Быстроразъемное соединение трубопроводов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<»>979780 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.1277 (21) 2552045/29-08 с присоединением заявки № 3265716/29-08 (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F l6 1. 37/12
Гоеударствеииый комитет
Опубликовано 07.12.82. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания 17.12.82 (53) УДК 621.643 (088.8) по делам иэооретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
В. М.,Луговой и В. И. Карьков (71) Заявитель (54) БЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидравлических и пневматических системах, в которых требуется быстрое соединение и разъединение трубопроводов.
Известно быстроразъемное соединение, содержащее механизм фиксации, выполненный в виде шарикового замка, исключающий его самопроизвольное разъединение при осевых растягивающих усилиях (1).
К недостатку этого соединения следует отнести малую поверхность контактирования шариков с проточкой ответного стыкуемого элемента, что при высоких рабочих давлениях создает большие контактные напряжения на запорных элементах соединения.
Наиболее близким по технической сущности является устройство, содержащее патрубки, наружный — с радиальными наклонными окнами, в которых размещены стопорные элементы с запорными профилированными поверхностями, и внутренний — с кольцевой профилированной канавкой под сопрягаемые с ней стопорные элементы, подпружиненную шайбу, стопорное кольцо и обойму, имеющую возможность движения по наружному патрубку (2).
Недостатком указанного устройства является то, что при взаимодействии рабочих поверхностей выступа стопорного элемента и канавки внутреннего патрубка, расположенных под острым углом к оси соединения (в известном решении угол составляет 75 ), приводит к образованию на рабочей поверхности выступа стопорного элемента сил трения скольжения, вызывающих износ материала выступа. Кроме того, при взаимодействии профилированной поверхности стопорного элемента с поверхностью окна наружного патрубка в процессе стыковки и расстыковки происходит дополнительный износ материала выступа. Все это приводит к оказанию эффективного сопротивления расстыковке соединения и в конечном счете к недостаточной надежности запирания соединения.
Цель изобретения — повышение надежности запирания соединения.
Указанная цель достигается тем, что стопорные элементы соединения выполнены в виде сегментов с внутренней конусной и наружной криволинейной поверхностями и расположены радиально в окнах наружно979780 го патрубка, подпружиненное кольцо имеет скос, взаимодействующий с криволинейной поверхностью сегментов, и расположено на наружном патрубке, кроме того, затылочная часть обоймы имеет внутреннюю конусную поверхность, обратную внутренней конусной поверхности сегментов. Рабочая поверхность кольцевой канавки внутреннего патрубка расположена перпендикулярно к оси соединения и сопряжена с рабочей поверхностью стопорных элементов.
На фиг. 1 изображено быстроразъемное соединение трубопроводов, общий вид; на фиг. 2 разрез А — А на фиг. 1.
Быстроразъемное соединение трубопроводов содержит наружный патрубок 1 с радиальными окнами и внутренний патрубок 2 с кольцевой профилированной канавкой Q, имеющей поверхность 6, расположенную перпендикулярно оси соединения, герметизированные между собой резиновым кольцом 3, находящимся в кольцевой проточке наружного патрубка 1; сегменты 4, расположенные в радиальных окнах наружного патрубка 1, имеющие внутреннюю конусную поверхность с, наружную криволинейную поверхность d и запорную поверхность, соответствующую кольцевой профилированной канавке ц внутреннего патрубка 2; обойму 5 с внутренней конусной поверхностью 6, подпружиненное кольцо 6, имеющее внутренний скос f, пружину 7. Обойма 5 удерживается стопорным кольцом 8, установленным в кольцевой канавке наружного патрубка l.
Соединение устройства осуществляется введением внутреннего патрубка 2 в наружный патрубок l. При этом внутренний патрубок 2 заходной частью разводит сегменты 4, которые, контактируя с кольцом 6, смещают последнее в осевом направлении, преодолевая усилие пружины 7.
При совмещении кольцевой профилированной канавки о внутреннего патрубка 2 с радиальными окнами наружного патрубка 1 и с находящимися в них сегментами 4, последние под действием подпружиненного кольца 6 входят в кольцевую канавку о внутреннего патрубка 2 и фиксируют его от осевого перемещения относительно наружного патрубка 1.
Для расстыковки соединения (после снятия давления в магистрали) необходимо переместить обойму 5 вдоль наружного патрубка 1, преодолевая через кольцо 6 усилие пружины 7. При этом за счет взаимодействия конусной поверхности 0 обоймы 5 с конусной поверхностью С сегментов 4, последние, освобожденные от воздействия подпружиненного кольца 6, действием обоймы 5 выходят из зацепления с кольцевой профилированной канавкой Q внутреннего патрубка 2, который после этого свободно извлеs кается из наружного патрубка i.
Усилие предварительного сжатия пружины 7 выбирается из условия обеспечения легкости расстыковки соединения путем смещения обоймы 5 вручную. Геометрические параметры кольцевой профилированной канавки Q внутреннего патрубка 2, внутренней конусной поверхности Q и наружной криволинейной поверхности d сегментов 4, внутренней конусной поверхности С обоймы 5 и внутреннего скоса f кольца 6 выбираются в зависимости от внутреннего диаметра трубопроводов и материалов конструктивных элементов соединения.
Технико-экономическая эффективность достигается за счет повышения надежности соединения.
Формула изобретения
Быстроразъемное соединение трубопро25 водов, содержащее стыкуемые патрубки наружный с окнами и внутренний с кольцевой канавкой, стопорные элементы с запорными профилированными поверхностями, подпружиненное кольцо, обойму и стопорное кольцо, отличающееся тем, что, с целью щ повышения надежности соединения, стопорные элементы выполнены в виде сегментов с внутренней конусной и наружной криволинейной поверхностями и расположены радиально в окнах наружного патрубка, подпружиненное кольцо выполнено со скосом, взаимодействующим с криволинейной поверхностью сегментов, и расположено на наружном патрубке, затылочная же часть обоймы выполнена с внутренней конусной поверхностью, обратной внутренней конусной поверхности сегментов, причем рабочая поверхность кольцевой канавки внутреннего патрубка расположена перпендикулярно к оси соединения и сопряжена с рабочей поверхностью стопорных элементов.
45 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Хо 585364, кл. F 16 1 37/28, 1977.
2. Патент США Хо 3468562, кл. 285 †, опублик. 1969 (прототип).
979780 юг 2
Составитель Л. Зубок
Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор А. Дзятко
Заказ 9320//23 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4