Червячный редуктор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскии
Социалистических
Республик
< 1981738 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 029381 (21) 3253100/25-28 с присоединением заявки 1ио— (23) Приоритет—
Опубликовано 15.1 232 бюллетень HP чб
РЦМ g+ з.
F 16 Н 1/16
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (33)УЯК 621 833 (088.8) Дата опубликования описания 151282
П.Л. Лидерман, В.P. Несмиян, С.С. Писарев и 5.С. Шепеленко (72) Авторы изобретения
Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт редукторостроения (71) Заявитель (54); ЧЕРВЯЧНЫЙ РЕДУКТОР
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторах, содержащих червячную передачу.
Известны механизма, использующие элемент с винтовой поверхностью для перемещения жидкости, наружная поверхность которого охвачена кожухом f1 ).
Недостатком известных механизмов является невозможность использования их для передачи вращения при скрещивающихся валах.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является червячный ре.дуктор, содержащий корпус, установ- ленные в нем червячное колесо и червяк с коаксиально расположенным кожухом и, по крайней мере, один маслопровод, причем маслопровод располо- жен внутри корпуса (2).
Недостатком известного редуктора является ухудшенная смазка и невозможность регулирования температуры масляной ванны вследствие отсутствия устройств, обеспечивающих циркуляцию смазки в требуемом направлении.
Цель изобретения †.улучшение смазки и регулирование температуры масляной ванны путем обеспечения циркуляции масла в определенном направлении °
Указанная цель достигается тем, что в червячном редукторе, содержащем корпус, установленные в нем р ервячное колесо и червяк с коаксий ьно расположенным кожухом и, по краФн и мере, один маслопровод, маслопровод тл расположен снаружи корпуса и проходит через сквозные отверстия в стенках корпуса, а одно из сквозных отверстий в стенке корпуса выполнено в пределах, ограниченных внутренней поверхностью кожуха, со стороны вы15 хода червячного колеса из зацепления.
На фиг. 1 изображен реверсивный червячный одноступенчатый редуктор, фронтальная проекция с частичным вырезом стенки корпуса; на фиг. 2 то же, вид в плане с частичным вырезом стенки корпуса и схематическим изображением витков вала червяка; на фиг. 3 — цилиндрическо-червячный мотор-редуктор с вертикальным валом
2з червяка, фронтальная проекция с частичным вырезом стенки корпуса червячной пары и вырезом стенки корпуса цилиндрической пары.
Одноступенчатый червячный редукЗО тор содержит корпус 1, установлен981738 ный в нем на подшипниках 2 вал червяка 3 и два маслопровода 4, кбнцы которых герметично закреплены в сквозных отверстиях стенок корпуса 1, например отлиты заодно с ним.
Отверстия расположены со сторон обоих торцов вала червяка 3 на уровне, совпадающем с уровнем масляной ванны. Один подшипник 2 установлен в глухой расточке корпуса 1, а второй зафиксирован в осевом направле- 10 нии с помощью крышки 5 и стопорного кольца 6.
Вал червяка имеет, например, правое направление витка т.е. виток идет слева вверх направо или, что эквивалентно, — по часовой стрелке а его выходной конец уплотняется с помощью манжеты 7. Наружная поверхность червяка 3 захвачена коаксиально расположенным кожухом 8.
Цилиндрическо-червячный моторредуктор содержит корпус 9 червячной пары, прикрепленный к нему сверху корпус 10 цилиндрической пары, промежуточный фланец 11 и электродвигатель 12.
Вал червяка 13 на подшипниках расположен вертикально,на его выходном конце закреплено колесо 14 цилиндрической пары, а зацепляющееся с ним зубчатое колесо 15 закреплено на 30 конце вала электродвигателя 12.
Один конец маслопровода 16 установлен в сквозном отверстии стенки корпуса 9, расположенном со стороны нижнего торца вала червяка 13, а вто-35 рой — в сквозном отверстии стенки корпуса 10, расположенном над зубьями колеса 15.
Уровень масла в корпусе 9 доходит до оси тихоходного вала 17. 40
Одноступенчатый редуктор работает следующим образом.
При вращении вала червяка 3 масло перемещается по направлению к тому тоРцу вала червяка, от которого на- 45 правление вращения происходит по часовой стрелке (совпадает с направлением витка). за счет этого уровень масла занимает наклонное положение и отверстия со стороны выходного кон- 50 ца вала червяка 3 оказываются ниже уровня, а отверстия с противоположной стороны — выше. Масло по маслопроводам 4 циркулирует.
В мотор-редукторе за счет напора, создаваемого витками вала червяка
13,масло поднимается по маслопроводу
16, попадает в зацепление цилиндрической пары и далее стекает в корпус
9, попутно смазывая верхний подшипник.
В одноступенчатом редукторе один иэ концов маслопровода 4 может быть установлен в отверстиях корпуса 1, выполненных в другом месте, например в месте расположения подшипника червячного колеса.
Таким образом, введение в конструкцию цилиндрическо-червячного мотор-редуктора маслопроводов и расположение их снаружи корпуса червячного одноступенчатого редуктора позволяет увеличить КПД обоих конструкций за счет уменьшеняя потерь на перемешивание масла и трения в манжетах, улучшить герметизацию одноступенчатого редуктора и упростить конструкцию и эксплуатацию цилиндрическо-червячного мотор-редуктора (редуктора ). Это позволяет также увеличить поверхность охлаждения и, тем самым, компенсировать отсутствие вентилятора, Формула изобретения
Червячный редуктор, содержащий корпус, установленные в нем червячное колесо и червяк с коаксиально расположенным кожухом и, по крайней мере, один маслопровод, о л и ч а— ю шийся тем, что, с целью улучшения смазки и регулирования температуры масляной ванны путем обеспечения циркуляции масла в определенном направлении, маслопровод расположен снаружи кор уса и проходит через сквозные отверстия в стенках корпуса, а одно из сквозных отверстий в стенке корпуса выполнено в пределах, ограниченных внутренней поверхностью кожуха, со стороны выхода червячного колеса из зацепления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Прессы пищевых и кормовых производств. Под ред. A.ß. Соколова, N., "Машиностроение", 1973, с. 116.
2. Патент ФРГ Р 1198158, кл.47 H 3, 1966 (прототип).
981738 и .Я
Составитель A. Верховский
Редактор М. Келемеш Техред З.Палий Корректор А. Дэятко
Заказ 9680/55 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственнбго комитета СССР ло делам иэобретеиий и открытий
113035, Москва, _#_-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4