Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соввтсиик

Социалистических

Ресиубимк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 982150 (61) Дополнительное к авт. свих-sy—

{22) Заявлено 09. 03. 81 {21) 3258254/24-07 (5! )М. Кл. с присоединением заявки М Н 02 К 1/28

Ркударственаы5 комитет

СССР ао аелам изебретеннк и отхритий (23) Приоритет

Опубликовано 15.12. 82. Бтоллетень J6 46 (53) УДК 621, 313. .04{088.8) Дата опубликования описания 15. 12. 82 ю.

В. М; Миничев, Е, И. Симис и В. И. Харченко (72) Авторы изобретения

Ленинградское электромашиностроите е 6бъецинениЬ

"Электросила" им. С. M. Кирова

{71) Заявитель (54) ФОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электрома- шиностроению и касается роторов элек.трических машин постоянного и переменного тока.

Крепление шихтованных из сегментов электротехнической стали сердечников на остовах роторов с помощью клиновых пар является наиболее предпочтительным.

Известны конструкции роторов, содержащих шихтованные сердечники и тв остовы с различными вариациями применения клиновых пар т.1 ).

Однако йатяг между шихтованным сердечником и бстовом ве является стабильным и зависит от ряда факторов: усилий сжатия, разнотолщинности сегментов, температуры, скорости вра щения и других причин. {1ри тяжелых условиях эксплуатации, например, у прокатных машин, наблюдаются случаи ослабления расклиновок и даже "выползание" клиньев, которое влечет за собой тяжелую аварию машины, что

2 является основным недостатком этой конструкции.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ротор (якорь ), содержащий шихтованный сердечник, стянутый шпильками между двумя нажимными дисками и закрепленный на остове с помощью клиньев со встречным уклоном, распирающих сердечник в радиальном направлении и проходящих через отверстия в дисках 121.

Недостатком известной конструкции является невысокая ее надежность вследствие ослабления натяга между сердечником и остовом при эксплуатации. Кроме того, наблюдаются трещины в сварных швах в зонах крепления сердечника к остову.

Цель изобретения - повышение надежности ротора за счет улучшения крепления сердечника на остове.

Поставленная цепь достигается тем, что в роторе электрической машины

3 98215 содержащем шихтованный из сегментов сердечник, установленный в осевом направлении между двумя на>кимными дисками и закрепленный на остове с помощью системы парных клиньев радиального распора со встречным уклоно>л, конец хотя бы одного из каждой пары клиньев снабжен жесткозакрепленным на нем упором, между упором и сердечником установлен пружинный элемент, 10 а второй клин этой пары жестко заФиксирован относительно сердечника, например, с помощью сварки.

Между пружиной и упором размещен промежуточный элемент, а упоры имеют 15 сквозные резьбовые отверстия для установки регус>ировочных деталей.

На Фиг. 1 схематично изображен Фраг-, мент предлагаемого ротора, поперечный разрез; на Фиг. 2 - разрез А-А на Фиг. 1 (сторона установки пружины); на Фиг. 3 - вид Б на Фиг.1 (сторона фиксации второго клина); на

Фиг.4 — вариант установки с возможностью регулирования усилия пружины.

Ротор крупной электрической машины содержит остов ротора 1 и шихтованный из сегментов сердечник 2. С торцов сердечник сжат в аксиальном направлении двумя нажимными дисками

3. Крепление сердечника 2 на остове ротора 1 осуществлено посредством системы парных клиньев радиального распора 4 и 5 со встречным уклоном (Фиг.1}.На конце клина 4 зафиксиро- 55 ван упор 6, выполненнь>й в виде втулки (Фиг.2). Между фланцем упора 6 и сердечником 2 установлена пружина 7. С противоположной стороны сердечника 2 конец клина g приварен с помощью накладки 8 к нажимному диску 3 (Фиг.3) °

Для обеспечения регулирования усилий пружинного элемента 7 в случае перемещения клиньев в осевом направ- 45 лении, необходимого для сохранения натяга между остовом и сердечником между упором 6 и пружиной 7 установл лен промежуточный элемент 9, выпол"

1ленный также в виде втулки. 50

Во фланце упора 6 выполнены сквозные резьбовые отверстия 10 для уста" новки регулировочных деталей, например, отжимных болтов (Фиг.4).

При работе машины с усиленными 55 нагрузками под действием ряда при.чин, в том числе при ослаблении усилий сжатия, разнотолщинности сегментов, повышении температуры, скорости вращения возникает ослабление натяга ме>нду остовом и сердечником.

В этом случае наличие пружины 7 и упора 6, жестко соединенного с одним из клиньев, позволяет скомпенсировать ослабление натяга за счет перемещения под действием пружины клина 4. При помощи ввернутых в резьбовые отверстия 10 регулировочных деталей (от>кимных болтов или винтов) можно регулировать силу нажатия пружины 7.

Преимущество предлагаемой конструкции заключается в том, что при наличии упора и пружины удается предотвратить ослабление крепления сердечника на остове, т.е. повысить надежность ротора.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машинь>, содержащий шихтованный из сегментов сердечник, установленный в осевом на правлении между двумя нажимными дисками и закрепленный на остове с помощью системы нарных клиньев радиального распора со встречным уклоном, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности ротора, конец хотя бы одного из каждой пары клиньев снабжен жесткозакрепленным на нем упором, между упором и сердечником установлен пружинный элемент, а второй клин этой пары жестко зафиксирован относительно сер дечника, например, с помощью сварки.

2. Ротор по и.1, о т g и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности регулирования усилия пружинного элемента в установленных пределах,, между последним и упором размещен промежуточный элемент, а упоры имеют сквозные резьбовые отверстия для установки регулировочных деталей, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Рабинович И. Н. и Шубов И. Г.

Проектирование машин постоянноготока. Л., 1967, с. 308-311, рис.21- 321- .р.

2. Алексеев Л. Е. Конструкция электрических машин. ГЭИ., 1958, с. 232-234, рис. 7-17.