Устройство для регулирования тока возбуждения тягового генератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 1205,81 (21) 3287008/24-11 (Я) М. Ктт.з с присоединением заявки ¹вЂ” (23) Приоритет

В 60 Ь 11/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликовано 151282. Бюллетень ¹ 46

Дата опубликования описания 1712.82 (Щ УДК 6 21 ° 335, 833, .6 (088; 8) JI.C. Писарик, Б.С. Готовский, С.И. Каган и В.Ф, Кучерявекко

I (72) Авторы изобретения

Белорусский ордена Трудового Красного Знайени политехнический институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА

ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА

Изобретение относится к автоматическому управлению электротрансмиссиями автономных транспортных установок, таких как большегрузные автомобили или тепловозы.

Известно устройство для регулирования тока возбуждения тягового генератора, питающего тяговый двигатель, содержащее датчики тока якоря генера тора и напряжения на его выходе, подключенные ко входам блоков формирования обратных связей, по току, мощности и напряжению,.выходы которых через блокирующие диоды соединены с входом порогового блока сравнения, выход которого соединен с блоком управления током возбуждения генератора (11.

В

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности ограничения скорости тягового двигателя при уменьшении его нагрузки, что приводит к необходимости отключения тягового двигателя от генератора и перевода двигателя в режим динами25 ческого торможения, что снижает на» дежность работы устройства эа счет недостаточной точности регулирования.

Цель изобретения — повышение точности регулирования.

30 указанная цель достигается тем, что устройство для регулирования тока возбуждения тягового генератора снабжено дополнительным блокирующим диодом и блоком формирования сигнала обратной связи по скорости вращения тягового двигателя, выход которого через дополнительный блокирующий диод соединен с одним из входов блока сравнения, а один и другой входы соединены соответственно с датчиками тока и напряжения.

Кроме того, блок формирования обратной связи по скорости вращения тягового двигателя выполнен на инвертирующем и суммирующем усилителях, один вход последнего из которых соединен с выходом инвертирующего усилителя, вход которого является вторым входом формирователя обратной связи по скорости, первый вход которого является другим входом суммирующего усилителя, а выход — выходом суммирующего усилителя.

На фиг.1 приведена блок-схема устройства; на фиг.2 — схема блока формирования обратной связи по скорос- ти тягового двигателя; на фиг.3 внешняя характеристика генератора, формируемая устройством.

981031

Устройство содержит тяговый генератор 1, приводимый во вращение дизелем 2, и питающий тяговый двигатель 3, блоки 4-7 формирования обратных связей по току, мощности, напряжению и скорости тягового двигате- 5 ля, одни входы которых объединены и соединены с выходом датчика 8 тока другие входы - с выходом датчика 9 напряжения, а выходы через блокирую щие диоды 10-13 соединены со входом блока 14 сравнения сигналов обратных связей с уставкой.

Выход блока 14 соединен со входом блока 15 управления током обмотки

16 возбуждения тягового генератора 1.15

Блок 7 формирования обратной связи по скорости тягового двигателя 3 содержит (фиг.2) суммирующий усилитель

17, один вход которого соединен с выходом датчика 8 тока, а второй вход -20 с выходом инвертирующего усилителя

18, вход которого соединен с выходом датчика 9 напряжения, причем выход усилителя 17 подключен к блокирующему диоду 13. 25

Устройство работает следующим образом.

Сигналы на выходах блоков 4-7 пропорциональны соответ"твенно то- 30 ку, мощности и скорости тягового двигателя 3.

При токах тягового генератора 3 >31 (фиг.3) наибольший сигнал имеется на выходе блока 4, поэтому открыт 35 диод 10. Сигнал обратной связи по току сравнивается в блоке 14 с уставкой. Выходной сигнал блока 14 воз-. действует на блок 15 таким образом, что ток якоря годдерживается на задан 1 40 ном урсвне и формируется участок АБ внешней характеристики генератора.

При токах тягового генератора

3> < У < 3 „наибольший сигнал имеет,ся на выходе блока 5, открыт диод 45

11, поддерживается с помощью блока

15 мощность генератора на заданном уровне и формируется участок BB внешней характеристики генератора.

В диапазоне изменения тока якоря

50 генератора 2 > < 2 < 3> наибольший сигнал имеется на выходе блока б, открыт диод 12, поддерживается с помощью блока 15 напряжение генератора на заданном уровне и формируется участок ГВ внешней характеристики генератора. При токах генератора

2 < Z с блоком 14 сравнения через диод 13 связан блок 7. Происходит с помощью блока 15 ограничение ско- 0 рости тягового двигателя и формируется участок ГД внешней характеристики генератора.

Сигнал, пропорциональный скорости тягового двигателя .3, вычисляется 65 в блоке 7, в соответствии с выражением

U ЗР

Ю =

Ф ф угловая скорость тягового двигателя 3; напряжение тягового двигателя 3; ток тягового двигателя 3, сопротивление якорной цепи тягового двигателя 3, магнитный поток тягового двигателя 3; конструктивная постоянная. где и Формула изобретения

1. Устройство для регулирования тока возбуждения тягового генератора, питающего тяговый двигатель, содержащее датчики тока якоря генератора и напряжения на его выходе, подключенные к входам блоков формирования сигнала обратных связей по току, мощности и напряжению, выходы которых через блокирующие диоды соединены с входом порогового блока сравнения, выход которого соединен с блоком управления током возбуждения генератора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности регулирования, оно снабжено дополнительным блокирующим диодом и блоком формирования сигнала обратной связи по скорости вращения тягового двигателя, выход которого через дополнительный блокирующий диод соединен с одним из входов блока сравнения, а один и другой входы соединены для этого сигнал, пропорциональный напряжению тягового генератора

1, с выхода датчика 9 напряжения после инвертирования в усилителе

18 суммируется с сигналом, пропорциональным току тягового генератора 1, а следовательно, и току тягового двигателя 3, с выхода датчика 8 тока.

Таким образом, данное устройство дает возможность ограничить скорость тягового двигателя 3 при малых моментах сопротивления движению, не отключая двигатель от тягового генератора и не переводя двигатель в режим динамического торможения,.что ве- дет к повышению надежности работы транспортной установки. Косвенное измерение скорости тягового двигателя по напряжению и току упрощает схему устройства, не требует специального датчика скорости, позволяет производить настройку системы регулирования тягового генератора на реостатной станции без подключения тяговых двигателей.

981031 соответственно с датчиками тока и напряжения.

2. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок формирования обратной связи по скорости вращения тягового двигателя выполнен на инвертирукщем и суммирующем усилителях, один вход последнего иэ которых соединен с выходом инвертирующего усилителя, вход которого

ВНИИПИ Заказ 9578/20 тиРаж 718 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîpoä, ул.Проектная,4 является вторым входом формирователя обратной связи по скорости, первый вход которого является другим входам суммирующего усилителя, а выход - выходом суммирующего усилителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ф 658016, кл. В 60 Ь 11/04, 1978.