Устройство для моделирования учебно-оперативных ситуаций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советския

Социалистических

Республик (n)982067 (61) Дополнительное к авт. свид-ву Р 728159 (22) Заявлено 020301 (21) 3251700/18-24 с присоединением заявки М2(23) Приоритет—

Опубликовано 151282. Бюллетень Мо 46 (и1м.к .

tS3) УДК 778.29 (088.8) G ОЭ В 19/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 15. 12. 82

В.К.Александров, В.И.Зубко, В,В.Герасев и А.Н.Игнатьев (72) Авторы изобретения (7i ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ОПЕРАТИВНЫХ

СИТУАЦИЙ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для моделирования учебно-оперативных ситуаций,и 5 может быть применено в практике програьачированного обучения.

По основному авт. св. 9 728159 известно устройство, содержащее блок магнитной записи и воспроизведения, подключенный к выходу генератора меток и к входу распределителя, соединенного через первый формирователь программы с входом блока подсвета, а через второй формирователь программы и первый блок управления соединен с входами кинопроектора и диапроектора, связанного с пультом управления, подключенным к управляющим входам блока подсветки и первого блока управления и подсоединенным через второй блок управления к входу блока магнитной записи и воспроизведения, и блок звукового сопровождения, вход которого подсоединен к второму формирователю программы, а выход подключен к кинопроектору и к блоку магнитной записи и воспроизведения.

Это устройство обеспечивает совместную работу магнитофона, диапроектора, кинопроектора и электрифицированной карты, что дает наглядность результата моделирования учебно-оперативных ситуаций (1 3.

Однако данное устройство имеет сравнительно низкие дидактические возможности из-эа невозможности использования в обучающей программе длительных по времени озвученных фрагментов кинофильмов. Эти ограничения обусловлены техническими характеристиками блока магнитной записи и воспроизведения. Увеличение времени воспроизведения связано с усложнением блока магнитной записи и воспроизведения, увеличением его габаритов, веса и ухудшением качества звучания (при уменьшении скорости движения магнитной ленты) .

Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство содержит первый и второй элементы ИЛИ, первые входы которых подключены к пульту управления, а выходы подключены к второму блоку управления, и последовательно соединенные коммутатор, подключенный к распределителю импульсов, блок элементов ИЛИ, один

982067 из выходов которого подключен к второму входу второго элемента ИЛИ, времязадаюший блок и генератор импульсов, подключенный к второму входу первого элемента ИЛИ и к одним из входов времязадающего блока.

На,чертеже изображена функциональная схема устройства, Устройство содержит блок 1 памяти(магнитной записи и воспроизведения f, генератор

2 меток, распределитель 3 импульсов,.10 первый формирователь 4 кодов программы, блок 5 подсветки, электрифицированную карту 6, второй формирователь 7 кодов, первый блок 8 управления и два блока 9 и 10 предъяв1 ления учебной информации, (кинопроектор и диапроектор), пульт 11 управления, второй блок 12 управления, блок

13 звукового сопровождения, элементы

ИЛИ 14 и 15, коммутатор 16, блок 17 элементов ИЛИ, времязадаощий блок

18, генератор 19 импульсов.

Блок 1 памяти предназначен для записи и воспроизведения фонограмм поясни ель»ого текста и для синхронизации работы кинопроектора 9, диапроектора 10 и электрифицированной карты 6. Генератор 2 меток пред»азначен для формирова»ия меток, записанных в блок 1 при подготовке обучающей программы.

Распределитель 3 служйт для преоб раэования временной последовательности командных меток, поступающих с блока 1, в пространство-временную последовательность меток °

Формирователь 4 совместно с блоком 5 по командам, поступающим с распределителя 3, устанавливает определенную временную последовательность включения элементов подсветки электри-40 фицированной карты 6„"

Формирователь 7 по командам, поступающим с распределителя 3, устанавливает определенную временную последовательность работы блока 13 и 45 через блок 8 управления блоками 9 и

10. Блок 13 по командам формирователя 7 обеспечивает включение звукового сопровождения с блока 9 с одновре.менным отключением звукового сопро- 5р вождения с блока 1, и наоборот.

Блок 12 предназначен для управления работой блока 1. Выключение блока 1 производится блоком 12 по командам с пульта 11 управления или с блока 17 через блок 15. Включение блока 1 производится блоком 12 по командам с пульта 11 управления или с блока 19 через блок 14, Набор программы включения блока 1 осуществляется в коммутаторе 16. Команды с распределителя 3 через коммутатор 16, блок 17 элементов ИЛИ по -тупавт на блок 15. Команды на включение блока

1 вырабатываются блоком 19, Время 65 отработки блока 19 определяется времязадающим блоком 18, Устройство работает следующим образом.

При подготовке обучающей програмmz необходимо подготовить кинофиль>ел по выбранной теме; записать в блок 1 фонограмму пояснительного текста (при озвученном кинофильме можно использовать фонограмму кинофильма ); записать в блок 1 командные метки, соответствующие данной обучаемой программе ; установить диапозитивы в кассету диапроектора (блока 10 )в соответствующей последовательности, набрать в формирбъателе 4 последовательность включения и выключения элементов

1 подстветки электрифицированной карты 6, в формирователе 7 — последовательность работы блоков 13,9 и 10; набрать в блоке 18 пос-ледовательность включения и выключения блока 1.

При включении устройства для демонстрации программы по выбран»ой теме команда на включение блока 1 памятй с пульта

11 управления через элемент ИЛИ 14 поступает на вход второго блока 1". управления. По этой команде блок 12 включает блок 1. Командные метки с блока 1 поступают в распределитель

3, где происходит их усиление и распределе»ие по управляющим цепям. С выходов распределителя 3 командные метки поступают в формирователи 4 и 7 и в коммутатор 16.

С формирователя 4 командные метки поступают в блок 5, который вырабатывает команды на включение.и выключение элементов подсветки электрифицированной карты 6.

С формирователя 7 командные метки в определенной временной последовательности поступают в блок B„ который выраоатывает команды вклвчения и выключения блока 9 кинопроектора и команды на смену слайдов в диапроекторе 10. Кроме того, по командным меткам с формирователя 7 блок 13 переключает звучание фонбграммы пояснительного текста с блока 9 или с блока 1.

При использовании в обучающей программе одного или нескольких длительных по времени озвученных фрагментов кинофильмов командные метки с распределителя 3 поступают в коммутатор

16. В зависимости от набранной программы очередная командная метка через блоки 17 и, 15 поступает »а вход второго блока 12 управления. Ло этой команде блок 12 выклвчает блок 1.

Далее демонстрация обучающей программы осуществляется только одним кинопроектором 9. Кроме того, по этбй же командной метке через коммутатор 16, блок 17 элементов ИЛИ, re