Сиденье транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОВРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (t ai 982943. Союз Советских
Социалистических
- республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 19 01.81 (2!) 3237465/27-11 с присоединениеи заявки М (23) Приоритет ы)м. кд.
В 60 М 1/02
9!оудоротюнмй комитет
СССР ао делан изобретенийи открытий
Опубликовано 23.12.82. Бюллетень № 47 (53) Уд К 629. 113. .042.2 (088.8) Дата опубликования описания 23. 12.82 (72) Авторы изобретения
Е.Н.Ширшонков и В.B.Òàáoëèí (7!) Заявитель (54) СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к сиденьям транспортных средств.
Известны сиденья водителя с пневматическим упругим элементом, содержащие установленный на основании остов с подушкой и спинкой и рычажный направляющий механизм.
В этих сиденьях регулировка по высоте осуществляется за счет подачи сжатого воздуха в пневматический элемент или за счет выпуска сжатого воздуха из пневматического элемента в атмосферу (1 3.
Однако регулировка по высоте влечет за собой одновременное изменение упругих раГочих характеристик подвески сиденья, что нежелательно, так как по условиям работы сиденья собственная частота его колебаний при любой нагрузке должна оставаться на определенном и постоянном оптимальном уровне.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является сиденье транспортного средства., содержащее каркас подушки и спийки, шарнирно связанный с рычажным направляющим механизмом, расположенным между основанием и каркасом, пневматический упругий элемент, соединенный с источником сжатого возду" ха, и механизм регулировки сиденья по высоте (2 1.
Недостатком известного сиденья является неудобство пользования механизмом регулировки.
Цель изобретения - снижение усилий регулировки сиденья по высоте.
Для достижения этой цели в.сиденье транспортного средства механизм регулировки по высоте, включает в себя
2в резервуар для жидкости,;пневматичес кий 4илиндр, состоящий из шарнирно соединенного с упомянутым каркасом корпуса с гидравлической и пневмаI тической полостями, установленного
98294
45 на укаэанном упругои элементе основного поршня, ограничивающего указан- ную пневматическую полость, в котором выполнено осевое несквозное отверстие, и установленного в последнем и жестко связанного с укаэанным корпусом дополнительного поршня, .ограничивающего гидравлическую по-, лость, в котором выполнено осевое отверстие, установленный между по- 1о следним и резервуаром для жидкости управляеиь>й гидравлический клапан и .управляемый пневматический клапан, смонтированный иежду источником сжатого воздуха и пневматическим цилинд- 15 рои.
На фиг.1 показано сиденье, общий вид; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - вид Б на фиг.2.
Сиденье содержит каркас 1 с подушкой 2 и спинкой 3. Каркас 1 установлен на основании 4 с помощью параллелограммного направляющего механизма, состоящего из рычага 5 и направляющих роликов 6.
Упругий элемент подвески сиденья выполнен в виде пневматического баллона 7, нижний конец которого закреплен на основании 4, а верхний связан с каркасом 1 сиденья. Связь зо верхнего конца пневмобаллона 7 с оо товом сиденья выполнена через пневматический цилиндр 8, корпус 9 которого шарнирно прикреплен посредством кронштейна 10 к каркасу 1, а основной поршень 11 со своим штокои жестко связан с пневматическим баллоном
7. Надпоршневая полость цилиндра 8 через управляемый пневматический клапан 12 связана с источником 13 .сжатого воздуха. Пружина 14 удержи4о вает клапан 12 в нормально закрытом положении. Отверстие 15 клапана 12 предназначено для выпуска воздуха из подпоршневого пространства при нажатии на рычаг 16 вниз.
Шток поршня 11 выполнен с цилиндрической полостью, в которой помещен дополнительный поршень 17, жестко связанный с крышкой 18 корпуса 9 пневматического цилиндра 8. Простран- 5О ство, между дополнительным поршнем
17 и днищем штока поршня 11 представляет собой полость гидравлического затвора, которая через отверстие в штоке поршня 17 и управляемый гидравлический клапан 19 может сообщаться с резервуаром 20 рабочей жидкости. Дополнительный поршень 17
3 4 выполнен из резины и привулканизирован к гайке 21, которая ввернута на резьбе в крышку 18, для чего в гайке 21 выполнено квадратное отверстие.
Штоки клапанов 12 и 19 выполнены на концах с овальными отверстиями, через которые пропущен рычаг 16, который установлен такии образом, что при повороте его вверх, он приподнимает вверх только шток клапана 19, а при повороте вниз доходит до упора в кромку отверстия штока клапана 19 и .перемещает его вниз.
Концевой участок рычага 16 при помощи резиновой втулки 22 прикреплен к корпусу.
Сиденье работает следующим образом.
При воздействии на автомобиль толчков со стороны дороги, сиденье, поворачиваясь на рычаге 5 направляющего механизма, совершает колебания, которые демпфир ются пневматическим .упругим элементом 7.
Для увели ения высоты сиденья рычаг 16 поворачивают вверх и он приподнимает шток клапана 12. Воздух источника 13 сжатого воздуха через отверстие 23 по трубопроводу 24 и каналу 25 поступает в надпоршневое пространство пневматического цилиндра 8. Корпус 9 цилиндра 8 при этом перемещается вверх, а в полости гид-" равлического затвора, под поршнем
17 создается разрежение, в силу чего открывается гидравлический клапан
19, и рабочая жидкость из резервуара
20 поступает в полость гидравлического затвора. При прекращении воздействия на рычаг 16 пневматический клапан 12 прерывает связь поршня 11 с источником 13 сжатого воздуха, при этом давление,в полости гидравлического затвора повышается и гидравлический клапан 19 закрывается, отсекая полость гидравлического затвора дт резервуара 20 рабочей жидкости.
Если необходимо уменьшить высоту сиденья, рычаг 16 поворачивается вниз и, воздействуя на шток гидравлического клапана 19, открывает этот клапан, так что жидкость иэ полости гидравлического затвора перетекает в резервуар 20. Воздух по каналу 25, трубопроводу 24, каналу
26 и отверстию 15 выходит в атмосФеру. При этом корпус 9 пневматичес-
9829
S кого цилиндра 8, а вместе с ним и все сиденье, опускается. Таким образом, предложенный меха" низм регулировки сиденья водителя является удобным в пользовании, так как позволяет снизить усилия регули. ровки сиденья..Формула изобретения
Сиденье транспортного средства, содержащее каркас подушки и спинки, шарнирно связанный с рычажным направляющим механизмом,. расположенным между основанием и каркасом, пневматический упругий элемент связанный с источником сжатого воздуха, и механизм регулировки сиденья по высоте, 2в о л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения усилий регулировки сиденья, механизм регулировки по высоте. включает в себя резервуар для жидкости, пневматический цилиндр,сос- 3g
43 6 тоящий из шарнирно соединенного с упомянутым каркасом корпуса с. гид" равлической и пневматической полостями, установленного на укаэанном упругом элементе основного поршня, ограничивающего указанную пневматическую-полость, s котором выполнено осевое несквозное отверстие, и установленного в последнем и жесткосвязанного с указанным корпусом дополнительного поршня, ограничивающего гидравлическую полость, в котором выполнено осевое отверстие, установленный между последним и резервуаром для жидкости управляемый гидравлический клапан и .управляемый пневматический клапан, смонтированный между источником сжатого воздуха и пневматическим цилиндром.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СБА И 3682431, кл. 248-400, 1972.
2. Патент США и 3215386, кл. 248-400, 1965 (прототип). 982943
Составитель Л.Смольская
Редактор Н.Пушненкова ТехредЛ.Пекарь Корректор У. Пономаренко Заказ 9808/20 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4