Устройство для контроля знаний обучаемого

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (и>982060 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 200581 (21) 3289486/18-24 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 15.1Ы2 Бюллетень М 4 б

Дата опубликования описания1 12.82 И М К 1 3

G 09 В 7/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 6» . 3. .071(088 ° 8)

В.И. Корнейчук, В,Н. Сороко, N.Â. Кунцевич, О.В. Журавлев и С.М. Рожков

Киевский ордена Ленина политехнический и " 1 им. 50-летия Великой Октябрьской социалистическо революции (72) Авторы изобретения (7() Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ

ОБУЧАЕМОГО

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения и контроля знаний, и может быть испоЛьзовано для программированного контроля знаний обучаемого по различнь|м дисциплинам.

Известно устройство, предназна= ченное для контроля знаний обучаемого и содержащее блок ввода ответов, блок памяти, блок сравнения, два коммутатора f.1).

Недостатком данного устройства является сложный алгоритм распознавания ответа и низкое быстродействие.

Известно устройство, содержащее, блок ввода ответов, счетчик, дешифратор, блок сравнения, инвертор, коммутаторы (21.

Недостатками этого устройства являются большие аппаратурные затраты и сложный алгоритм функционирования.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок ввода ответов, элементы памяти ответов обучаемых, узлы сравнения,,триггеры, счетчики, элементы И ГЗ ).

Данное устройство позволяет повысить точность контроля результативногo ответа и снизить аппаратурные затраты, однако обладает ограниченными дидактическими возможностями, так как не позволяет надежно контролировать конструируемый ответ с заданной очередностью элементов

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет контроля конструируемого и результативного ответа любой разрядности.

15 поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок вво. да ответов, блок памяти и первый блок элементов И, второй вход которого соединен с выходом первого счетчика, первый вход которого подключен к выходу первого блока элементов И, первый триггер и элемент

И, введены второй триггер, элемент задержки, второй блок элементов И и второй и третий счетчики, выходы которых соединены соответственно с первым и вторым входами второго блока элементов И, выход которого через последовательно включенные

982060

25 первый элемент И, первый триггер и второй элемент И соединен с вторым входом первого счетчика, выход третьего элемента И подключен к первым входам третьего счетчика и четвертого элемента И, второй вход 5 которого соединен с выходом первого блока элементов И, а выход — с вто.рым входом первого триггера, вторым входом третьего счетчика, входом второго счетчика, вторым входом блока памяти и перным входом второго триггера, второй вход которого подключен к выходу блока ввода ответов, а выход - к входу элемента задержки, входу блока ввода ответов и первому входу третьего элемента И, вторые входы первого, второго и третьего элементов И являются соответственно первым,, вторым и третьим входами устройства, вход второго счетчика является четвертым вхОдом устрОйст ва, выходи элемента задержки, второго триггера и второго счетчика являются соответственно первым, нторым и третьим выходами устройства.

На фиг.1 изображена структура устройства; на фиг.2 — диаграмма тактовых входных сигналов, кодирующих правильный ответ.

Устройство для контроля знаний обучаемого содержит блок 1 ввода ответов, связанный с блоком 2 памяти (ответ обучаемых) и единичным входом триггера 3 (блокировки), прямой выход которого подключен к блоку 1 и к элементу 4 задержки, выход кото- 35 рого является выходом 5 устройства.

Первый вход блока 6 элементов И соединен с выходом элемента 2 памяти, второй — с выходом счетчика 7 (тактов), счетный вход которого соеди- 40 нен с выходом элемента И 8, нходами его янляется шина 9 устройства и прямой выход триггера 10 (управления), Выход блока 6 соединен с вторым входом счетчика 7 и с первым 45 входом элемента И 11, второй вход которого соединен с выходом элемента

И 12, входами которого являются шина

13 устройства и выход триггера 3, RBJIHIoD7Héc шиной 14 Устроиства, BhIход элемента И 11 подключен к второму входу блока 2, нулевому входу триггера 3, к нулевому входу триггера 10 и к счетному входу счет- чика 15 (правильных ответов), вторым входом которого является шина

16 устройства. Первый выход счет- чика 15 является шиной 17 устройст- ва, а второй — подключен к входу блока 18 элементов И, выход которого подключен К входу элемента И 19, 60 вторым входом которого является шина

20 устройства, Второй вход блока 18 соединен с выходом счетчика 21 (числа эталонных ответов), счетный вход которого соединен с выходом счетчи- о5 ка 21 (эталонных ответов), счетный вход которого соединен с выходом элемента И 12, а вход сброса подключен к выходу элемента И 11.

Устройство работает следующим образом.

C помощью блока 1 обучаемый вводит первую цифру ответа, которая запоминается в элементах памяти блока 2 и поступает на блок б для совпадения.

Ввод каждой новой цифры ответа блокирует через триггер 3 внод последующих цифр ответа. Этот сигнал блокировки является также сигналом запуска по шине 14„ по которому пульт преподавателя (не показан), начинает генерацию тактовой последовательности импуль.сов на шине 9, сигнала на шине 20, который предшествует каждой серии из десяти тактов, и сигнала эталонных ответов на шине 13, который нводится по одному н каждой серии десяти тактов и тот момент, когда приходит такт по шине 9 с номером, равным цифре ответа. Например, на фиг,2 закодирован правильный ответ 53 .

Перед началом работы устройства .сигналом настройки по шине 16, поступающим с пульта преподавателя (не показан), на счетчик 15 устанавливается нужный коэффициент пересчета.

Так как счетчик 15 и счетчик 21 в начале работы находятся н нулевом состоянии, то срабатывает блок 18.

С приходом сигнала по шине 14 в пульт преподавателя генерируется первый. сигнал по шине 20, и срабатывает элемент И 19. Сигнал поступает на единичный нход триггера 10 и с приходом первого такта по шине

9 через элемент 8 записывается 1 в счетчик 7. Если код правильного ответа н элементе 2 памяти совпадает с числом тактов, накопленным в счетчике 7, то срабатывает блок б,счетчик 7 сбрасывается н 0, и сигнал поступает на элемент И 11.

Если в этот момент по шине 13 на элемент 11 поступает сигнал, что соответстнует совладению введенной цифры с эталоном, то в счетчик 15 записывается единица, а триггер 3 переходит в нулевое состояние, триггер 10 запрещает ввод тактового сигнала по шине 9, содержимое элементов

2 памяти и счетчика 21 сбрасывается в 0 . Таким образом, устройство готово к вводу следующей цифры ответа.

Если в момент срабатывания блока

6 не поступает сигнал от =-.ëåìåíòà

И 12, т.е ° введенный ответ не совпадает с эталонным, то сигнал с триггера 3 через элемент 4, задержанный на Y. А, по шине 5 выдается как сиг. нал Неправильный ответ .

982060

Устройство обеспечивает сравнение

1-й цифры правильного ответа a. i-м такте по шине 20, регламентируется счетчиком 21 и блоком 18. Для последовательности (фиг.2) цифра эталон. ного ответа 3 поступает на сравнение только после совпадения состояний счетчика 15 и 21 (состояние . 1 ). Если же число импульсов правильных ответов, поступивших на счетчик 15, равно его коэффициенту пересчета, то с его выхода по шине

17 снимается сигнал Правильный ответ .

Таким образом, устройство для контроли обучаемых позволяет контролировать выборочный, результативный

1 и.конструируемый ответ любой разрядности, что расширяет его дидактические возможности. Устройство для контроля знаний обучаемого позволяет контролировать обучаемого в .одном цикле опроса тестами, предполагающими различные виды ответов, что повышает эффективность процесса знаний.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемого, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, блок памяти и первый блок элементов

И, второй вход которого соединен с выходом первого счетчика, первый вход которого подключен к выходу первого блока элементов И, первый триггер и элементы И, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства, в него введены второй триггер, элемент задержки, второй блок элементов И и второй и третий счетчики, выходы которых соединены соответственно с первьи и вторым входами второго блока элементов И, выход которого через последовательно включенные первый элемент И, первый триггер и второй элемент И соединен с вторым входом первого счетчика, выход третьего элемента И подключен к первым входам третьего счетчика и (0 четвертого элемента И, второй вход которого соединен с выходом первого блока элементов И, а выход — с вторым входом первого триггера, вторым входом третьего счетчика, входом второго счетчика, вторым входом блока памяти и первым входом второго триггера, второй вход которого подключен к выходу блока ввода ответов, а выход — к входу элемента задержки, входу блока ввода ответов и первому входу третьего элемента И, вторые входы первого, второго и третьего элементов И являются соответственно первым, вторым и третьим входами

25 устройства, вход второго счетчика является четвертым входом устройства, выходы элемента задержки, второго триггера и второго счетчика являются соответственно первым, вторыч и третьим выходами устройства.

Источники информации„ принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2917301/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2910959/18-24, кл, G 09 В 7/02, 1980, 3. Авторское свидетельство СССР

9 61336, кл. G 09 В 7/02 1978

40 (прототип) .

9820 б0

Bx. N

Прйильнь и 0rrAm О

Составитель A. Карлов

Редактор Е. Лаэуренко Техред И,Гайду. Корректор И. Король

Заказ 9719/72 Тираж 472 Подписное

BHHHIIM Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4