Водометный движитель судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()981098 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.09.80 (21) 2982739/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 63 Н 11/08
Гесударствалнмй камктет
СССР
Опубликовано 15.12.82. Бюллетень № 46
Дата опубликования описания 25.12.82 (53) УДК 629.12:
: 532,582.5.035. .2 (088.8) по делам лзабратемий и аткрмтий (72) Авторы изобретения
К. Я. Рыжов и С. Е. Кукушкин (71) Заявитель (54) ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕ,ЛЬ СУДНА
Изобретение относится к судостроению, и касается водометных движителей судов.
Известен водометный движитель судна, содержащий водозаборную трубу, в которой размещен вал с гребным винтом, имеющим бандажное кольцо, охватывающее периферийные кромки его лопастей и расположенное в кольцевой выемке водометной трубы (1).
Недостатком этой конструкции является ее малая надежность из-за возможности попадания твердых частиц в кольцевую выемку через зазоры между стенками водометной трубы и бандажным кольцом. Твердые частицы, попавшие в кольцевую выемку, ввиду того, что скорости в ней значительно меньше скоростей в зазорах, выпадают в осадок и скапливаются в нижней части выемки, что может привести к заклиниванию гребного винта.
Целью изобретения является повышение надежности работы движителя путем уменьшения возможности заклинивания гребного винта при попадании в кольцевую выемку твердых частиц.
Цель достигается тем, что движитель снабжен дренажной трубой в виде верти2 кального патрубка, посредством которого нижняя часть кольцевой выемки соединена с подднищевым пространством судна.
Кроме того, плоскость сечения нижнего конуса патрубка расположена под острым углом к основной плоскости судна.
На фиг. 1 изображен водометный движитель, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1.
Водометный движитель состоит из водозаборной трубы 1, переходящей в водометную трубу 2 и далее в сопло 3. В водометной трубе установлен вал 4 с насаженным на него гребным винтом 5, за которым расположен спрямляющий аппарат 6.
На концах лопастей гребного винта расположено бандажное кольцо 7. Кольцо расположено в кольцевой выемке 8 водометной трубы. В нижней части кольцевой выемки расположена дренажная труба в виде вертикального патрубка 9. Плоскость 10 сечения нижнего конуса патрубка расположена под острым углом к основной плоскости судна, т. е. под углом к набегающему потоку (ориентирована навстречу набегающему потоку). Полость кольцевой выемки 8
981098
5 0
Формуаа изобретения
Зо
45 сообщается с проточной частью водометного движителя через носовой 11 и кормовой 12 зазоры, площади которых равны их ширине, умноженной на длину окружности водометной трубы.
Движитель работает следующим образом.
Вода по водозаборной трубе 1 поступает к гребному винту 5, поток воды после гребного винта выравнивается с помощью лопаток спрямляющего аппарата 6 и затем поступает в выходное сопло.
Поскольку давление в полости кольцевой выемки 8 несколько больше, чем давление перед гребным винтом 5, вода через кормовой зазор 12 поступает в полость кольцевой выемки 8, а через носовой зазор 11 перетекает в водометную трубу.
При этом объемные потери минимальны и определяются только величиной кормового зазора 12 и перепадом давлений перед зазором и за ним. При этом твердые частицы, попавшие в кольцевую выемку через зазор !2, в случае их занесения потоком воды в зазор 1! не могут вызвать заклинивания гребного винта в этом месте, так как максимальный размер этих частиц определяется величиной зазора 12, которая меньше, чем величина зазора 1!. Учитывая, что раз ни цу между количеством воды, поступающей через зазор 2 и истекающей через зазор 11, можно свести к минимуму, а также учитывая, что площадь выходного отверстия
10 значительно больше площади зазора ll, скорость потока (без учета турбулентности) в дренажной трубе близка к нулевой и не препятствует выведению твердых частиц из кольцевой выемки наружу, что снижает возможность заклинивания гребного винта по наружной поверхности бандажного кольца.
Установка дренажной трубы исключает возможность скапливания твердых частиц, попада1ощих в кольцевой канал через кормовой зазор в нижней части канала, так как через открытый снизу вертикальный патрубок твердые частицы беспрепятственно выходят под днище судна.
Выполнение дренажной трубы в виде вертикального патрубка исключает возможность скопления твердых частиц в его полости, а следовательно, и загромождения его проходного сечения.
Выполнение плоскости сечения нижнего конца патрубка под углом навстречу набегающему поток обеспечивает давление в кольцевой выемке выше гидростатического.
Это повышение давления достигается за счет использования части скоростного напора набегающего потока воды путем торможения потока в плоскости, ориентированного навстречу ему нижнего конца патрубка. Повышение давления в кольцевой выемке позволяет исключить перетекание воды в нее через носовой зазор, т. е. сохранить объемные потери на уровне известного. Избыточное давление перед гребным винтом характерно для судов, движущихся с высокими скоростями. Для низкоскоростных судов, перед гребными винтами которых имеется разрежение, в использовании скоростного напора набегающего потока воды нет необходимости, поскольку в этом случае уменьшение объемных потерь через кормовой зазор, за счет уменьшения перепада давлений перед зазором и за ним при повышении давления в кольцевой выемке за счет скоростного напора, нейтрализуется увеличением объемных потерь через носовой зазор, поскольку перепад давлений на этом зазоре возрастает. В связи с этим для низкоскоростных судов плоскость нижнего сечения патрубка может быть выполнена заподлиц0 с днищем судна.
1. Водометный движитель судна, содержащий водозаборную трубу, в которой размещен вал с гребнем винтом, имеющим бандажное кольцо, охватывающее периферийные кромки его лопастей и расположенное в кольцевой выемке водометной трубы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы движителя путем уменьшения возможности заклинивания гребного винта при попадании в кольцевую выемку твердых частиц, он снабжен дренажной трубой в виде вертикального патрубка, посредством которого нижняя часть кольцевой выемки соединена с подднищевым пространством судна.
2. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что плоскость сечения нижнего конца патрубка расположена под острым углом к основной плоскости судна.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Заявка Японии № 50-11674, кл. 84 32, 1975 (прототип) .
981098
Я
\ J s
1О
Фиг.1
A l
Фит.2
Составитель Е. Кудрявнева
Редактор Л. Повхан Техред И. Верес Корректор У. Пономаренко
Заказ 9584/23 Тираж 462 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4