Мотор-колесо транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<11981026 (61) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-???? (22) ???????????????? 07.07.80 (21) 2951777>

Опубликовано 1Ы2.82. Бюллетень ¹ 46

Дата опубликования описания 1. õ1232

Р1УМ К11 з

В 60 K 7/00

Государственный комитет

ССС Р ио делам изобретений и открытий

t$3) УДК 629.113. .012 351(088.8) (72) Авторы изобретения

О.Я. Заславский, Ф.Ф. Шиленко и Б.Н. Шкирттч

Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской

Революции автомобильный завод (71) Заявитель (54) МОТОР†КОЛЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к моторколесам транспортных средств и может быть использовано в машиностроении, Известно мотор-колесо транспортного средства, содержащее установленные на подшипниках в ступице колеса редуктор и приводной двигатель, связанный валом с редуктором, и устройство регулирования положения упомянутых подшипников, при этом в ступице в месте расположения упомянутого устройства выполнено окно (1), .Недостатком данного мотор-колеса является необходимость разгерметизации подшипниковой полости перед регулировкой подшипников, что требует повышенных трудозатрат, Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в мотор- колесе устройство регулирования положения подшипников включает в себя регулировочный болт„ втулку ступенчатой формы, расположенную внутри ступицы и одним торцом контактирующую с внешним кольцом одного из подшипников, два Гобразных сектора, расположенных на ступице меньшего диаметра втулки в ступице напротив упомянутого окна, причем торец одного из секторов оперт на торцевую поверхность ступени большего диаметра втулки, а

5 торец другого — на бурт ступицы колеса, а в других концах Г-образных

1 секторов выполнены отверстия для регулировочного болта, фиксируемого на внешней поверхности ступицы, при этом внешнее кольцо другого подшипника расположено в канавке ступицы, На фиг,1 изображено мотор-колесо, общий вид; на фиг,2 - вид A на фиг.1 (вдоль оси мотор-колеса); на фиг.3 сечение мотор-колеса по распорным болтам; на фиг.4 — узел 1 на фиг.1 (установка распорного болта)i на фиг,5 — показана схема передачи усилий от распорного болта к кольцам подшипников; на фиг,6 — последовательность устранения зазоров в подшипниках ступицы мотор-колеса, перед началом регулировочной операции; на фиг. 7 — то же, в процессе выполнения регулировочной операции; на фиг.8 - то же, в .положении, когда узел отрегулирован, зазоры устранены.

Мотор-колесо содержит пневматическую шину 1, электродвигатель 2, З0 редуктор 3, ступицу 4 с подшипника981.026 ми 5 и б и окнами 7. В полости ступицы 4 межДу поДшипниками 5 и 6 размещеныы распорная втулка 8 с уплотнительными злементамир передние BB жимные секторы 9, задние нажимные секторы 10, которые соединены рас- 5 парными болтами 11 со стапорными пластинами 12.

С6орКВ ступицы с подшипниками и устройством для их регулирования осуществпяется слеДующим Образом tO

В ступицу 4 с запрессованным наружным КОльЦОм пОДшипника б через окна 7 вводятся передние 9 и задние

10 нажимные секторы. Втулка 8 с уплотнительными элементами вводится з ступицу 4 до упора в торцы задних иажимных секторов 10. После этого устанавливается наружное кольцо подшипника 5. Каждая пара секторов 9 и 10 соединяется распорным болтом 11, Электродвигатель 2 с внутренним кольцом подшипника 6 вставляется н ступицу, затем внутреннее кольцо подшипника 5 надевается на корпус электродвигателя и производится окончательный монтаж всех элементов мотор-колеса.

Регулировка подшипников осуществляется поочередныч вращением каждого болта 11 до установления требуемых регулировочных параметров„ Пластины

12 фиксируют положение болтов 11 после проведения регулировочной операции, На фиг.5 представлена схема передачи усилий от распорного болта 35 к наружным кольцам подшипников. При приложении к болту 11 крутящего момента М (в процессе выполнения регулировочных операций) возникает осевая сила Р, которая воздействует 4() на задний нажимной сектор 10, Но сила неизбежно связана с реакцией, равной ей по величине и противоположной по направлению, Эта реакция воздействует на передний нажимной сектор 9. Совместное действие силы и реакции направлено на увеличение зазора между нажимными секторами, Сила Р через нажимной сектор 10 перемещает влево втулку 8, которая воздействует на наружное кольцо подшипника 5. В то же время болт 11 через резьбу тянет передний нажимной сектор 9 вправо, при этом сектор 9, воздействуя на торец бурта ступицы

4, стремится переместить ее вправо вместе с наружным кольцом подшчпника б до ус-ранения зазора в последнем. Таким образом, происходит одновременное регулирование зазоров в обоих подшипниках при вращении 60 распорных болтов.

Последовательность регулировочных операций следующая.

1. Положение фиг.б — узел собран и готов к восприятию регулировочных воздействий. В подшипнике 5 имеет место Осевой заsop а 5 у В под» шипнике 6 имеет место осевой зазор аб, зазор ар между передними 9 и задними 10 нажимными секторами равен О. Ступица 4 свободно перемещается вдоль оси электродвигателя

2 иэ одного крайнего положения в другое на величину (а5 + аб), 11 Положение фиг.7 - узел воспринимает регулирующее воздействие (монтажным инструментом осуществляется эаворачивание болтов 11), В любом из промежуточных положений всегда сохраняется равенство а 5 +

+ а 6 + а р =- а5 + аб, т. е. ступица имеет возможность перемещаться вдоль оси электродвигателя на величину а5 +аб а5 + аб.

Таким образом, очевидна неизбежность уменьшения суммарного осевого зазора в подшипниках.

IIl, Положение фиг.8 — узел отрегулирован, зазоры в обоих подшипниках устранены (или доведены до допустимых подшипниковыми нормами

Величин)

В этом случае а" р + а"5 +а б

= а5 +аб, нов"5 = 0 иа"б = О, следовательно, а"р = а5 + аб. Таким образом, переход иэ положения, в котором ар = О, к положению, в котором а"р = а5 + аб, и есть процесс выполнения регулировочной операции.

Предлагаемая конструкция проста., в изготовлении, надежна в эксплуатации и позволяет производить регулировочные операции подшипникового узла без потери герметичности, смены и расхода смазочного материала.

Формула изобретения

Мотор-колесо транспортного средства, содержащий установленные на подшипниках в ступице колеса редуктор и приводной двигатель, связанный валом с редуктором, и устройство регулирования положения упомянутых подшипников, при этом в ступице в месте расположения упомянутого устройства выполнено окно, о т л u-z а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, устройство регулирования положения подшипников включает в себя регулировочный болт, втулку ступенчатой формы, расположенную внутри ступицы и одним торцом контактирующую с внешним кольцом одного из подшипников, два Г-образных сектора, расположенных на ступени меньшего диаметра втулки в ступице напротив упомянутого окна, причем торец одного из секторов оперт на торцевую поверхность ступени большего диаметра втулки, а торец другого - на бурт ступицы колеса, а в других концах

981026

Д-образных секторов выполнены отверстия для регулировочного Ьолта, фиксируемого на внешней поверхности ступицы, при этом внешнее кольцо другого подшипника расположено в канавке ступицы, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2862767/27-11, кл, 8 60 К 7/00, 04.01.80.(прототип).

981026 л ф аф+

Составитель С. Белоусько

Редактор Н. Швыдкая Техред С.Мигунова Корректор В.Прохненко

Заказ 9578/20 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж;35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4