывает стопорный клапан 1. В конце его открытия срабатывает конечный выключатель 24, и электромагнитный вентиль 20 обесточивается. Подвод из напорного трубопровода 6 в линию 19 взведения прекращает ся, и давление в ней становится равным сливному. Давлением в торцовой полости 17 мембраны 10 и 11 смещаются в сторону торцовой полости 18. При этом сливной канал
15 по-прежнему перекрыт толкателем 16, и стопорный клапан 1 удерживается в открытом положении давлением в управляющей линии 4.
При необходимости экстренной остановки турбомашины подается напряжение на электромагнитный вентиль 7 аварийного отключения. Этот вентиль своим открытием вызывает падение давления в управляющей линии 4 и тем самым закрытие стопорного клапана 1. Одновременно снижается давление в торцовой полости 17 пускового блока
8. Пружина 14 отодвигает жесткий центр 12 от толкателя 16, и сливной канал 15 открывается. В конце закрытия стопорного клапана 1 срабатывает конечный выключатель
25, что приводит к обесточиванию электромагнитного вентиля 7. Однако стопорный клапан 1 остается в закрытом положении, так как слив из управляющей линии 4 открыт через сливной канал 15 и окно 23.
Простота конструкции пускового блока обеспечивает повышение надежности устройства.
Устройство для управления стопорным
20 клапаном турбомашины, содержащее поршневой привод, подпоршневая полость которого соединена с управляющей линией, снабженной электромагнитным вентилем аварийного отключения, и пусковой блок, выполненный в виде размещенных в корпусе двух мембран с жесткими центрами, пружины, расположенной между жесткими центрами, и сливного канала, и подключенный к управляющей линии торцовой полостью со стороны первой мембраны и к
ЗО линии взведения, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, сливной канал выполнен в жестком центре первой мембраны, жесткий центр второй мембраны снабжен толкателем, взаимодействующим со сливным каналом, а линия взведения подЗS ключена к торцовой полости со стороны второй мембраны.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Шабашов С. 3. Регулирование газо4о турбинных агрегатов. Л. «Недра», 1971, с. 16 — 17.
979654
Составитель А. Калашников
Редактор А. Шишкина Техред И. Верес КОрректорН. Буряк
Заказ 9308/17 Тираж 539 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4