Устройство для автоматического управления движением поезда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Оп ИСАНЫЕ

ИЗОБРЕТЕН Ыя

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеюэ Советсиик

Сецкаяисткчвскик

Ресттублик (ii)982942. (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 19. 02.81 (21) 3248509/24-11 с присоеаинениею заявки №вЂ” (23) П риорнтет (51)М. Кл.

В 60 1 15/20

Ртсударстинный какнтет

СССР ао делам нзобретеннИ н открытнИ

Опублнковано23.12.82. Бюллетень №47 (S3) УДК 629.113. .014.5 (088.8) Дата опубликования описания 23. 12 .82

А. И. Костромин, В. В. Рафаповский, С и Г. И. Масловский (72) Авторы изобретения

Белорусский институт инженеров железнодоро ного транспорта (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ .ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДА

Изобретение относится к железно дорожному транспорту и может быть использовано для снижения расхода энергии на перемещение поезда при автоматическом управлении тепловозами, газотурбовозами и т.п.

Известно устройство дпя автоматического управления движением поезда, содержащее счетно-решающий блок, один вход которого соединен с задатчиком времени хода поезда,а другой - с датчиком интенсивности расхода энергии, блок сравнения, соединенный входами с датчиком скорости и с выходом блока памяти, подключенным одним из входов к датчику скорости, и исполнительный блок (1 ).

Недостатки указанного устройства состоят в том, что выбор оптимального по расходу энергии режима произ- 20 водится только при установившемся движении поезда, и поисковые изменения мощности осуществляются непре рывно. При неизменных условиях движения (профиль пути, погодные усло- вия и т.д. ) дпя достижения установившегося движения требуется значи-, тельное время, в течение которого режим . работы силовой установки отличается от оптимального. При изменяющихся условиях движения установившаяся скорость практически недостижима, что делает невозможным применение известного устройства.

Целью изобретения являетсл уменьшение. расхода энергии на тягу поезда.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено датчиком сипы тяги и экстремальным регулятором, при этом датчик силы тяги подключен к третьему входу счетно-решающего блока, выход которого соединен с одним из входов экстремального регулятора, другой вход - с выходом блока сравненил, а выход подключен к другому входу блока памяти и к исполнительнгму блоку.

3 9829

На чертеже приведена функциональ. ная блок-схема устройства.

Устройство для автоматического управления движением поезда содержит счетно-решающий блок 1, входы 5 которого соединены с датчиком 2 интенсивности расхода энергии, датчи. ком 3 силы тяги и задатчиком 4 времени хода поезда. Выход счетно-решающего блока 1 соединен с одним 10 из входов экстремального регулятора 5, второй вход которого соединен с выходом блока 6 сравнения, входы которого соединяются с выходами датчика 7 скорости движения и блока 15

S памяти, который связан с датчиком

7 скорости и экстремальным регулято ром 5. Выход экстремального регуля" тора 5 подключен к исполнительному блоку 9. 20

Устройство работает следующим образом.

Экстремальный регулятор 5, воздействуя через исполнительный блок 9 на регулирующий орган объекта регули- 25 рования (например, путем изменения позиции контролера машиниста ), изменяет мощность силовой установки. В счетно-решающем блоке 1 вычисляется значение критерия оптимальности по 50 формуле

H=s - VF где Вм - интенсивность расхода энергии; 35 сила тяги;

Ч вЂ” величина, определяющая время хода поезда.

Сигнал, пропорциональный величине

40 Н, подается на вход экстремального регулятора 5, который изменяет мощ.ность силовой установки до тех пор, пока значение Н не достигнет минимального значения. После нахождения

45 минимального значения Н изменение мощности прекращается, а в блоке 8 памяти фиксируется скорость двинения, соответствующая этому моменту.

В блоке 6 сравнения начинается непрерывное или дискретное (через заданные 50 отрезки времени ) сравнение зафиксированного в блоке 8 памяти заданного и текущего значений скорости движения поезда. Если их разность превысит заранее заданную величину, что может произойти из-за изменения условий движения (например, профиля пути) с блока 6 сравнения в экстремальный

42 регулятор 5 поступает сигнал на возобновление изменения мощности,направление которого определяется знаком рассогласования скоростей.

Введение экстремального регулятора 5 и датчика 3 силы тяги, а также связи задатчика 4 времени хода со счетно-решающим блоком 1 позволили отказаться от связи счетно-решающего блока 1 с датчиком

7 скорости и блоком 6 сравнения.

При этом значительно сокращается длительность цикла поиска оптимального режима, так как нет необходимости ожидать установившейся скорости движения поезда. Следовательно, предлагаемое устройство обеспечивает нахождение оптимального режима работы силовой установки транспортного объекта при изменяющихся условиях и тем самым позволяет сократить расход энергии на перемещение поезда. Введение связи блока 6 сравнения с экстремальным регулятором 5 и экстремального регулятора 5 с блоком 8 памяти дает возможность после нахождения оптимального режима прекращать поисковые изменения мощности, что также уменьшает расход энергии.

1 формула изобретения

Устройство для автоматического управления движением поезда содержащее счетно-решающий блок, один вход которого соединен с задатчиком времени хода поезда, а другой — с дат чиком интенсивности расхода энергии, блок сравнения, соединенный входами с датчиком скорости и с выходом блока памяти, подключенным одним из входов к датчику скорости, и исполнительный блок, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения расхода энергии, оно снабжено датчиком силы тяги и экстремальным регулятором, при этом датчик силы тяги подключен к третьему входу счетно-решающего блока, выход которого соединен с одним из входов экстремального регулятора, другой вход — с выходом блока сравнения, а выход подключен к

;другому входу блока памяти и к исполнительному блоку.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Петров Q.Ï. Оптимальное управление движением транспортного средства. Л., 1969, с.30 (прототип).

982942

Заказ 9808/20 Тираж 718

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, N-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал Illlfl "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л. Резникова

Редактор Н.Пушненкова Техред Ж.Кастелевич Корректор И немчик