Велосипед
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик ф»
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10. 12. 80 (21) 3231239/27-11 (ИЗМ. Кп.
В 62 M 1/20 с присоединением заявки №Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий. (23) Приоритет— (531 À б29. 113.
))8(088 8) Опубликовако 151282.. Бюллетень ¹ 4б
Дата опубликования описания 15. 12. 82Н.Д. Курбатов, Н.В. Сидоров, В.Н. Сидоров и О.A.Тимашов (72) Авторы изобретения у
Специальное конструкторское бюро поуприборостроению (71) Заявитель (54 ) ВЕЛОСИПЕД
Изобретение относится к транспортному машиностроенуво и может быть использовано в велостроении.
Известен велосипед, содержащий, основной привод на ведущее колесо и дополнительный привод fl).
Недостатком известного устройства .является то, что при снижении затрат мускульной энергии ног повышаются; затраты мускульной энергии рук.
Известен также велосипед, содержащий переднюю и заднюю вилки, соединенные рамой с цепной вилкой и седлом, основной привод велосипеда, имекиций ведущую и ведомую звездочки, муфту свободного хода и цепную передачу, и связанный с дополнительным приводом на ведущее колесо накопитель энергии, выполненный s виде барабана (2 ).
Недостатком этого устройства явь ляется то, что накапливание энергии в нем осуществляется эа счет колебательных движений седла, он имеет сложную конструкцию, большой вес, неполное использование энергии возвратно-поступательных движений седла для завода пружины.
Целью изобретения является упроще1 ние конструкции и увеличение скорости. указанная цель достигается тем, что в известной .конструкции велосипеда дополнительный привод расположен на цепной вилке велосипеда, а накопитель энергии установлен концентрично с муфтой свободного хода и ступицей заднего колеса, а также тем,что он снабжен регулкруемюаю амортиэато10 рами, расположенными по обе стороны цепной вилки, и механизмом зарядки накопителя энергии с подпружиненнымк собачками для взаимодействия с зубьями, выполненными на наружной поверхности корпуса накопителя энергии.
На фкг. l изображен велосипед, с левой его стороны, общий виду на Фкг.2— вид Б на фиг. 1, со стороны зад2п него колеса у на фиг. 3 — общий вид дополнительного ттрквода, который установлен в.окончании цепной вилки с левой, по ходу движения, стороны велосипеда; на фиг.4 — вид A на фиг. 3.
Велосипед содержит переднюю вилку
1, заднюю вилку 2, раму 3, цепную вилку 4, седло 5, основной педальный привод б, ведущую звездочку 7, ведовые звездочки 8, муфту свободного хода 9, цепную передачу 10, накопи981072 ь энергии . 11 храповой механизм
12, подшипниковый узел 13 накопителя, выступ ступицы заднего колеса 14.
Дополнительный привод включает корпус накопителя 15 с расположенной внутри него плоской спиральной пружиной
16, которая одним концом прикреплена к внутренней поверхности 17 корпуса, вторым концом — к внешней поверхности полумуфты 18. Внутренняя по- лумуфта 19 жестко соединена со ступи- 0 цей 14 заднего колеса велосипеда.
Обе полумуфты 18 и 19 вместе составляют обгонную мУфтУ.
На боковых сторонах окончания цепной вилки по одному с каждой стороны установлены регулируемые пружинные амортизаторы, закрепленные в кронштейне 20 с помощью гайки 21. Снизу в стакан 22 свободно вставлен стакан
23, в нижней части которого с помо:щью резьбы закреплена опора 24. В верхней части стакана 22 также с помощью резьбы закреплена опора 25, в центральное отверстие которой вмонтирован винт 26, имеющий внутреннее отверстие по всей своей длине и резь- 25 бовую поверхность, на которую устанавливается гайка 27.
Иежду опорой 24 и гайкой 27 установлены две различные по жесткости пружины 28 н 29. Для. закрепления 30 заднего колеса в цепной вилке служат жестко соединенные с опорой 24 пружины 30, С целью удерживания, нижнего стакана 23 в постоянном соприкосновении со стаканом 22 предусмотрена 35 шпилька 31, ввинченная одним концом в опору 24. На втором конце шпильки
31 установлена демпфирующая пружина
32, гайка 33 и контргайка 34. Верхняя часть амортизатора закрыта 4g предохранительным колпаком 35. К го ризонтальному 36 и наклонному 37 перьям цепной вилки с обеих сторон по одному прикреплены кронштейн 20.
С левой стороны вилки, в нижней части кронштейна 20 предусмотрен механизм завода силовой пружины с подпружиненными собачками 38. В зацеплении с ними постоянно находятся храповые -зубья 39, расположенные по всей наружной окружности корпуса накопителя 15.
Устройство работает следующим образом.
На пути движения велосипеда его колеса неизбежно накатываются на выступы или попадают во впадины дороги.
При наезде, например, заднего колеса на выступ оно вместе с закрепленным соосно с ним корпусом накопителя 15 и полумуфтами 18 и 19 пере45
60 мещавтся вверх на некоторую величину.
При.этом храповые зубья 39 наталкиваются на установленные на их пути собачки 38, в результате чего корпус 65 накопителя 15 поворачивается на некоторый угол против часовой стрелки, что приводит к накоплению некоторого количества энергии за счет завода плоской спиральной пружины 16. Эта энергия на другом конце пружины 16 передается внешней полумуфте 18, благодаря чему через механизм муфты обгона крутящий момент передается на внутреннюю полумуфту 19. Так как полумуфта 19 жестко соединена со ступицей заднего колеса, то заднее колесо, получив дополнительный импульс, ускорит движение вперед, снизив, тем саум затраты мускульной энергии велосипедиста. При попадании заднего колеса во впадину в работу вступают пружины 28 и 29, возвращая заднее колесо, а вместе с ним корпус накопителя 15 и полумуфты 18 и 19, в некоторое исходное положение. При этом собачки 38 свободно пропускают корпус накопителя 15 в обратном (при движении вниз) направлении, одновременно осуществляют удерживание корпуса накопителя от раскручивания в противоположную сторону, тем саваям, сохраняя энергию, накопленную при движении вверх.
Регулировка жесткости пружин 28 и 29 по весу велосипедиста или перевозимого груза в данный момент производится поворотом винта 26 вокруг своей оси.
При этом гайка 27 перемещается вниз, увеличивая, жесткость, или вверх, снижая ее.
Расположение дополнительного привода велосипеда в задней части цепной вилки, а его накопителя концентрично с муфтой обгона, установленной соосно со ступицей заднего колеса велосипеда, дает воэможность получить новые конструктивные решения: привод совместно с накопителем, муфтой обгона, амортизаторами и механизмом завода, может быть неотъемлемой частью велосипеда, в том же комплекте привод может быть съемным.
При наличии дополнительного при= вода велосипед не требует ни топлива, ни электроэнергии. Он накапливает энергию за счет неровностей дороги, которые неизбежно встречаются на пути следования велосипедиста. При этом снижаются затраты мускульной энергии велосипедиста при одновременном увеличении скорости движения.
Формула изобретения
1. Велосипед, содержащий переднюю и заднюю вилки, соединенные рамой с цепной вилкой и седлом, основной привод на ведущее колесовелосипеда, имеющий ведущую и ведомую звездочки, муфту свободного хода и цепную пере981072 дачу и связанный с дополнительным приводом на ведущее колесо накопитель энергии, выполненный в виде барабана, отличающийся тем,что, с целью упрощения конструкции и увеличения скорости, дополнитель- 5 ный привод расположен на цепной вилке, а накопитель энергии установлен конценртично с муфтой свободного хода и ступицей заднего колеса. . 2. Велосипед по п.1, о т л и ч а- 1р ю шийся тем, что он снабжен регулируемыми пружинами амортиэаторами, расположенными по обе стороны цепной вилки, и механизмом зарядки накопителя энергии с подпружиненными собачками, для взаимодействия с зубьями, выполненными на наружной,i поверхности корпуса накопителя энергии.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Австрии 9 153845, кл. 63 В, 1946.
2. Изобретатель и рационализатор 1976, М 9, с.37 (прототип) .
981072
ЫА
Составитель В. Ионова
Редактор л.повхан техред О.неце корректор у.пономаренко
Заказ 9582/22 Тираж 682 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4