Блок зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски к

Социалистических

Реслублни

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ («>981745 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.01.81(21) 3269790/25-28 с присоединением заявки № (5! )М. Кл .

Г16 Н 55/17

9жудерстеенньй кеинтет

ИСР ао делан изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.12.82. Бюллетень № 46 (53) У@К 621. .833(088.8) Дата опубликования описания 15.12.82 (К, Н. Дзядык, Г. В, Борисов, P. П. Пак, ЦМ. 1Ъщй фьный

B. В. Баранов, Б. Е. Патон, О. К. Назаренфо";,"Х.:Надерй и И. В. Григорчук

\ (72) Авторы изобретения

Всесоюзный конструкторско-эксперименталь автобусостроения и Львовский автобус им..50 петия СССР (71) Заявители (54) БЛОК ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к машиностроению и сюжет быть использовано в коробках передач и других устройствах, использующих блоки зубчатых колес.

Известны блоки зубчатых колес, содержащие элементы, соединенные элек5 троннолучевой сваркой 1

Недостатками известных блоков зубчатых колес являются их громоздкость и возможные усадки после сварки. 10

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является блок зубчатых колес, содержащий ступицы и венцы, соединенные с ними по цилиндрическим поверх«<5 ностям путем электроннолучевой. сварки (2) .

Недостаткам данного блока зубчатых колес является значительное влияние усадки сварного шва на форму поверхности сопряжения с. другими деталями,так как зона сварки расположена в непосредственной близости от поверхности сопряжения.

Бель изобретения — снижение влияния усадки сварочного шва на форму поверхности сопряжения с другими петалями.

Указанная цель обеспечивается тем, что в блоке зубчатых колес, содержащем ступицы и венцы соединенные с ними по цилиндрическим поверхностям путем электроннолучевой сварки, на торцах ступиц выполнены кольцевые шины с наружной цилиндрической поверхностью .сопряжения, толщина стенки шипа выбрана в пределах 2-2,5, а длина поверхности сопряжения шипа не менее 1,5-2 глубины сварочного шва.

Кроме того, число шипов на единицу меньше числа венцов и смежные свароч- . ные швы удалены от оси блока на рас«« стояние, большее двойной ширины сварочного шва

На фиг. 1 изображен предлагаемьФ блок зубчатых колес s сборе, сечение по оси; на фиг. 2 — зубчатое колесо с полым шипом и поверхностью сопряжения

3 9817 с другими деталями; на фиг. 3 — блок зубчатых колес с несколькими зубчатыми венцами, шипами и поверхностями сопряжения с другими деталями.

Блок зубчатых колес содержит коле со 1, имеющее полый шип 2 с наружной цилиндрической поверхностью и поверхностью 3 сопряжения с другими деталями, ступицу4 с зубчатым венцом 5, предварительно собранную по легкопрессовой посадке с шипом .2 и соединенную с колес0М 1 посредствомсварочного шва 6, вы» полненного электроннолучевой сваркой.

Толщина полого шипа 2 находится в пределах 2-2,5 глубины f-шва 6, длина наружной цилиндрической поверхности сопряжения шипа 2 не менее 1,5-2 Т

Расстояние по оси блока зубчатых колес от торца 7 поверхности 3 до корня сварочного шва 6 не менее 1,5-2 глуZ0 бины Fс,варочного шва 6. Вариант исполнения блока зубчатых колес с несколь, кими, зубчатыми венцами (фиг. 3) содержит колесо 8 с полыми шипами 9 и 10.

К,шипу 9 присоединена ступица 11 с

25 зубчатым венцом 12, предварительно до сварки собранная по легкопрессовой посадке с шипом 9 и скрепленная с ним электроннолучевой сваркой, а именно швом 13.

К шипу 10 присоединено зубчатое колесо 14 своей ступицей 15, предварительно собранное с колесом 8 по легкопрессовой посадке и скрепленное с ним электроннолучевой сваркой, а именно 35 швом 16. К шипу 17 колеса 14 аналогичным образом подсоединено колесо 18.и скреплено с ним электроннолучевой сваркой, а именно швом 19.

Для .исключения сложения термических 40 напряжений, действующих в одном k:àправлении, и избежания их влияния. на деформацию поверхностей сопряжения сварочный шов 13 и сварочный шов 16 удалены от оси блока на расстояния, разность ко-45 торых не менее суммы ширины указанных швов.

Соответственно, разность удалений от оси блока каждого из последующих швов

45 ф от предыдущего должна быть не менее суммы IIIHpHHbl указанных швове

При работе блока зубчатых колес нагрузка между венцами передается за счет наличия сварочного шва.

Предлагаемое техническое решение позволяет изготавливать блоки зубчатых колес, скрепляя их элементы электроннолучевой сваркой, с количеством зубчатых венцов более двух, сохраняя геометри ческие параметры зубчатых венцов и посадочных поверхностей в пределах, не требующих доводочных операций и обеспечивающих их хорошую работоспособность, что обеспечивает повышение производительности труда при изготовлении блоков зубчатых колес и их повышенную долговечность.

Формула изобретения

1. Блок зубчатых колес, содержащий ступицы и венцы, соединенные с ними по цилиндрическим поверхностям путем электроннолучевой сварки, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью снижения влияния усадки сварочного шва на форму поверхности сопряжения с другими деталями, на торцах ступиц выполнены коль цевые шипы с наружной цилиндрической поверхностью сопряжения, толщина стенки шипа выбрана в пределах 2-2,5, а длина поверхности сопряжения шипа не менее

1,5-2 глубины сварочного шва. . 2. Блок по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что число шипов на один меньше числа венцов и смежные сварочные швы удалены от оси блока на расстояние, большее двойной ширины свароч ного шва

Источники информации, - принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетел. ьство СССР № 252524, кл. 323 K 15/OO, 1967.

2.%e snev Ре е, KoklstkuМ че Ges о Ыи Ьею Efeciconen Ьь ОИ scherejвьем -" Scb einse-1есМ1и" (эм), 3968,18, ¹ 10, с. 473-474 (прототип).