Устройство для натяжения гусеницы транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >982958 (61) Дополнительное к авт. свмд-ву— (22) Заявлено 27.07.81(21) 3323029/27-11 с присоединением заявки №(23) Приоритет
Опубликовано 23,12.82, Бюллетень ¹ 47
Дата опубликования описания 23.12.82 ($4}M К з
В 62 D 55/30
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
t$3) УДК 629. 11..012.57 (088.8) (72) Авторы изобретения
A. И. Кузьменко и Г.N. Ярославцев (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЦЫ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, преимущественно к производству транспортных средств на гусеничном ходу.
Известно устройство для натяжения гусеницы транспортного средства, содержащее гидроцилиндр, шток которого связан с натяжным колесом, и распре.делитель типа 3/2, последовательно соединяющий бесштоковую полость с гидроаккумуляторами низкого и высокого давления (1).
Однако укаэанное устройство не обеспечивает плавного изменения натяжения гусеницы, так как у него на- 15 тяжение гусеницы изменяется дискретно.
Известно также устройство для натяжения.гусеницы транспортного средства, содержащее гидроцилиндр, шток 20 которого связан с натяжным колесом, распределитель типа 3/2, золотниковая часть которого связана с органами управления, связанный с бесштоковой полостью гидроцилиндра гидро- 25 йневматический аккумулятор и установленный в гидросистеме манометр $2 ).
Это устройство сложно по конструкции, вследствие чего недостаточно надежно в работе.
Целью изобретения является повышение надежности.
Цель достигается тем, что в устройстве поршень гидроцилиндра зафиксирован от поворота относительно корпуса, а шток.гидроцилиндра снабжен винтовой стяжкой, связанной с натяжным колесом, и на нем установлен расположенный вне корпуса ограничительный диск, вход распределителя соединен.со штоковой полостью гидроцилиндра, один выход — с гидропневматическим аккумулятором, а второй со сливом. Причем механизм фиксации поршня гидроцилиндра от поворота относительно корпуса выполнен в виде установленного на днище гидроцилиндра граненого стержня и выполненного в днище поршня ответного гнезда для стержня, кроме того, манометр может быть установлен на магистрале, соединяющей распределитель типа 3/2 со штоковой полостью гидроцилиндра.
На чертеже дана схема устройства для натяжения гусеницы.
Нагнетательная магистраль 1 устройства питается от гидронасоса 2, механически связанного с электромотором 3, забор жидкости осуществля982958 ется из бака 4. На выходе гидронасоса 2 установлен обратный клапан 5.
К магистрали 1 подключены гидропневматический аккумулятор 6, реле
7 давления, предохранительный клапан
8. Электрические контакты реле 7 давления включены в цепь питания электромотора 3. Аккумулятор б через дроссель 9 и обратный клапан 10 соединен с бесштоковой полостью A гидроцилиндра 11, а через распределитель 12 типа 3/2 с электромагнитным управлением — со штоковой полостью
Б гидроцилиндра 11.
В магистрали, соединяющей што- ковую полость Б с распределителем
12, установлен манометр 13. В гидроцилиндре 11 установлен поршень . 14. В донной части поршня 14 выполнено шестигранное глухое отверстие
15, в которое входит с некоторым боковым зазором шестигранный стержень 16, прикрепленный к днищу 17 гидроцилиндра 11. Гидроцилиндр 11 а помощью проушины 18 шарнирно соединен с рамой (корпусом) транспортного средства. На штоке 19, выполнен- 2 ным за одно целое с поршнем 14, закреплен, например на резьбе, ограничительный диск 20, упирающийся в крышку 21 гидроцилиндра 11. Шток
19 выполнен полым и в него на резь- 30 бе ввернут винт 22 винтовой стяжки.
Другой конец винта 22 с противоположным направлением резьбы ввернут в обойму 23. В средней части винта 22 имеется граненый участок 24 под ключ. 35
Обойма 23 с помощью проушины 25 шарнирно соединена кривошипом 26, на оси
27 которого установлено натяжное колесо 28, охваченное гусеницей 29.
Для натяжения гусеницы другого 4р борта используются аналогичные гидравлические элементы и винтовая стяжка, соединенная кривошипом, .за исключением аккумулятора б, реле 7 давления, предохранительного клапана 8 и гидронасоса 2, которые являют-. ся общими элементами устройства. Подключение гидравлических элементов для натяжения гусеницы другого борта осуществляется .от входа g ..
Управление распределителями 12 обоих бортов производится от концевых выключателей (не показаны ), включенных в электрические цепи питания электромагнитов распределителей. Концевые выключатели механи- 5 чески связаны с органами управления поворотом и органом перемены направления движения (например, коробкой передач).
В некоторых случаях обойма 23 у) винтовой стяжки может быть соединена не с кривошипом, а непосредственнЬ с осью натяжного колеса, установленной в направляющей с возможностью горизонтального перемещения. 65
Гидронасос 2 может также приводиться во вращение и непосредственно от тягового двигателя транспортного средства,,в этом случае на выходе гидронасоса 2 устанавливают золотник с электромагнитным управлением, электрически связанный с реле 7 давления, который по Достижении требуемого давления в аккумуляторе 6 переключает гидронасос 2 на работу в режиме холостого хода.
Работает устройство следующим образом.
Включается электромотор З,и спомощью гидронаеоса 2 заряжается аккумулятор б до требуемой- величины давления. По достижении этого давления электрические контакты реле 7 давления размыкаются и отключают электромотор 3. В процессе работы гидронасоса 2 рабочая жидкость из напорной магистрали 1 через дроссель
9 и обратный клапан 10 поступает в бесштоковую полость А гидроцилиндра 11, а через распределитель 12 — в штоковую полость 5 . Манометр 13 при этом указывает величину давления жидкости в напорной магистрали 1 и в аккумуляторе 6.
3а счет разности площадей поршня
14 в A (бесштоковой)и Б полостях создается усилие, направленное на перемещение поршня 14 в сторону штоковой полости о . Перемещаясь, поршень 14 через винтовую стяжку поворачивает кривошип 26 и при заданном давлении жидкости в аккумуляторе б производится натяжение гусеницы 29 до величины, достаточной для прямолинейного движения транспортного средства передним ходом.
Ограничительный диск 20 при этом отходит от крышки 21 на некоторую величину, например на величину полного хода поршня 14, если винт 22 перед этим был полностью ввинчен в шток 19 и обойму 23. Затем, вращая ключом винт 22, увеличивают длину винтовой стяжки и перемещают шток
14 в сторону полости А на такую величину, чтобы между крышкой 21 и диском 20 оставался некоторый зазор.
В процессе выполнения этой операции поршень 14 удерживается от поворота шестигранным стержнем 16, входящим в глухое шестигранное отверстие 15 поршня. При перемещении поршня 14 рабочая жидкость из полости А вытесняется в штоковую полость
5, но поскольку объем жидкости, вытесненный из полости A,áoëüøå объема жидкости, поступающей в полость
6, то часть жидкости поступает в аккумулятор б, несколько повышая в нем давление, а излишки стравливаются через предохранительный клапан 8 в бак. Натяжение гусеницы при этом немного увеличивается, но при
982958
1 движении транспортного средства за счет более равномерного распределения натяжения в верхней и в нижней ветвях гусениц оно быстро снижается до номинальной величины.
При движении транспортного средства длина гусеничного обвода от воздействия внешней нагрузки (например, прогиба подвески может уменьшиться и вызвать ослабление натяжения. Но в этом случае поршень 14 переместится в сторону штоковой полости 6, через винтовую стяжку повернет кривошип 26 на некоторый угол и доведет натяжение гусеницы до нормальной величины. Полость 5 при этом отключается от аккумулятора и соединяется со сливом
Если под влиянием внешних воздейст вий длина гусеничного обвода увеличивается, то увеличения усилия натя:жения гусеницы не произойдет, так
«как.поршень 14 от увеличения нагрузки переместится в сторону бесштоковой полости А. Вытесняемая из полости Д в аккумулятор б и штоковую полость рабочая жидкость, проходя через дроссель 9, обеспечивает плавное перемещение поршня 14, предотвращая удар диска 20 о крышку 21. IIocле прекращения действия внешней нагрузки поршень 14 под действием дав- ления жидкости из пневмогидравлического аккумулятора б занимает исходное положение. В силу этого натяжение гусеницы будет автоматически поддерживаться на заданной величине.
Контроль за величиной натяжения осуществляется по манометру 13.
При повороте транспортного средства орган управления поворотом меха-нически воздействует на концевой выключатель (не показан, включенный в электрическую сеть питания электромагнита распределителя 12, -управляющего натяжением гусеницы со стороны отстающего борта. При пода-. че питания на электромагнит распределитель 12 устанавливается во второе положение. стоковая полость 6 гидроцилиндра при этом отключается от аккумулятора б.
-При переходе к прямолинейному. движению орган управления поворотом транспортного средства отходит:от взаимодействующего с ним концевого выключателя. Питание с электромагнита распределителя 12 при этом снимается и QH устанавливается в исходное положение. В этом положении распределителя 12 штоковая полость б .вновь соединяется с.аккумулятором б.
Щавление рабочей жидкости в полости повышается до величины, равной давлению в бесштоковой полости A u в аккумуляторе 6, что немедленно отмечается манометром 13. Под дейст- ° вием давления жидкости в штоковой полости Б и натяжения гусеницы поршень 14 перемещается в направлении бесштоковай полости А и вытесняет из нее рабочую жидкость в!штоковую полость и частично в аккумулятор б, повышая до некоторой степени давление в нем, а излишек жидкости стравливается через предЬхраииъпьный клапан 8 в бак. Вытесняемая и= бес,штоковой полости Д рабочая жидкость, 10 проходя через дроссель 9, обеспечивает плавное перемещение поршня
14, исключающее удар диском 20 о крышку 21. Натяжение гусеницы прй этом снижается до величины, необхо-.
15 димой для прямолинейного движения транспортного средства передним ходом.
В случае перемены направления дви- жения транспортного средства (движение задним ходом) орган управления переменой направления движения механически воздействует на концевой выключатель, взаимодействующий с этим органом и подающий питание на электромагниты распределителей 12 обоих бортов, при этом осуществляются действия, описанные выше, но. для обоих бортов одновременно.
По мере уменьшения давления жидкости в аккумуляторе б, реле 7 давления включает электромотор 3 и гидронасос 2 закачивает .рабочую жидкость в аккумулятор 6, доводя в нем давление до требуемой величины. Об исправности устройства судят по показаниям манометра 13.
ПРедлагаемое устройство обеспечивает экономию расхода рабочей жидкости, автоматическое натяжение гу40 .сениц при использовании только одного пневмогидравлического аккумулятора, при этом существенно упрощается гидравлическая система. В результате повышается ее надежность.
45 Надежность устройства также обеспе чивается тем, что в случае какойлибо неисправности в гидравлической или электрической системе, транспортное средство не теряет подвижности, так как в аварийном случае необходимое натяжение гусениц может быть осуществлено известным способом с помощью винтовых стяжек, входящих в состав устройства.
Формула. изобретения
1. Устройство для натяжения гусеницы транспортного средства, содержащее гидроцилиндр, шток которого связан с натяжнымколесом, распределитель типа 3/2, золотниковая часть которого связана с органами управ.ления, связанный с бесштоковой полостью гидроцилиндра гидравли982958
Составитель Л. Демидов
Редактор T. Киселева ТехредМ.Гергель . КорректорС. Шекмар
Заказ 9811/21 Тираж 682 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ческий аккумулятор и установленный в гидросистеме манометр, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, поршень гидроцилиндра зафиксирован от поворота относительно корпуса, а шток гидроцилиндра снабжен винтовой стяжкой, связанной с натяжным колесом, и на нем установлен расположенный вне корпуса ограничительный диск, вход распределителя соединен со штоковой полостью гидроцилиндра, один выход — с гидропневматнческим аккумулятором, а второй — со сливом.
2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что механизм фиксации поршня гидроцилиндра от поворота относительно корпуса выполнен в виде установленного на днище гидроцилиидра граненого стержня и выполненного в днище поршня ответного гнезда для стержня.
3. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что манометр установлен на магистрали, соединяющей распределитель типа 3/2 со штоковой полостью гидроцилиндра.
10 Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 460205, кл. В 62 D 55/30, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
15 9 545505, кл. В 62 D 55/30, 1973 (прототип .