Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<и1981027 (61) Дополнительное к авт. свид-syp 472031 (22) Заявлено 060501 (21) 3286535/27-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 153.2.82. бюллетень № 46

Дата опубликования описания 151282

Р М К з

В 60 К 17/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629 ° 113-585(088 ° 8) 1

К.И. Городецкий, В.М. Мастеровой, Э. A. Ма1 к, Э.Н.Шкневский, Х.A.Õóíò, Х.-Э.Э.Вийрок и Р.И.Сютисте (72) Авторы изобретения

Государственный союзный научно-исследовательский тракт4рный институт и Производственное объединение Таллэкс (71) Заявители (54) ГИДРООБЪЕМНЫЙ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ САМОХОДНОЙ

МАШИНЫ

Изобретение относится к трансмиссиям самоходных машин, а именно, к дополнительным устройствам трансмиссий - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения машин на пониженных скоростях.

По основному авт.св, 9 472031 известен гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, оборудованной гидросистемой привода вспомогательных устройств, содержащий трехзвенный дифференциальный механизм, одно звено. которого связано с двигателем, другое - с колесами, а с третьим звеном кинематически связан насос, к напорной магистрали которого подключен дроссельный регулятор, а всасывающая магистраль насоса подключена к сливной магистрали привода вспомогательных устройств Г 1) .

Недостаток упомянутого ходоуменьшителя состоит в том, что отсутствует воэможность быстрого реверсирования машины. В самоходной машине с.упомянутым ходоуменьшителем реверсирование возможно за счет переключения передач в коробке перемены передач (КПП), однако при этом теряется производительность машины, так как водителю требуется затратить некоторое количество времени на выключение муфты сцепления, перемещение рычага переключения КПП, затем вновь включение муфты сцепления, В такой самоходной машине диапазон бесступенчатого изменения скорости ограничен допустимой мощностью дросселирования. Превышение допустимой мощности, например, при увеличении верхнего предела скорости, когда включается в КПП более высокая передача, может привести к перегреву ходоуменьшителя и преждевременному выходу его иэ строя.

Другими недостатками упомянутого ходоуменьшителя являются затрудненное включение и выключение его ре-. дуктора, состоящего из дифференциального механизма, а также затрудненное переключение передач в КПП, которое обычно встречается при работе самоходной машины с ходоумень25 шителем. это происходит вследствие закрутки валов под действием большого передающего момента от двигателя к колесам машины.

Цель изобретения — улучшение

З0 управляемости машины путем уменьше981027 ния времени ее реверсирования и повышение надежности ходоуменьшителя, Поставленная цель достигается тем, что он снабжен гидрораспределителем и обратным гидроклапаном, а насос ходоуменьшителя выполнен реверсивным, и его всасывающая магистраль гидролинией связана с выходом обратного гидроклапана, вход которого соединен со сливной MarHcTралью гидросистемы привода вспомогательных устройств, при этом вход и выход гидрораспределителя соединены соответственно с напорной магистралью насоса ходоуменьшителя и со сливной магистралью упомянутой

rидросистемы, На чертеже представлена гидрокинематическая схема гидрообъемного ходоуменьшителя самоходной машины.

Хадоуменьшитель состоит иэ понижающего редуктора I,включающего зубчатый трехзвенный дифференциальный механизм (дифференциал), одно звено которого, например солнечная шестерня ? связана с двигателем внутреннего сгорания 3 (ДВС), второе, например водило 4„- связано через КПП 5 и задний мост б с движителями 7 машины, а с третьим звеном, например эпициклической шестерней 8, кинематически связан насос

9 ходоуменьшителя. Всасывающая магистраль 10 насоса подключена к сливной магистрали 11 гидросистемы привода вспомогательных устройств, а напорная 12 подключена к дроссельному регулирующему устройству 13„

В качестве такого устройства может быть применено любое регулирующее устройство, например гидродроссель, регулятор потока, регулируемый предохранительный клапан и др,, а в качестве насоса — реверсируемый насос - мотор постоянного рабочего объема (поршневой или шестеренный).

Гидросистема привода вспомогательных устройств представляет собой, например, стандартную навесную гидросистему подъема и опускания орудий экскаватора, Гидросистема состоит иэ насоса 14 постоянного рабочего объема, приводимого от ДВС, всасывающая магистраль 15 насоса

l соединена с гидробаком Iб, а напорная магистраль 17 подключена к блоку 18 гидрораспределителей управления вспомогательными устройствами, состоящего из отдельных секций - гидрораспределителей, К выводам 19 и 20 одной иэ секций блока 18 гидрораспределителей гидросистемы привода вспомогательных устройств подключены напорная 12 и всасывающая 10 магистрали насоса ходоуменьшителя, а подключение всасывающей магистрали

10 насоса 9 к сливной 11 гидросистемы выполнено посредством обратного гидроклапана 21, причем вход его соединен со сливной магистралью.

Дополнительный двухпозиционный двухлинейный гидрораспределитель 23 соединен с напорной 12 и сливной 11 магистралями. В нормальном положении гидрораспределителя (первая позиция) он разъединяет эти магистрали, при переключении (во второй по зиции) он соединяет обе магистрали °

1О Управление гидрораспределителем 22 может быть как ручным, так и сблокированным с педалью главной муфты сцепления машины. Гидросистема снабжена фильтром 23.

f5 Для обеспечения работоспособности ходоуменьшителя производительность его насоса 9 должна быть меньше производительности насоса 14 гидросистемы с учетом объемных потерь на участке от насоса 14 до входа в насос 9.

Ходоуменьшитель работает следующим образом.

Изменение пониженной скорости движения машины осуществляется водителем с помощью дросселирующего устройства 13, например регулятора потока, которым задается величина дроссельной щели и тем самым.определенный расход жидкости на выходе, В первом диапазоне бесступенчатого изменения пониженных скоростей движения вперед соответствующая секция блока 18 гидрораспределителей, к которой подключены магистрали 10 и 21 ходоуменьшителя, включена в нейтральную позицию, и рабочая жидкость к ее выводам 19 и 20 не подводится,- а запитка ходоуменьшителя осуществляется от сливной магистрали

40 11 через обратный клапан 21, который под давлением слива открывается, При этом насос 14, вращаясь от ДВС с постоянной угловой скоростью, подает жидкость из бака 16 по магист45 ралям 15 и 17 к блоку 18 гидрораспределителей. Из сливной магистрали

11 гидросистемы рабочая жидкость через открытый обратный клапан 21 и по всасывающей магистрали 10 подводится под давлением слива к насосу 9 ходоуменьшителя. При этом насос 9, приводимый от ДВС через редуктор 1 и зубчатую передачу между эпициклической шестерней 8 и своим приводным валом, работает в режиме гидротормоэа и развивает обороты„ соответствующие заданному устройством 13 расходу жидкости. В этом случае водило 4 вращается со скоростью, определяемой заданными оборотами насоса 9 и через КПП и задний мост приводит движители 7, а машина двигается вперед с постоянной скоростью. Плавно изменяя настройку устройства 13, водитель тем

65 самым задает необходимую скорость

981027

40 насоса 9, и тогда скорость движения машины вперед бесступенчато Изменяется от нуля (машина остановлена) до максимальной скорости V„„ перво"мс кс го диапазона.

Мощность ДВС .при работе машины 5 в первом диапазоне подводится к редуктору 1 и делится в его дифференциале на два потока: первый - через водило 4, КПП 5 и задний мост 6 подводится к движителям 7, второй - 10 через эпициклическую шестерню 8 и зубчатую передачу привода передается к насосу 9. Изменение скорости насоса 9 происходит за счет поглощения в дроссельном устройстве, f5

13 мощности второго потока и при этом изменяется кинематическое пере» даточное число ходоуменьшителя и

КПП, а следовательно, и скорость машины.

При необходимости движения машины с большей скоростью во втором диапазоне водитель включает соответствующую секцию блока 18 в первое положение, когда рабочая жидкость от насоса 14 подается к выводу 10 а вывод 19 соединяется со сливом.

Тогда жидкость под напором подается по напорной магистрали 12 к насосу

9, который при этом реверсируется и начинает работать в режиме гидромотора. Из гидромашины 9 жидкость по магистрали 10 подводится к выводу 19 и далее идет на слин. Во втором диапазоне скорость машины при регулировании изменяется от v 35

1МаКс когда устройство 13 полностью открывает проход жидкости в гидробак

16, и до Ч2„А ц,, когда устройство 13 полностью перекрывает проход жидкости в гидробак.

Мощность ДВС при работе во втором диапазоне подводится к дифференциалу одновременно двумя потоками: один через солнечную шестерню 2, другой через гидропередачу (насос 45

14 — гидромотор 9) и к эпициклической шестерне 8. Далее оба потока мощности суммируются на выходном звене дифференциала и направляются обычным образом к движителям 7. За счет поглощения в дроссельном устройстве 13 мощности второго потока осуществляется изменение кинематического передаточного числа ходоуменьшителя в КПП, а следовательно, и скорости машины в диапазоне.

Для реверсирования машины водитель переключает соответствующую секцию блока 18 гидрораспределителей во второе положение, когда рабочая жидкость от насоса 14 подается к вы- воду 19, а нынад 20 соединяется со сливом. Тогда жидкость под напором подается по магистрали 10 к насосу

9, который начинает работать в режиме гидромотора, вращаясь в том же 65 направлении, что и в первом скоростном диапазоне (в режиме гидротормоза), но с большей угловой скоростью.

Рабочая жидкость из насоса 9 по магистрали 12 подается к выводу 20 и далее поступает на слив. За счет разницы давлений в магистралях 10 и 11 обратный гидроклапан 21 в рассматриваемом режиме закрыт. При этом от насоса 9 крутящий момент передается на водило 4, заставляя его реверсироваться, а машину двигаться задним ходом.

При включении и выключении редуктора ходоуменьшителя или переключении передач КПП при включенном ходоуменьшителе водитель предварительно выключает главную муфту сцепления при этом дополнительный гидрораспределитель 22, сблокированный с муфтой сцепления, переключается в верхнюю позицию, тогда напорная магистраль

112 соединяется со сливом. В этом случае при переключении передач или включении и выключении редуктора 1 ходоуменьшителя давление н напорной магистрали падает и момент с вала насоса 9 снимается„ тем самым обеспечивается раскрутка валов в КПП и редукторе ходоуменьшителя и облег* чается переключение.

Таким образом, предлагаемое изобретение уменьшает время реверсирования машины, а также облегчает управление ходоуменьшителем и КПП.

Годовой экономический эффект от внедрения гидроходоуменьшителя, выполненного в соответствии с предлагаемым изобретением на экскаваторе

ЭТЦ-165, составляет 1030 руб. на одну машину.

Формула изобретения

Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины по авт.св. Р Р72031, отличающийся тем, что, с целью улучшения управляемости машины путем уменьшения времени на реверсирование и повышения надежности ходоуменьшителя, он снабжен гидрораспределителем и обратным гидроклапаном, а насос ходоуменьшителя выполнен реверсивным, и его всасывающая магистраль гидролинией связана с выходом обратного гидроклапана, вход которого соедчнен со сливной магистралью гидросистемы привода вспомогательных, устройстн, при этом нход и выход гидрораспредеЛителя соединены соответственно с напорной магистралью насоса ходоуменьшйтеля и со сливной магистралью упомянутой гидросистемы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР

Р 472031, кл. В 60 K 17/10, 1971 (прототип).

981027

Составитель В. Пушкарев

Редактор Н. Швыдкая Техред С.Мигунова Корректор В. Прохненко

Заказ 9578/20 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская .наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4