Ленточный бремсберговый конвейер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И.Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ iii981134 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 01. 03. 78 (21) 2619?56/27-03 с присоелинением заявки РЙ (23) Приоритет

Опубликовано 1, 12.82. Бюллетень № 46

Дата опубликования описания 15. 12.82 (Я ) М. Кл.

В 65 6 15/28//

В 65 G 23/26

1ооудврстмииый комитет (53) УДК 621.867,,2(088.8) но делам изабретеиий и открытий (72) Автор изобретения

Т.ф.Подпорин (7l) заявитель (54) ЛЕНТОЧНЫЙ БРЕИСБЕРГОВ6!Й КОНВЕЙЕР

Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, а именно к ленточным бремсберговым кон.вейерам.

Известен ленточный бремсберговый конвейер, содержащий грузонесущую ленту, размещенную на роликоопорах и огибающую приводные, натяжной и концевые барабаны;один из которых является загрузочным, а другой разгрузочным. Приводные барабаны связаны с двумя приводными асинхронными двигателями с фазовым ротором и жидкостными реостатами. Для питания постоянным током статоров привод- 15 ных электродвигателей во время работы системы электродинамического торможения имеется выпрямительная установка и соответствующая аппаратура управления. Каждая из ступеней меха- 2о нического трехступенчатого тормоза состоит из отдельных самостоятельных тормозных устройств, кинематически связанных с барабанами конвей? ера. Привод каждой ступени тормоза пружинный. Для растормаживания каждой ступени, предусмотрен электрогидравлический толкатель. Во время движения загруженной ленты с установившейся скоростью приводной двигатель (или оба) работают при сверхсинхронной частоте вращения и оказывает тормозящее действие.

При оперативной остановке по сигналу с пульта управления конвейером программа торможения выполняется следующим образом. Двигатели привода (один или оба в зависимости от загрузки и ленты и показаний электроконтактных манометров) переводятся в режим динамического торможения, т.е. отключается статор от сети переменного тока и включается на сеть постоянного тока, а обмотка ротора замыкается на .сопротивление. При снижении скорости движения ленты до величины 0,2-0,5 м/с накладываются механические тормоза.

3 98

При экстренной остановке. конвейера, например, по сигналу от кабельтросового выключателя с линии, главные механические тормоза (одной или двух ступеней) накладываются одновре менно с переводом двигателей (одного или обоих) в режим динамического торможения, При случайном снятии напряжения остановка конвейера осуществляется без динамического торможения одновременным наложением главных и вспомогательных тормозов (1J.

Однако известный ленточный конвейер имеет ряд существенных недостатков. Большая установленная мощность приводных двигателей взрывобезопасного испрлнения с фазным ротором, Это объясняется тем, что у мощных конвейеров величина движущего момента груза велика и поэтому для компенсирования его при сверхсинхронной частоте вращения приводного двигателя конвейера требуется значительная мощность последнего.

Значительный расход электроэнергии за счет постоянного потребления реактивного тока постоянно работающими приводными двигателями. Реактивный ток остается почти без изменения при изменении загруженности ленты конвейера, Постоянство работы конвейера обусловлено значительной неравномерностью грузопотоков, поступающих из лав. Кроме того, усложнение электрической схемы управления конвейером в результате оборудования электропривода системой элек" тродинамического торможения, которая требует выпрямительной установки для питания ее постоянным током, а также дополнительной аппаратуры управления.

Известен также ленточный бресмберговый конвейер, содержащий размещенную на роликоопорах ленту, огибающую разгрузочный, натяжной, тормозной барабан с соединенным с ним механическим тормозом и приводной барабан, кинематически связанный с приводом t 2), Недостатками известной конструкции конвейера являются большая установочная мощность двигателя и зна-. чительный расход электроэнергии.

Кроме того, невозможность отключения конвейера в момент движения ленты под действием веса находящегося на ней груза. Все это снижает эффективность работы конвейера.

1134

Зо

З5

4

Цель изобретения - уменьшение мощности привода конвейера за счет обеспечения его отключения при движении ленты под действием веса находящегося на ней груза.

Поставленная цель достигается тем, что ленточный бремсберговый конвейер, содержащий размещенную на роликоопорах ленту, огибающую разгрузочный, натяжной, тормозной барабан с соединенным с ним механическим тормозом и приводной барабан, кинематически связанный с приводом, снабжен тормозным регулятором, имеющим гидродинамический тормоз и центробежные измерители частоты вращения, кинематически связанйые с валом тормозного барабана, при этом приводной барабан снабжен кинематически свя- . занным с ним центробежным измерителем частоты его вращения, а привод выполнен в виде электрогидропривода с шестеренным гидромотором, в цепь управления которого включен центробежный измеритель частоты вращения приводного баоабана.

На фиг. 1 изображен предлагаемый ленточный конвейер со схемой управления, общий вид, на фиг, 2 - принципиальная схема тормозного регулятора.

Ленточный бремсберговый конвейер состоит из бесконечной ленты 1, расположенной на опорной металлоконструкции с поддерживающими роликоопорами 2 и запасованной между приводным 3, концевым 4 и разгрузочным .

5 барабанами. Привод конвейера выполнен в виде электрогидропривода 6, гидромотор 7 которого кинематически связан с валом приводного барабана через понижающий редуктор 8, конвейер содержит тормозной регулятор 9, ротор 10 гидродинамического тормоза которого кинематически связан с валом концевого барабана 4 через повышающий редуктор 11, механический тормоз 12, тормозной шкив 13 которого жестко закреплен на валу концевого тормозного барабана 4. Натяжное устройство конвейера содержит натяжной барабан 14, загрузка конвейера производится из бункера 15 с погрузочным лотком 16, расположенным над лентой 1, В электрогидроприводе 6 гидромотор сообщен с напорной линией гидронасоса 17, который соединен муфтой с двигателем 18. Гидравлическая

98113 система электрогидропривода 6 с открытой циркуляцией жидкости содержит резервуар 19, фильтры, охладитель. В гидравлической системе имеется обводная линия, состоящая из $ последовательно соединенных между собой фильтра и обратного клапана

20, подсоединенная параллельно основной линии "фильтр-гидронасос-нагнетательный трубопровод гидронасоса".

Промежуточное реле 21 схемы управления пускателя 22 включено в электрическую цепь через нормальноразомкнутый контакт 23 центробежного измерителя 24 частоты вращения (ЦИЧВ), кинематически связанного с приводным барабаном 3 через понижающий редуктор привода конвейера. Пускатель 22 соединен с двигателем ка- 20 белем 25, а соединенные электрические провода 26 соединяют пускатель

22 с центробежным измерителем частоты вращения, Тормозной регулятор (фиг. 2)состоит из следующих основных узлов: гидродинамического тормоза 27, механизма 28 управления гидродинамическим тормозом, центробежного измерителя 29 частоты вращения и струйно- 30 вакуумного клапана 30. Указанные узлы между собой имеют гидравлические и пневматические связи. Полость 31 ротора гидродинамического тормоза включена последовательно в гидросистему с открытой циркуляцией жидкости, состоящую из последовательно сое, диненных между собой трубопроводами охладителя 32, оезеовуаоа 33 и камеры 34 плоского золотника механизма управления гидродинамическим тормозом. В трубопровод 35 между охладителем и полостью ротора встроен регулируемый дроссель 36.

Подвижный клапан 37 плоского золотника соединен с подпружиненным пружиной 38 штоком 30 струйновакуумного мембранного исполнительного механизма (МИМ}. Указанный шток жест« ко связан с одним из.опорных дисков

$O

40. Между опорными дисками зажата центральная часть мембраны 41. По периферии мембрана зажата между крышками 42. Полость между мембраной и крышкой со стороны пружины постоянно

$$ сообщена с атмосферой. Полость 43 . между мембраной и другой крышко" постоянно сообщена с приемной камерой

44 эжектора, имеющего рабочее сопло

4 6

45 и смесительрую камеру 46, а через трубку 47 с регулируемым отверстием

48 в основании плоского золотника управления МИМ, нормально прикрытого подвижным клапаном 39, Этот подвижный клапан шарнирно соединен через тягу 50 и угловой рычаг 51 с подпружиненным пружиной 52 толкателем

53 "тормозного" центробежного измерителя частоты вращения, имеющего шток 54.

Рабочее сопло эжектора с груйновакуумного мембранного исполнительного механизма сообщено постоянно трубкой 55 со струйновакуумным клапаном, имеющим затвор 56, соединенный штоком 57 с поршнем 58, расположенным в корпусе 59. Между крышкой 60 и корпусом зажата по периферии мембрана

61. Приводная полость 62, между мембраной, свободно лежащей на поршне, и крышкой постоянно сообщена с приемной камерой 63 эжектора, имеющего рабочее сопло 64 и смесительную камеру 65. Рабочее сопло сообщено постоянно каналом с патрубком 66 струйновакуумного клапана. Этот патрубок, в свою очередь сообщен постоянно с шахтным водопроводом..Смесительная камера эжектора струйновакуумного клапана сообщейа через дистанционную трубку 67 со сливным отверстием, при" крытым нормально запорным элементом

68, закрепленным на рычаге .69, шарнирно соединенным с подпружиненным пружиной 70 толкателем 71 "пускового" центробежного измерителя частоты вращения имеющего шток 72.

"Пусковой" и "тормозной" центробежные измерители частоты вращения через шестерни 73 и 74 и общую валшестерню 75 кинематически связаны с валом 76 быстроходной передачи уско-, ряющего редуктора, а через негос валом концевого барабана.

Устройство содержит также соединительные трубопроводы 77-79 гидравлической системы.

Электрогидропривод 6 предназначен только для приведения в движение не загруженной и мелкозагруженной ленты конвейера. Наличие в электрогидроприводе шестеренного гидромотора и гидравлической связи между гидромотором и гидронасосом позволяет без каких-либо осложнений для электрогидропривода допускать .изменение частоты вращения быстроходного вала редуктора, с которым

981134 8 соединен гидромотор и B широком ли.апазоне, Обратный клапан 20 в гидравлической системе предназначен для пропуска рабочей жидкости к гидромотору 7 из резервуара 19 минуя полость гидронасоса 17 для смазки его во время вращения при отключенном от сети двигателе гидронасоса.

Центробежный измеритель частоты вращения 24 предназначен для управления двигателем гидронасоса в зависимости от величины скорости движения ленты конвейера, путем замыкания и размыкания своих нормальноразомкнутых контактов 23 в цепи промежуточного реле 21 пускателя 22, Тормозной регулятор предназначен для автоматического поддержания скорости движения ленты конвейера в пределах допустимых величин при различной ее загруженности и независимо от наличия, напряжения, путем создания регулируемого тормозного момента на валу тормозного барабана конвейера, включением и отключением гидродинамического тормоза в зависимости от величины скорости движения ленты, Гидродинамический тормоз 27 тормозного регулятора предназначен для создания тормозного момента на валу тормозного барабана конвейера.

Механизм 28 управления гидродинамическими тормозом предназначен для регулирования расхода жидкости из резервуара 33 в полость 3 1 гидродинамического тормоза через сливное отверстие в основании плоского золотника путем перекрытия его площади сечения свободного прохода подвиж ным клапаном 37 в зависимости от ско.рости движения ленты.

Измеритель частоты вращения 29 тормозного регулятора предназначен для автоматического управления работой механизма 28 и струйновакуумного клапана 30.

Струйновакуумный клапан 30 предназначен для сообщения рабочего сопла 45 эжектора с шахтным водопроводом сразу же после начала вращения . вала тормозного барабана, т.е. с началом работы конвейера, и разобщения сопла от шахтного водопровода прй остановке конвейера, Регулируемый дроссель 36 предназначен для удобства регулирования таких эксплуатационных показателей гид5

2S

35 ю

55 родинамического тормоза, как продолжительность действия гидродинамического тормоза после прекращения поступления в его полость 31 жидкости из резервуара 33, времени полного заполнения полости 31 при включении его в работу, расхода жидкости через тормоз из условия нормального охлаждения при ее циркуляции по гидравлической системе. Регулирование указанных показа телей осуществляется за счет изменения расхода жидкости по гидравлической системе путем изменения площади сечения проходного отверстия дроссе ля при настройке по одному из показателей, наиболее важным для пред— лагаемой установки.

Конвейер работает следующим образом.

Одновременно с оттормажеванием механическим тормозом 12 конвейера, включается пускатель 22 и двигатель

18 электрогидропривода начинает работать. От двигателя приводится во вращение гидронасос 17, от которого жидкость под давлением поступает к гидромотору 7. Под давлением ее гидромотор приводится во вращение.

При этом жидкость в гидравлической системе циркулирует следующим образом: резервуар 19, фильтр, гидронасос 17, гидромотор 7, охладитель, резервуар 19. С выходного вала гидромотора вращение передается через понижающий редуктор 8 валу приводного барабана конвейера. При этом лента приходит в движение и приводит во вращение концевой (тормозной) барабан 4, жестко закрепленный на валу.

От вала тормозного барабана вращение передается через ускоряющий редуктор

11 ротору 10 гидродинамического тормоза и вал-шестерне 75, соединенных постоянно с быстроходным валом 76 ускоряющего редуктора. При этом "пусковой" измеритель частоты вращения приводится во вращение через шестерни 74 и своим штоком 72 через толкатель 71 воздействует на рычаг 69, который, поворачиваясь вокруг оси вращения, отводит запорный элемент 68 от сливного отверстия дистанционной трубки 67 управления клапаном 30.

Через открытую площадь сливного отверстия начинается слив воды в атмосферу, При этом, истекающая из сопла

64 эжектора струя воды отсасывает воду из камеры 63 и в последней создается вакуум. Вследствие этого пор9 98 шень 58, шток 57 и затвор 56 поднимаются в верхнее крайнее положение и вода начинает поступать из шахт ного водопровода к соплу 45 эжектора струйновакуумного мембранного исполнительного механизма. Во время истечения струи воды из сопла 45, в приемной камере 44 эжектора и в приводной полости 43 МИМ, возникает вакуум и-под действием образовавшегося перепада давления на мембране 41, подвижная система, состоящая из мембраны с опорными дисками 40, штока

39 и клапана 37 перемещается влево, преодолевая усилие, создаваемое воз-. вратной пружиной 38, При этом клапан 37 перекрывает сливное отверстие в основании плоского золотника и в результате этого разобщается полость

31 гидродинамического тормоза от резервуара 33. Жидкость, оставшаяся в полости 31, перекачивается в резервуар 33 вращающимся ротором 10. flocле откачки жидкости из полости, ротор при вращении уже не создает тормозного момента на валу тормозного барабана, "Тормозной! измеритель частоты вращения приводится во вращение через шестерню 73, но он отрегулирован так, что при величине скорости движения незагруженной ленты шток 54 не касается толкателя 53 и клапан . 49 остается в начальном исходном положении, т,e перекрывает отверстие 48.

Указанное положение основных элементов после запуска сохраняется и при частично загруженной ленте, т.е. до момента, когда под действием составляющей веса груза на ленте скорость движения ленты достигает величины Ч, при которой лента с грузом двигается без помощи электрогидропривода.

Как только скорость движения ленты достигает величины равной V>» то замыкается нормально-разомкнутый контакт 23 ЦИЧВ 24, При этом, срабатывает промежуточное реле 21 в схеме управления пускателем 22, последний отключается от сети и двигатель

18 гидронасоса 17 останавливается, но лента продолжает двигаться под действием составляющей веса груза на ленте. Рабочая жидкость в.гидравлической системе при этом циркулирует (для смазки шестеренного гидромотора) следующим образом: резервуар

1134 10

19, фильтр, обратный клапан 20, гидромотор 7, охладитель, резервуар 19.

В тормозном регуляторе при этом не происходит никаких изменений. При достижении скорости движения ленты величины V, при которой возникает необходимость в компенсации движущего момента груза, "тормозной" ЦИЧВ, приводимый во вращение шестерней 73, 10 своим штоком 54 воздействует на толкатель 53, и, преодолевая усилие, создаваемое возвратной пружиной 52, перемещает его вверх. Толкатель при перемещении воздействует через рыИ чаг 51 и тягу 50 на подвижный клапан

49, перемещая его влево и открывая в результате этого отверстие 48 в основании плоского золотника, Через от- . крытую площадь отверстия 48 и трубку

20 47 поступает атмосферный воздух в приводную полость 43. В результате этого в полости 43 абсолютное давление повышается, перепад давления на мембране 41 уменьшается и под действи25 ем усилия возвратной пружины 38 подвижная система перемещается вправо, и клапан 37 открывает сливное отверстие в основании плоского золотника.

При этом жидкость из резервуара 33 зв через полость 34 плоского золотника поступает в полость 31 гидродинамического тормоза и заполняет ее, Ротор 10, при своем вращении, как насоснов колесо, перекачивает жидкость

33 через дроссель 36 и охладитель 32 в резервуар 33, создавая при этом тормозной момент на валу тормозного барабана, При случайном снятии напряжения с объекта (или срабатывании какой" либо.из защит конвейера) срабатывает механический тормоз 12, и в результате его действия на валу тормоз" ного барабана 4 возникает тормозной

43 момент В момент снятия напряжения при этом ни в тормозном регуляторе, ни в электрогидроприводе не происходит никаких изменений.

SO

Под действием суммарного тормоз" ного момента, создаваемого на валу тормозного барабана в результате работы механического и гидродинемического тормозов„ скорость движения ленты снижается, и когда она снизитИ ся до величины V>, то в тормозном регуляторе происходят следующие изменения. Шток 54 "тормозного" ЦИЧВ опускается и под действием усилия воз11 o811 вратной пружины 52 толкатель 53 также перемещается вниз, воздействуя через рычаг 51 и тягу 50 на клапан

4:">, перемещая последний вправо. В результате этого клапан перекрывает отверстие 48. В связи с этим доступ атмосферного воздуха в приводную полость 43 прекращается и абсолютное давление в ней снижается за счет эжекЪ ции из нее воздуха струей воды, ис- 10 текающей из сопла 45 э>нектора. При этом перепад давления на мембране

41 повышается и подвижная система мембранного исполнительного механизма вместе с клапаном 37, преодо- 15 левая усилие, создаваемое возвратной пружиной 38., перемещается влево и клапан 37 перекрывает отверстие в основании плоского золотника. В результате чего прекращается доступ 2О жидкости из резервуара 33 в полость

31 гидродинамического тормоза. Действие *e гидродинамического тормоза еще некоторое время продолжается до, rex пор, пока оставшаяся в полости

31 жидкость перекачивается ротором

10. в резервуар.

После же oc1ановки ленты конвейера шток 72 "пускового" ЦИЧБ опускается и под действием усилия возвратной пружины 70 толкатель 71 также перемещается вниз, поворачивая при этом рычаг 60. вокруг оси вращения, В результате этого сливное отверстие дистанционной трубки 67 перекрывается запорным элементом 68 и приводная полость 62 гидровакуумного клапана заполняется водой. Под давлением воды на мембрану 61 подвиж- 4 ная система, состоящая из поршня 58, штока 57 и затвора 56, опускается в нижнее крайнее положение и затвор перекрывает проход в седле регулирующего органа струйновакуумного клапана 30, При этом прекращается поступление воды к соплу 45, В результате прекращения истечения струи воды. из сопла, прекращается вакуумос образование, и в приводной полости

43 абсолютное давление становится равным атмосферному, При этом исчезает перепад давления на мембране 4 1 и подвижная система с клаланом 37 под действием возвратной пружины 38 перемещается в правое краи55 нее положение, В результате этого резервуар 33 сообщается с полостью

31 гидродинамического тормоза. При

12 этом заполняется жидкостью полость

31 и гидродинамический тормоз 27 оказывается подготовлен к очередному запуску конвейера.

После снижения скорости движения ленты до величины Ч срабатывает ЦИЧВ 24 и в результате -того размыкается его нормально-разомкнутый контакт 23 в цепи промежуточного реле 21, пускателя 22, отключенного ранее от электрической сети, в момент достижения скорости движения ленты величины Ч>,, В результате совместного действия тормозов обеспечивается необходимая тормозная характеристика, исключается возникновение недопустимых динамических усилий, облегчается работа механического тормоза.

Предлагаемый ленточный конвейер, по сравнению с извесгными в настоящее время, более эффективен в работе, поскольку он позволяет снизить расход электроэнергии приводного двигателя за счет уменьшения потреб,ления активного и реактивного то ков из электрической сети в периоды работы конвейера с незагруженной или малозагруженной лентой (так как мощность приводного двигателя уменьшается в несколько раз), и в результате прекращения потребления реактивного тока из сети в периоды работы конвейера при загруженной ленте, так как в эти периоды приводной двигатель отключен от электрической сети.

Кроме того, конвейер позволяет снизить капитальные затрать> и эксплуатационные расходы за счет возможности применения приводного двигателя конвейера меньшей мощности и исключения относительно сложной схемы управления электроприводом с системой электродинамического торможения.

Формула изобретения

Ленточный бремсберговый конвеиер, содержащий размещенную на роликоопорах ленту, огибающую разгрузочный, натяжной, тормозной барабан с соединенным с ним механическим тормозом и приводной барабан,, кинематически связанный с приводом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения мощности привода конвейера за счет обеспечения его отключения при движении ленты под дей-..

13 981 l 3 4 . 14 ствием веса находящегося на ней rpy- ром, в цепь управления которого вклю" за, он снабжен тормозным регулято- чен центробежный измеритель частоты ром, имеющим гидродинамический тор- вращения приводного барабана. моз и центробежные измерители часто- Источники информации, ты вращения, кинематически связанные 5 принятые во внимание при экспертизе с валом тормозного барабана, при этом 1. Вахмейстер Л.Г, и др. Подземприводной барабан снабжен кинемати- ные конвейерные установкы..И., нНедчески связанным с ним центробежным ра", 1976, с. 136-138. измерителем частоты его вращения, а 2. Авторское свидетельство СССР привод выполнен в виде электрогид — 10 11 610747, кл. В 65 G 23/26, 1975 ропривода с аестеренным гидромото- (прототип).