Способ уравновешивания рабочего колеса центробежного насоса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик о>981703 (6() Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 20.05. 81 (21) 3295170/25-06 с присоединением заявки HP— (23) Приоритет
Опубликовано 111282. бюллетень М 46 рцэр з
Р 04 D 29/66
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (ЯЗ) УДК621 671 (088.8) .Дата опубликования описания (72) Авторы изобретения
Л.И. Ковалев и A В. Солодков (71) Заявитель (54) СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА
ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА
Изобретение относится к насосостроению, конкретно к способам уравновешивания рабочего колеса центробежных насосов.
Известен способ уравновешивания рабочего колеса центробежного насоса путем изменения силы притяжения магнитов, закрепленных соответственно на рабочем колесе и корпусе (1).
Недостатком известного способа является сложность осуществления уравновешивания осевых усилий, действующих на рабочее колесо.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ уравновешивания рабочего колеса центробежного насоса путем изменения силы притяжения магнитов ведущей к ведомой полумуфт соответственно электродвигателя,и рабочего колеса, осуществляемого посредством изменения торцевого зазора между полумуфтами с помощью промежуточных элементов (2). укаэанный способ характеризуется 25 сложностью уравновешивания, так как применение этого способа предполагает разборку центробежного насоса для установки промежуточных элементов
Hего последующую сборку. 30
Цель изобретения — упрощение уравновешивания.
Укаэанная цель достигается тем, что изменение силы притяжения осуществляют перемещением магнитов относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной оси насоса.
На чертеже схематично изображен центробежный насос, в котором уравновешивание рабочего колеса осуществляется согласно предлагаемому способу.
Упомянутый центробежный насос содержит магниты 1 и 2 ведущей и ведомой полумуфты 3 и 4 соответственно электродвигателя (на чертеже условно не показан) и рабочего колеса 5.
Способ уравновешивания рабочего колеса центробежного насоса осуществляется следующим образом.
Перемещают в одной из полумуфт
3 или 4 магниты 1 или 2 на определенное расстояние от оси насоса и в плоскости, перпендикулярной ей, чем достигают соответствующего изменения силы притяжения между ними. Изменение силы притяжения магнитов, в свою оче" редь, обеспечивает уравновешиваиие рабочего колеса 5.
При этом, если предполагаемая ра бота насоса с жидкостью со стабиль981703
Формула изобретения Составитель M. Капралов
Техред Ж.Кастелевич Корректор Л° - Дзятко
Редактор М. Келемеш
Тираж б 78 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 9676/54
Филиал ППЛ Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ными физическими свойствами, то уравновешивание рабочего колеса 5 осуществляют перемещением магнитов 1 ведущей полумуфты 3 (на чертеже показано сплошными стрелками) за счет применения дополнительных средств, например винтовой пары.
Если же насос перекачивает жидкость, которая изменяет свои физические свойства в процессе перекачивания, то уравновешивание рабочего ко- 10 леса 5 осуществляют перемещением магнитов 2 ведомой полумуфты 4 за счет возникающей центробежной силы. При этом в соответствии.с частотой вращения ведомой полумуфты 4 (и рабочего ! колеса 5) магниты 2 занимают строго определенное положение относительно магнитов 1 ведущей полумуфты 3, т.е. создается необходимое взаимодействие полумуфт и соответствующий крутящий моМент на валу и обеспечивается равен-, ство осевых усилий.
Например, с повышением вязкости перекачиваемай жидкости уменьшается частота вращения рабочего колеса 5, а следовательно, и величина осевого усилия, развиваемого им. При этом магниты 2 ведомой полумуфты 4 перемещаются в плоскости, перпендикулярной оси насоса, ближе к последней и дальше от магнитов 1 ведущей полумуфты
3; при этом изменяется сила притяжения между ними, а осевое усилие от воздействия ведущей полумуфты 3 снижается и становится равным осевому усилию рабочего колеса 5.
Если сопротивление рабочему колесу 5 со стороны перекачиваемой жидКости снижается, то уравновешивание осуществляют в обратном порядке.
Предлагаемые усовершенствования существенным образом упрощают уравновешивание рабочего колеса центробежного насоса.
Способ уравновешивания рабочего колеса центробежного насоса путем изменения силы притяжения магнитов ведущей и ведомой полумуфт соответственно электродвигателя и рабочего колеса, отличающийся тем, что, с целью упрощения уравновешивания, изменение силы притяжения осуществляют перемещением магнитов относительно друг друга в плоскости, перпендикулярной оси насоса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Японии 9 49-46801, кл. 63/3!В 103, опублик. 1974.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 506699, кл. F 04 D 29/66, 1973.