Устройство для управления двухдвигательным электроприводом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (982172

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.01.81 (21)3240334/24-07 с присоединением заявки РЙ— (28) Приоритет (51)М. е(л.

Н 02 P 5/46

3Ьсударстеапай квинтет

СССР

Опубликовано 1512.82. Бюллетень ppi 46 аю делам нзобретеннй н открытий

Ж) УЛК 621,879. .3/4-83-52 (088.8) Дата опубликования описания 15.12.82

Ъ

Б. П. Рысков, В. А. Лукашев, О. С. Викторов," А.- И: Говору1 птн, Ю. В. Постников, Г. Г. Соколовский, 9: М. Стасевский и Д. $. Шустов .... - ;i

t (72) Авторы изобретения

1 .t

1 т (71) Заявитель

t (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫМ

ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах управления электроприводом в системах подчиненного регулирования, преимущественно, для радиотелескопов, в которых на общий выходной вал механизма работают два или

5 больше число электродвигателей с питанием от индивидуальных тиристорных преобразователей.

Известны электроприводы, в которых управ ление моментами двигателей осуществляется с помощью усилителей-формирователей, обеспечивающих работу электродвигателей в "распор". Сигнал регулятора скорости в системе подчиненного регулирования, в статике пропорциональный внешнему моменту нагрузки, распределяется этими формирователями между . регуляторами тока каждого электродвигателя в определенном соотношении, обеспечивающем начальные моменты распоря двигателей одинаковой величины и противоположных знаков.

Для уменьшения установленной мощности электродвигателей характеристику распора строят таким образом, что при достижении

2 моментом нагрузки значения, равного половине максимально возможного ток (момент) ведущего двигателя ограничивается номинальным значением, а. ток второго (тормозного) двигателя меняет знак, и при дальнейшем увеличении момента нагрузки до максимального приводы работают параллельно, создавая каждый номинальный момент (1).

Наиболее близким техническим решением является устройство для управления двухдвита. тельным электроприводом, содержащее общий регулятор скорости, индивидуальные для каж дого электродвигателя регуляторы тока и формирователь напряжения смещения (2).

Однако используемый. в этом устройстве принцип распределения моментов между электродвигателями не позволяет полувпь на ильный ток распора двигателей меньше половины номинального (уменынеиие тока распора вызывает сужение диапазона внешних моментов, при котором осуществляется выборка зазора), что обуславливает низкие энергетические показатели схемы.

982172

Целью изобретения является повышение энергетических показателей.

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство дополнительно введены второй формирователь „напряжения смещения и нелинейный элемент, входы нелинейного элемента и формирователей напряжения смещения подключены к выходу регулятора скорости, выход каждого формирователя напряжения смещения подключен к первому входу соответ-,10

» ствуюшего регулятора тока, а выход нелинейного элемента подключен к вторым входам регуляторов тока, выходы которых являются выходами устройства.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства; на фиг. 2 — схематические характеристики формирователей напряжения смещения и нелинейного элемента с зоной нечувствительности; на фиг. 3 — зависимость моментов двигателей и суммарного момента от момента 20 нагрузки.

Устройство для управления двухдвигательным электроприводом содержит общий регулятор 1 скорости, индивидуальные для каждого электродвигателя регуляторы 2 и 3 тока, 25 первый формирователь 4 напряжения смещения, второй формирователь 5 напряжения смешения и нелинейный элемент 6, входы формирователей 4 и 5 напряжения смешения и нелинейного элемента 6 подключены к выходу регуля-З0 тора 1 скорости, выход каждого формирователя 4 и 5 подключен к первому входу соответствующего регулятора 2 и 3 тока, а выход нелинейного элемента 6 подключен к вторым входам регуляторов 2 и 3 тока, выходы которых являются выходами устройства.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал О регулятора 1 скорости, в статике ; пройорциональный моменту нагрузки

M„, через формирователи 4 и 5 напряжения смещения подается на входы регуляторов 2 и

3 тока. Когда момент нагрузки Мн = О, на выходе первого и второго формирователей 4 и 5 существуют равные по величине и противоположные по знаку напряжения Оо (фиг. 2) которые задают начальные моменты распора

Mio и М2О (фиг. 3). Пока момент нагрузки не превышает номинального момента одного двигателя (в относительных единицах Мн < 1), напряжение на выходе регулятора скорости лежит в пределах О < 0 < 0,5.

Первый формирователь 4 работает на участке в — d, а второй — на участке а — в своей статической характеристики, при этом. первый двигатель (не показан) работает в двигательном режиме (фиг. 3, участок e — d, М, ) О), а второй — в тормозном (фиг. 3, участок а — в, М, < О), осутцествляя выборку мертвого хода в передаче. ф

Когда момент нагрузки М, ) 1 Q ) 05 напряжение на первом формирователе остается неизменным, задавая номинальный момент первого двигателя М, = 1 (участок d — с, фиг. 2). Второй двигатель переходит в двигательный режим (участок в — с статической характеристики) .

При максимальной нагрузке в установившемся режиме напряжение регулятора скорости не должно превышать величины 0 с=1 (точка с фиг. 2), чему соответствует йоминальная нагрузка обоих двигателей (точка с фиг. 3).

При отработке системой управляющих воздействий напряжение на выходе регулятора . скорости может на время переходного процесса превышать значение U = 1. В этом случае на входах регуляторов тока напряжения формирователей 4 и 5 суммируются с напряжением нелинейного элемента 6 (кривая с, фиг. 2). Таким образом, формируется участок с — i зависимости моментов двигателей

М2 f (MH» Орс) (фи ° 3) °

Ограничение величины максимального динамического момента (тока) осуществляется как и в системе подчиненного регулирования, ограничением выходного напряжения регулятора 1 скорости.

Данное устройство позволяет обеспечить режим работы двигателей с минимальным потреблением электроэнергии и полностью сохранить высокие динамические показатели системы при отработке управляющих воздействий, а также и диапазон, в котором выбирается зазор в передаче.

Формула изобретения

Устройство для управления двухдвигательным электроприводом, содержащее общий регулятор скорости, индивидуальные для каждого электродвигателя регуляторы тока, формирователь напряжения смегцения, входом подключенный к регулятору скорости, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения энергетических показателей, в него дополнительно введены второй формирователь напряжения смещения и нелинейный элемент, входы нелинейного элемента и формирователей напряжения смещения подключены к выходу регулятора скорости, выход каждого формирователя напряжения смещения подключен к входу соответствующего регулятора тока, а выход нелинейного элемента подключен к втбрым входам регуляторов тока, выходы которых являются выходами устройства.

5 9

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Edgar Sodom. РОИгungund Re Rung чоп Аntennenantr i eben Е0г, 82172 б

5d t e p t it en -.bodensta ti on en, "Siemens- Ze> t scar i f t", 48 (1974) НОЯ 11,s. 828-833, 2. Авторское свидетельство СССР М 678631, кл. Н 02 P 5/46, 1979.

982172

Составитель А. Иванов

Техред Л.Пекарь

Корректор В. Бутяга

Редактор К. Волощук

Тираж 721

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Поднисное

Заказ 9731/77

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4