Гидросистема управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Соеэ Советских

Социалистических

Республик (n>981719 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.12.80 (21) 3217227/25-06 (И) М. gn.з

F 15 В 13/06

В 60 К 20/00 с присоединением заявки ИоГосударственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 151282 Бюллетень Мо 46

Дата опубликования описания 15. 12. 82

Р31 УДК 621. 225 (088. 8) (72) Авторы изобретения

A.Ñ. Солонский и И.Н ° Жуковский (71) Заявитель (54) ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОИ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к объемным гидроприводам и может быть использовано, например, для управления коробкой передач тракторов и самоходных шасси.

Известна гидросистема управления коробкой передач транспортного средства, содержащая напорную и сливную гидролинии, фрикционные муфты, имеющие гидроцилиндры управления с подпружиненными поршнями, многопозиционный гидрораспределитель и устройство задержки выключения муфт, выполненное в виде подпружиненного золотника, командная полость которого связана с напорной гидролинией, а рабочая полость - со сливными каналами гидрораспределителя и со сливной гидролинией (1).

Недостатком известного устройства является нестабильность срабатывания, обусловленная значительной протяженностью сливных каналов гидрораспределителя,.имеющих высокое гидравлическое сопротивление, изменяющееся под действием теьптературы окружающей среды.

Цель изобретения - повышение стабильности срабатывания.

Поставленная цель достигается тем, что гидрораспределитель выполнен в виде поворотного золотника с осевым каналом, в котором установлено устройство задержки.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема предлагаемой гидросистемы; на фиг. 2 — гидрораспределитель, продольный разрезт на фиг ° 3 — разрез

A-A на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез

Б-Б на фиг. 2; на фиг ° 5 - разрез

В-В на фиг. 4 °

Гидросистема управления коробкой передач транспортного средства содержит напорную 1 и сливную 2 гидролинии, фрикционные муфты 3-6, имеющие гидроцилиндры 7-10 управл ния с подпружиненными поршнями 11-14, многопозиционный гидрораспределитель 15 и устройство 16 задержки выключения муфт

3-6, выполненное в виде поджатого пружиной 17 золотника 18, командная полость 19 которого связана с напорной гидролинией 1, а рабочая полость

25 20 - со сливными каналами 21-24 гидрораспределителя 15 и каналом 25 со сливной гидролинией 2. Гидрорасп1теделитель 15 выполнен в виде поворотного золотника 26 с осевым каналом

30 27, в котором установлено устройст981719 во 16 задержки. Ia золотнике 26 выполнены продольные пазы 28 и 29, связанные с напорной гидролинией 1, а в теле егo — радиальные каналы 30-37 °

8 золотнике 26 установлен регулируемый упор 38 с контргайкой 39. 5

Гидросистема работает следующим образом, Для включения коробки передач поворачивают золотник 26, например, по часовой стрелке до совпадения паза

29 с каналом 23. При этом срабатывает муфта 5.

Для переключения передачи на ходу золотник 26 поворачивают в том же направлении до совпадения паза 28 с ка- 5 .налом 21. При этом канал 23 выключаемой муфты 5 каналом 32 сообщается с осевым каналом 27. Сообщение гидрацилиндра 7 муфты 3 каналом 21 и пазом

28 с напорной гидролинией 1 вызывает падейие давления в последней, В результате чего золотник 18 под действием пружины 17 перемещается в верхнее (по чертежу) положение, отключая канал 23 от рабочей полости 20 и сливной гидролинии 2, предо=вращая тем самым преждевременный слив жидкости из силового цилиндра 9 выключаемой муфты 5. Золотник 18 удерживается в верхнем положении все время, пока происходит заполнение рабочей жидKocTbIp гидроцилиндра 7 и прижатие муфты 3. При достижении давлением в напорной гидролинии 1 величины, на которую отрегулировано усилие дружины 17, золотник 18 смещается вниз и сообщает гидроцилиндр 9 муфты 5 со сливной гидролинией 2, что приводит к ее отключению.

Переключение остальных муфт произ,водится аналогично. 40

Регулируемый упор 38 позволяет обеспечить необходимую величину перекрытия потоков мощности, передаваемых выключаемой и включаемой муфтами

Установка устройства задержки срабатывания муфт в гидрораспределителе повышает стабильность срабатывания муфт при выбранной величине перекрытия потоков передаваемой мощности эа счет уменьшения протяженности каналов, сопротивление которых влияет на время отключения муфт.

Формула изобретения

Гидросистема управления коробкой передач транспортного средства, содержащая напорную и сливную гидролинии, фрикционные муфты, имеющие гидроцилиндры управления с подпружиненными поршнями, многопозиционный гидрораспределитель и устройство задержки выключения муфт, выполненное в

;виде подпружиненного золотника, командная полость которого связана с напорной гидролинией, а рабочая полость — со сливными каналами гидрораспределителя и со сливной гидроли..нией, отличающаяся тем, что, с целью повышения стабильности срабатывания, гидрораспределитель выполнен в виде поворотного золотника с осевым каналом, в котором установлено устройство задержки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гидравлические системы транс портных коробок передач с переключением под нагрузкой. N.> 1973, с. 12, рис. 5.

981719

30Л Р

8-Впсбрицт

Составитель В. Штыков

Редактор N. Келемеш Техред З.Палий Корректор A. Öýÿòêî

Заказ 9678/55 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва, Ж-35, РаушЬкая наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4