Герметичный электроагрегат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
<о980214 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 18.1 078 (2t) 2675122/24-07
151) М. Кп.з
Н 02 К 7/11 с присоединением заявки Й2—
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
l5>) УДК621. 31>. .2(088.8) Опубликовано 07.1 232. Бюллетень М45
Дата опубликования описания 0 7.1 2В 2
А.A. Батоврин, Л.Б. Ганз бург, Е, О .. Давыдо
В.N Кузнецов, А.И. Федотов и A.À. Лысов 3
Северно-Западный заочный политехнический статут :* (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ГЕРИЕТИЧНЫЙ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ
Изобретение относится к электрическим машинам, предназначено для работы в условиях агрессивной среды, вакуума или высокого давления, в частности для привода машин микро= криогенной техники, и может найти .применение в авиации, космонавтике и химической промышленности.
Известны электроагрегаты, конструктивно объединяющие в одно целое электродвигатель и экранированную муфту. При этом в корпусе двигателя устанавливается герметичный экран.
На валу двигателя устанавливается ведуцая полумуфта. Внутри экрана на подшипниках расположена ведомая полумуфта (1).
К недостаткам подобных агрегатов следует отнести увеличенные габариты и вес, а также износ щеток и коллектора, ограничивающий ресурс их работы, типичные для машин постоянногс тока.
Наиболее близким по схеме к предлагаемому является герметичный электроагрегат, имеющий двигатель постоянного тока, в котором возбуждение осуществляется безобмоточным неподвижным индуктором. Вал якоря двигате. ля постоянного тока жестко связан с ведущей частью экранированной магнитной муфты, которая отделена от ведомой части экраном, выполненным
5 в виде полого цилиндра из немагнитного материала (2 ).
Недостатком прототипа является раниченный ресурс цеточно-коллекторного узла, а также увеличенные.габариты агрегата в осевом направлении и вес.
Цель изобретения — уменьшение весогабаритных показателей.
Указанная цель достигается тем, что на внутренней поверхности якоря выполнены зубцы ведущей полумуфты, а внутри якоря размещены экран и ведомая полумуфта, жестко связанная с валом двигателя.
На фиг. 1 изображена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 разрез A-A на фиг. 1.
Рабочая часть герметичного злек.троаГрегата; выполнена по типу машинй постоянного тока нормального исполнения, возбуждение у которой осуцествляется безобмоточным неподвижным индуктором 1. Подвижная якорная обмотка 2 размецена на полом пакете 3 железа якоря, на внутренней поверхности магнитопровода якоря вы980214 полнены зубцы ведущей полумуфты 4, ведомая полумуфта 5 размещена внутри якоря двигателя и отделена от него герметичным немагнитным экраном 6. Якорная обмотка присоединена к подвижному коллектору 7, в контакте с которым находятся неподвижные щетки 8. Пазы якоря выполнены таким образом, что высхэта спинки 9 якоря имеет минимальный конструктивно допустимый размер.
Герметический электроагрегат работает следующим образом.
При подаче постоянного тока через неподвижные щетки 8 и вращающийся коллектор 7 возникает поле якорной обмотки 2 и безобмоточного неподвижного индуктора 1, появляется вращающий момент и происходит вращение якоря электроагрегата, внутренняя поверхность которого одновременно является ведущей частью 4 реактивной синхронной полумуфты, использу10
20 ющей магнитный поток индуктора и якоря двигателя, которая в свою очередь приводит во вращение отделенную герметичным немагнитным экраном 6 ведомую полумуфту 5, насаженную на рабо25 чий вал герметичного электроагрегата.
При коммутации секций обмотки якоря возникает быстроизменяющийся пазовый поток рассеяния, который создает в обмотке реактивную ЭДС. Ввиду того, что высота спинки якоря имеет минимальный конструктивно допустимый размер, пазовый поток рассеяния замыкается по воздуху и значительно ослабляется. В результате этого уменьшается пазовый поток рассеяния и реактивная ЭДС и, следовательно, ток в короткоэамкнутой коммутируемой секции. 40
С применением предлагаемого герметичного электроагрегата L появится воэможность значительно уменьшить вес и габариты в осевом направлении и увеличить ресурс его работы путем совмещения элементов двигателя с элементами реактивной синхронной муфты, выполняя пазы якоря таким образом, что высота спинки якоря имеет минимальный конструктивно допустимый размер, добиваясь этим уменьшения пазового потока рассеяния, что приводит к улучшению коммутации и соответственно снижает износ щеток и коллектора.
Формула изобретения
Герметичный электроагрегат, содержащий двигатель постоянного тока с полым якорем и статором и экранированную синхронную муфту с зубчатыми ведущей и ведомой полумуфтами, отличающийся тем, что, с целью уменьшения весогабаритных показателей, на внутренней поверхности якоря выполнены зубцы ведущей полумуфты, а внутри якоря размещены экран и ведомая полумуфта, жестко связанная с валом двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ганзбург Л.Б. и др. Механизмы с магнитной связью. Л., "Машиностроение", 1973, с. 19.
2. Минкин М.М. и Герцов С.М.
Экранированные магнитные муфты. Труды третьей Всесоюзной конференции по бесконтактным электрическим машинам, Рига, 1966.
980214
Составитель С. Шутова
Редактор В. Петрарка Техред Ж.Кастелевич Корректор A. Ференц
Заказ 9377/45 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4