Учебная модель для демонстрации потери устойчивости строительных сооружений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(u> 980126
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЗЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.06. 78 (21) 2632217/28-12 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликовано 07.12.82. Ьоллетемь N945
f51jhh.Ка з
G 09 В 23/06
Государственный комнтет
СССР яо делам изобретений н открытнй
РЙ УДК 371. 66/. 67.. 912(088. 8) Дата опубликования описамия 07. 12. 82
Я.Л.Нудельман и Б.Д.Литовчии (72) Авторы изобретен и я сЛ
Одесский институт инженеров. морского фло а
<. т (71) Заявитель (54) УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ПОТЕРИ
УСТОЙЧИВОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в области высшего и специального образования при изложении раздела
"Устойчивость" в курсах сопротивления материалов и строительной техниКИ.
Известна учебная модель, позволяющая демонстрировать потерю устойчивости конструкций при действии на них растягивающих,усилии $1)
Однако в известной модели утП>угий стержень оказывается напряженным в осевом направлении, что не .позволяет демонстрировать эффект потери устойчивости строительных сооружений, представляющих собой вертикальйо устайовленные трубчатые конструкции, наполвенные текучей средой.
Цель изобретения. — демонстрация потери устойчивости трубчатых конструкций, наполненных. текучей средой
Укаэанная цель достигается тем, что в учебной модели, содержащей .вертикально установленный стержень и набор цилиндрических грузов,стержень закреплен нижним концом жестко, а грузы свободно насажены на стержень, причем линия контакта смежных грузов проходит по образующей грузов и совпадает с осью минимального момента инерции поперечного сечения стержня.
На фиг. 1 изображена модель, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку йа фиг. 3 — сечение А-A на
> фиг. 2> на фиг. 4 — один иэ грузов в иэометриис вырезанной четвертью.
Учебная модель состоит из стержня 1, жестко защемпенного в основании 2 с возможностью изменения длины выступающей части стержня 1. На . стержне 1 насажены,цилиндрические грузы 3, причем линия контакта смежных грузов 3 проходит по образующей грузов 3 и совпадает с осью минимального момента инерции поперечного сечения. стержня 1.
Демонстрация модели производится в такой последовательности.
Устанавливают модель так, чтобы ось испытуемого стержня была вертикальна. Воздействуя на разъемное основание 2, устанавливают стержень
1 так, чтобы возможно меньшая часть стержня 1 располагалась над защемлением. Нанизывают на стержень 1 сколько поместится грузов:З,.после
980126
Формула изобретения
4-Л чего, слегка искривив стержень 1, предоставляют его самому себе. Стер-. х<ень 1 возвращается в исходное прямолинейное положение. Это позволяет утверждать, что он не потерял устойчивость. Снова воздействуя на основание 2, выдвигают, на сколько возможно, стержень 1 вверх и фиксируют в основании 2. Нанизывают на стежень 1 все грузы 3, снова искривляют аго и предоставляют самому себе. Он в исходное положение не возвращается.
Учащиеся убеждаются в том, что стержень 1 потерял устойчивость, несмотря на то, что он был в прямоли- I нейном положении ненапряжен.
В заключение рекомендуется пояснить учащимся, что в таком состоянии может оказаться вертикальная труба, наполненная жидкостью, опалубка вертикальной железобетонной колонны в процессе закладки бетона, что представляет опасность для строительных сооружений, и учащиеся должны иметь об этом представление.
ВНИИПИ Заказ 9365/40 тираж 472 Подписное
Филиал ППП "Патент", г .Ужгород, ул.Проектная,4
Предлагаемая модель позволяет наглядно демонстрировать этот эффект.
Учебная модель для демонстрации потери устойчивости строительных сооружений, содержащая вертикально установленный стержень и набор цилинд10 рических грузов, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью демонстрации потери устойчивости трубчатых конс рукций, наполненных текучей ередой, стержень закреплен нижним конf5 цом жестко, а грузы свободно насажены на стержень, причем линия контакта смежных грузов проходит по обраэуккцей грузов и совпадает с осью ичинимального момента инерции попе )речного сечения стержня.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
h 572833, кл..G 29, В 23/06, 1975 прототип .