Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик („)979665

Ф

Ф

Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Зыявлено 14.02.80 (21) 2885609/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

F 01 P 3/20

F01 P 11/20

Государственный комнтет

СССР (53) УДК 621.43-071 (088. 8) Опубликовано 07.12.82. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 17.12.82 ло делам нзобретеннй н открытий (72) Авторы изобретения

К. С. Лопатин и К. К. Лопатин (71) заявители (54) СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности транспортному машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Известна система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор и рубашку охлаждения, ограниченную снаружи стенками блока цилиндров, и размещенные в рубашке упругодеформируемые вытеснители. В случае замерзания охлаждающей жидкости во время остановки двигателя при низких температурах окружающей среды увеличение ее объема компенсируется уменьшением объема упругодеформируемых элементов, и стенки блока не подвергаются силе давления, что предохраняет их от разрушения.

Для этого упругодеформируемые элементы выполнены полыми или пористыми, заполненными сжимаемым газом (воздухом) (1).

Однако в известной системе вытеснители удалены от поверхностей рубашки и от стенок блока. Поэтому они на направление образования льда не оказывают влияния и, кроме того, поскольку образование льда начинается от охлаждаемых наружных стенок, они вмерзают в лед до завершения замерзания всей массы жидкости и после своего вмерзания не компенсируют дальнейшее увеличение объема, т. е. их возможности используются не до конца, и система охлаждения недостаточно надежна.

Целью изобретения является повышение надежности системы путем улучшения защиты от разрушения при замерзании охла жда ю ще и жидко ст и.

Для достижения поставленной цели упругодеформируемые вытеснители прикреплены к стенкам блока цилиндров.

При этом каждый вытеснитель может быть выполнен в виде жесткой пластины и соединенной с ней упругой вставки, а стенки блока выполнены с дополнительными отверстиями и фланцами для крепления пластин в качестве крышки дополнительных отверстийй.

Каждая вставка может быть снабжена водонепроницаемой оболочкой.

На фиг. 1 показана схема предлагаемой системы охлаждения; на фиг. 2 — вытеснитель, вертикальный разрез; »а фиг. 3 вид А на фиг. 2.

979665

Контур циркуляции охлаждаюшей жидкости включает в себя рубашку 1 охлаждения двигателя, ограниченную снаружи стенками блока цилиндров, радиатор 2 и связывающие их трубопроводы 3 и 4. Упругодеформируемый элемент (фиг. 2 и 3) выполнен в виде жесткой пластины 5 и соединенной с ней вставки 6. Соединение вставок с пластинами может быть осуществлено при помощи болтов 7 и гаек 8. Стенки блока выполнены с дополнительными отверстиями и фланцами для крепления пластин в качестве крышек дополнительных отверстий (фиг. 1) . Вставка снабжена водонепроницаемой оболочкой 9.

В процессе работы двигателя охлаждающая жидкость нагревается в рубашке охлаждения цилиндров и отдает свое тепло в радиаторе, осуществляя охлаждение цилиндров и их крышек в процессе циркуляции по контуру, включающему радиатор и рубашку охлаждения. Если двигатель не работает, жидкость в контуре не циркулирует. Происходит охлаждение жидкости путем теплообмена через все стенки, включая стенки блока. Если температура окружающей среды ниже температуры замерзания жидкости, начнется образование льда. Причем лед начнет образовываться около охлаждаемых поверхностей, в том числе и около стенок блока цилиндров.

Прикрепленные к стенкам блока вытеснители выполняют роль теплоизоляторов.

В районе этих теплоизоляторов замерзание происходит в последнюю оче редь, бл агодаря чему вытеснители не вмерзают в лед до конца льдообразования и компенсируют увеличение объема жидкости до завершения процесса льдообразования. Увеличение давления компенсируется и стенки блока предохраняются от разрушения. Надежность сис5 темы повышается.

Формула изобретения

1. Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор и рубашку охлаждения, ограниченную снаружи стенками блока цилиндров, и размещенные в рубашке упругодеформируемые вытеснители, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее надежности путем улучшения защиты от разрушения при замерзании охлаждаюшей жидкости, упругодеформируемые вытеснители прикреплены к стенка м блока ци ли ндро в.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что каждый вытеснитель выполнен в виде жесткой пластины и соединенной с ней упругой вставки, а стенки блока выполнены с дополнительными отверстиями и фланцами для крепления пластин в качестве крышек дополнительных отверстий.

3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что каждая вставка снабжена водонепроницаемой оболочкой.

Источники информации, ЗО принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 2890686, кл. 123 — 41.5, опублик. 1959.

979665

С оста в и тель М. Фа йн

Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор Н. Буряк

Заказ 9308/17 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4