Устройство сопряжения багажника с крышей легкового автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к вспомогательным устройствам для перевозки багажа. Цель изобретения - снижение аэродинамического сопротивления при движении автомобиля путем обеспечения сопряжения багажника с наруж2 ной поверхностью панели крьппи в пере .вернутом его положении. Багажник имеет основание 1, форма которого зеркально соответствует форме крыши 2 автомобиля, опорные кронгатейны 3 для крепления его к водосточным; елобам 4, и зафиксирован он захватными элементами 5. В транспортном положении , когда багажник закреплен на крыше автомобиля в положении, обратном рабочему, он сопряжен с ней, поскольку профиль его основания соотв.етствует профилю наружной панели крыши, . что экономит расход трплива айтомобиг .ля. 4 з.п. ф-лы, 10 ип.

Взамен ранее изданного

09) (И) СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

61"Е063И3

IIATE8Th2 1 i и Ч Щ11

Bi f 1, l9 -,.;-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 3309964/27-11 (22) 26 ° 06.81 (46) 30.07.89. Бюл.le 28 (72) В.А.Залевский (53) 629.113.044 (088.8) (56) Патент ФРГ М 1430920, кл. 63 С 90, 1972. (54) БАГАЖНИК ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к транс"портным средствам, а именно к вспомогательным устройствам для перевозки багажа. Цель изобретения — снижение аэродинамического сопротивления при движении автомобиля путем обеспечения сопряжения багажника с наружИзобретение относится к транспорт-

I ным средствам, а именно к вспомога-. тельным кузовам для перевозки багажа.

Цель изобретения — снижение аэродинамического сопротивления при движении автомобиля путем обеспечения сопряжения багажника с наружной поверхностьн панели крыши в перевернутом его положении.

На фиг.l изображен багажник, общий вид; на фиг.2 — то же, вид свер ху; на. фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 — опорный кронштейн со стопорным устройством и захватным элементом; на фиг.6 — разрез В-В на фиг.5; на фиг.7 — разрез Г-Г на фиг.5; на фиг.8 — разрез Д-Д на фиг.5; на фиг, 9 — закрепление багажника на крьппе автомобиля в транспортном по- ° ложении; на фиг.10 — разрез Е-Е на фиг.9. (дц 4 В 60 Ц, 9/04, В 62 0 25/06.

2 ной поверхностью панели крьппи в пере,вернутом его положении. Багажник име ет основание 1, форма которого зеркально соответствует форме крыпи 2 автомобиля, опорные кронштейны 3 для крепления его к водосточным; желобам 4, и зафиксирован он захватными элементами 5. В транспортном положении, когда багажник закреплен на кры. ше автомобиля в положении, обратном рабочему, ои сопряжен с ней, поскольку профиль его основания соответствует профилю наружной панели крыпи, что.экономит расход TQIIJIHBB автомоби.— ля. 4 з.п. ф-лы, 10 ил,.

I г

Багажник содержит основание l, С форма которого зеркально соответст- вует форме крыши 2 автомобиля. Багаж" 2 ник установлен с помощью опорных кронштейнов 3 в водосточных желобах 4 и зафиксирован захватными элементами 5. Задние стойки..6 багажника соединены между собой поперечиной 7, снабженной барабаном 8 с намотанным на него чехлом для укрытия груза.

Поперечина 7 соединена с двумя продольными штангами 9, образуя ограждение груза по периметру основания багажника, каждая штанга выполне- а на иэ двух телескопических сопряженных г д„ между собой частей.

Для закрепления багажника в транспортном положении на крыпе 2 автомо":: биля в передней его части имеются .фиксаторы 10, выполненные в виде бобьппек с резьбовыми отверстиями. Бо3 9829

1 бышки установлены по обе стороны основания 1 багажника, а в соответствующих местах водосъемного желоба 4 выполнены выступы 11 с отверстиями под крепежные элементы, например болты 12. В задней части на стойках . установлены замки 13 с автоматической защелкой, причем один из них ключевой. Опорные кронштейны 3 закреплены 10 на осях 14, установленных в цапфах

15, и соединены с основанием,1 багажника неподвижно. Кулачковые фикса1 торы стопорного устройства состоят из двух частей, одна из них 16 за- 5 креплена неподвижно на торце оси 14 и имеет два паза 17 и 18, соответствующие крайним положениям !опорных кронштейнов 3, а другая асть 19 закреплена с торца ручки 20, предназна- 20 ченной для фиксации опорных кронштейнов в конечных положениях, рабочем H транспортном. Ручка 20 подпружинена пружиной 21 относительно кронштейна 22, который аналогично цапфам 15 закреплен на основании 1 багажника неподвижно, что обеспечивает силовое замыкание частей фиксатора.

Вторая часть 1 9 фиксатора с торца имеет выступ 23, сопрягаемый с пазами

17 и 18 первой части 16 при соответ ствующих положениях опорных кронштейнов 3, а на боковой поверхности — . лыску, сопрягаемую с направляющей кронштейна 22. Это обеспечивает вто- 35 рой части фиксатора возможность только вЬзвратно-поступательного перемещения и исключает ее поворот вокруг своей оси, чем и обеспечивается фиксация положения опорных кронштейнов 3. 40

Захватные элементы 5 закреплены на кронштейнах 3 через фасонные оси

24, поверхность сопряжения которых с . элементами 5 выполнена конической формы, а участки закрепления в цапфах 45

25 - цилиндрическими. Поверхность сопряжения элементов 5 представляет собой односторонний клиновой паз 26, длина которого несколько больше длины участка конической поверхности оси

24, что делает возможным ее продольное перемещение по пазу 26 в пределах, ограничиваемых цапфами, относительно последних и обеспечивается фиксация оси гайкой 27.

45 4 ,окружном направлении и направлении зажима.

Оси захватных элементов 5 установлены на опорных кронштейнах 3 таким

55 указанные конструктивные особенности сопряжения элементов 5 с осями

24 обеспечивают им подвижность в образом, что прижим опорных кронштейнов к водосливному желобу крыши автомобиля обеспечивается величиной хода осей 24 относительно цапф 25 по пазам

26 элементов 5.

Багажник эксплуатируется следующим образом.

Из транспортного положения, когда багажник закреплен на крыше автомобиля в положении, обратном рабочему, при котором он сопряжен с ней, поскольку профиль его основания соотвеч ствует профилю наружной панели крыши автомобиля, багажник устанавливается в рабочее положение следующим образом.

Вначале в передней части багажника отсоединяются болты его крепления 12 к водосточному желобу 4 крыши 2 автомобиля, а в задней части на стойках открываются замки 13.. В результате багажник отсоединен от крыши автомобиля. Затем с помощью ручек 20, установленных в кронштейнах 22, кулачковые фиксаторы стопорного устройства выводят из зацепления с осями 14 опорных кронштейнов 3, При этом. выступ 23 кулачковых фиксаторов выходит из паза 17 осей. В результате опорные кронштейны 3 освобождены от их фиксации в транспортном положении.

Это позволяет вращением вокруг осей

14 перевести их в другое, рабочее, положение и зафиксировать неподвижно относительно каркаса, совместив паз

18 осей 14 опорных кронштейнов 3 с выступом 23 кулачковых .фиксаторов перемещением ручки 20 в исходное положение. Багажник готов для установки его в рабочее положение. Для этого его необходимо снять с крыши; автомобиля, повернуть вокруг продольной оси на 360 и снова установить на крышу на,опорные кронштейны 3, совместив их с водосточным желобом 4 крыши 2 автомобиля.

Опорные кронштейны 3 к водосточному желобу 4 крепятся захватными элементами 5, которые предваритель" но отводятся в сторону поворотом;, вокруг. их осей 24, отпустив гайку 27.

Затем элементы 5 подводятся под водосливной желоб 4, гайки 27 .затягиваются. При этом оси 24 перемещаются в

5 98 продольном направлении, а поскольку они сопряжены с прижимными элементами

6 по клиновой поверхйости 26, то при-. жимные элементы, перемещаясь в направлении, перпендикулярном водосточному желобу 4, прижимают к нему опор" ные кронштейны 3, жестко соединенные .,с основанием багажника.

После закрепления багажника 1 на нем устанавливаются две продольные штанги 9 и одна поперечина 7, снабженная барабаном 8 с чехлом для укрытия груза. Продольные штанги 9, состоящие из двух телескопически сопряженных частей, соединяются между собой посредством резьбового соединения, причем на первой части штанги, трубе меньшего диаметра, резьба выполнена непосредственно на штанге, а на второй части штанги установлена накидная гайка.

Соединяя обе части штанги навинчиванием гайки на первую часть штанги, обеспечивают жесткость ограждения багажника. После выполнения вышеуказанных операций багажник готов к использованию для перевозки багажа.

Багажник имеет более высокие технико-зкономические показатели по сравнению с известными, он более экономичен за счет уменьшения площади лобового сопротивления, снижения тем самым сопротивления воздушному потоку багажника в его нерабочем положении. Это экономит расход топ.лива автомобиля, поскольку средний автомобиль при скорости 80 км/ч. тратит примерно 50Х. мощности своего двигателя на преодоление сопротивления воздуха. При этом устраняется. шум, сопровождающий автомобиль, вызванный сопротивлением багажника воздушному потоку, который по своему уровню превышает уровень шума двигателя, что отрицательно воздействует .на водителя, ухудшает условия его труда.

Кроме того,. полезная площадь ба-. гажника увеличена до площади крыши автомобиля, что позволяет перевозить багаж большого габарита.

25

2. Багажник по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что каждое стопор30 кое устройство включает в себя ось, связывающую кронштейн с основанием и состоящую из двух полуосей, соединенных между собой полумуфтами, одна из которых закреплена на торЦе одной полуоси и имеет два расположенных под углом друг к другу паза, соответствующих двум положениям опорного кронштейна, а вторая полумуфта закреплена на торце другой полуоси, 4р которая снабжена пружиной и рукояткой и имеет выступ для поочередного взаимодействия с указанными пазами, при этом последняя полуось выполнена с лыской для исключения ее поворота

45 при возвратно-поступательном движении.

3. Багажник по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что каждый из за": хватных элементов связан с опорным кронштейном посредством фасонной оси, установленной с возможностью перемещения в продольном. направлении в одностороннем клиновом пазу, который .выполнен в верхней части захвата.

4. Багажник по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что фиксаторы полоФ

Формула изобретения

1. Багажник легкового автомобиля, имеющий соединение с водосточным желобом на крыше, содержащий основание с криволинейной поверхностью,обра2945

6 щенной выпуклостью к крыше автомобиля, и опорные кронштейны, снабженные захватными элементами для закрепления багажника к водосточному желобу, о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления автомобиля путем обеспечения сопряжения багажника с наружной поверхностью крыши в перевернутом его положении, основание багажника выполнено по форме, идентичной зеркальному отражению крыши автомобиля, и в его задней части снабжено опорными стойками, имеющими элементы для крепления багажника, на крыше в совмещенном с ней положении, а s передней части — фиксаторы багажника в указанном положении, при этом упомянутые опорные кронштейны связаны с основанием шарнирно и снабжены стопорными устройствами для фиксации их в двух, положениях, а нижняя часть кронштейнов выполнена по форме, идентичной форме водосточного желоба. жения передней части багажника выпол" иены в виде бобышек с реэьбовыми . отверстиями под крепежный элемент, 982945 а водосточный желоб имеет выступ, в котором выполнено отверстие под упомянутый крепежный элемент.

5. Багажник по п.1, о т л и ч а— ю шийся тем, что его основание снабжено продольными телескопическими штангами, соединенными между собой посредством резьбового соединения, а

его задние опорные стойки соединены между собой поперечиной, на которой смонтирован барабан для защитного чехла.

982945

Фи8ЛО

Составитель В. Ионова

Техред Л.Олийнык . Корректор Т.Колб

Редактор О.Фнлипова

Заказ 4912 . Тираж 523 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101.