Гребной винт регулируемого шага

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗЬВРЕТЕН ИЯ

К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

„„981097

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт.свид-ву— (22) Заявлено 02.02.81 (21) 3269157/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 63 Н 3/12

Гвеудлрствеллыа квмлтет

СССР (53) УДК 629.12:

: 532. 582.5.037. .17 (088.8) Опубликовано 15.12.82. Бюллетень № 46

Дата опубликования описания 25.12.82 пю делам лзобретенлй и втврытвй

М. Г. Гуревич, С. К. Кулиш, В. С. Красавир и В. В. Кучеренко 1

1

J

i .3i

I (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ГРЕБНОЙ ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА

Изобретение относится к судостроению, в частности к гребным винтам регулируемого шага.

Известен гребной винт регулируемого шага, содержащий смонтированные на втулке обтекатель и разъемную ступицу, а которой установлены комли лопастей с буртами, кинематически связанные с механизмом поворота, выполненного в виде фланца, посредством цилиндрических штифтов со сферическими головками 11).

Недостатком известного гребного винта является то, что эксплуатацию его можно производить при вращении гребного вала только в одном направлении — направлении вращения вправо или влево, что ведет к ограниченному их использованию и неравномерному износу зубчатой передачи реверсивного редуктора и узла включения гребного вала с двигателем.

Цель изобретения — повышение эффективности гребного винта регулируемого шага путем переустановки его лопастей.

Цель достигается тем, что у гребного винта регулируемого шага, содержащего смонтированные на втулке обтекатель и разъемную ступицу, в которой установлены

2 комли лопастей с буртами, кинематически связанные с механизмом поворота, выполненного в виде фланца, посредством цилиндрических штифтов со сферическими головками, последние своими цилиндрическими частями закреплены во фланце, а в бурте комля каждой лопасти выполнено по крайней мере два паза, расположенные симметрично оси, перпендикулярной плоскости лопасти, и взаимодействующие своими стенками со сферическими головками штифтов.

На фиг. изображен гребной винт регулируемого шага, продольное сечение; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. (вид на механизм поворота); на фиг. 3 — сечение

Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — шпала установки шага гребного винта; на фиг. 5— лопасть гребного винта; на фиг. 6 — схема установки лопасти гребного винта.

Гребной винт регулируемого шага содержит разъемную ступицу с поперечной плоскостью разъема 1, которая образует носо2о вую 2 и кормовую 3 части ступицы.

В плоскости разъема 1 ступица имеет гнезда для установки лопастей 4 с комлями 5. В бурте комля 5 каждой лопасти выполнены два паза 6 и 7, взаимодействующие

981097 своими стенками со сферическими головками цилиндрических штифтов 8, которые по числу лопастей 4 своими цилиндрическими частями закреплены в механизме поворота, выполненного в виде фланца 9, и проходят через отверстия 10 в носовой части 2 ступицы. Пазы 6 и 7 расположены симметрично по оое стороны оси, перпендикулярной плоскости лопасти 4. Фланец 9,.носовая 2 и кормовая 3 части ступицы вместе с лопастями 4 собраны на втулке 11 со шпонкой 12 и закреплены гайкой-обтекателем !3.

Для установки соответствуюгцего шага гребного винта на фланце 9 нанесены деления с указанием величины шага, а на носовой 2 части ступицы — риски, являющиеся началом отсчета. 15

Лопасть 4 выполнена симметричной по контуру и сечению, так как при изменении направления подъема винтовой линии назначение кромок лопастей меняется. Входящая кромка становится выходящей. Кроме того, симметричность контура и сечения лопасти обеспечивает равнозначную работу винта в любом направлении вращения.

Переустановка лопастей и регулирование шага гребного винта осуществляется следуюгцим образом. 25

Для переустановки лопастей 4 откручивают гайку-обтекатель 13 и в зависимости от того, какое вращение гребного вала (правое или левое), ставят лопасть так, чтобы со сферической головкой штифта взаимодействовал паз 6 — для правого вращения гребного вала, и паз 7 — для левого вращения гребного вала. А для установки шага лопастей 4 разворотом фланца 9 на втулке 11 устанавливают по шкале необходимый шаг лопастей 4. После чего

«закручивают гайку-обтекатель 13.

Данное изобретение дает возможность применять гребной винт регулируемого шага в двигателях как с правым, так и с левым направлением вращения гребного вала, использовать реверсивный редуктор для обеспечения переднего хода судна при обратном его переключении, что приводит к равномерному износу его зубчатой передачи и увеличению срока службы.

Формула изобретения

Гребной винт регулируемого шага, содержащий смонтированные на втулке обтекатель и разъемную ступицу, в которой установлены комли лопастей с буртами, кинематически связанные с механизмом поворота, выполненного в виде фланца, посредством цилиндрических штифтов со сферическими головками, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гребного винта регулируемого шага путем переустановки его лопастей, штифты со сферическими головками своими цилиндрическими частями закреплены во фланце, а в бурте комля каждой лопасти выполнены по крайней мере два паза, расположенные симметрично оси, перпендикулярной плоскости лопасти, и взаимодействующие своими стенками со сферическими головками штифтов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 742275, кл. В 63 Н 3/12, 03.04.78 (прототип).

981097

Фит.5

Редактор Л. Повхан

Заказ 9584/23

Составитель А. Строков

Техред И. Верес !корректор У. Пономаренко

Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4