Парусное вооружение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(72) Автор изобретения

Э. И. Ольшанский (71) Заявитель (54) ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

1

Изобретение, относится к судостроению, конкретно к парусному вооружению.

Известны традиционные парусные вооружения судов, содержащие мачты различных конструкций и паруса (прямые и косые), крепящиеся к мачтам при помо5 щи рей, гиков и гафелей.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является парус-. ное вооружение конструкции В. Пролса (ФРГ), содержащее поворотные мачты, балки-реи и корпуса (1) .

К недостаткам сооружения В. Пролса относятся ненадежность конструкции, обусловленная слабостью длинных рей, консольным креплением мачт, беэ страхующих элементов, и недостаточной прочностью узлов крепления рей к мачтам, а также сложность обслуживания из а большого объема такелажа.

Бель изобретения — повышение надежности конструкции парусного вооружения судов и упрощение его обслуживания.

Указанная цель достигается тем, что мачта, в предлагаемой конструкции, выполнена в виде -o6paaaoR рамы, закрепленной растяжками на поворотном основании, установленном на палубе судна, балки-реи соединены с вертикальными стой- ками рамы мачты и снабжены приводом их вертикального перемещения, выполненным. в виде трособлочной системы, а парус разделен по горизонтали балкамиреями на полотнища. Каждое полотнище состоит иэ секций и имеет вертюпыльнме щели, для регулирования ширины которых между секциями паруса в зависимости от направления ветра, оно снабжено тягами с приводом флюгерного типа.

С целью регулирования кривизны полотнищ паруса в вертикальной плоскости, трособлочная система снабжена тормозами для удержания балок-рей в задником положении.

Для улучшения аэродинамических катеств паруса, передняя кромка балки-реи имеет в плане дугообразную форму.

3 9829

Нв фиг. 1 изображено судно, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 — сечение АА на фиг. 2; на фиг. 4 — устройство, общий вид; на фиг. 5— сечение В-В нв фиг. 4; на фиг. 6 - узлы? и и на фиг. 5.

Секция 1 паруса судна прикреплена к подвижной балке-рее 2, которая передвигается в направляющих пазах поворотной рамы 3, являющейся мачтой судна. Ука- 10 занная рама (мачта) закреплена на поворотном. основании 4, шарнирно опирающемся на неподвижный цилиндрический фундамент 5. Растяжки 6 закрепляют раму 3 к поворотному основанию 4. Меж-15 ду секциями полотнищ паруса имеются регулируемые щели 7.

Соединительные балки 8 (фиг. 2) скрепляют в горизонтальной плоскости стойки рамы 3. Судно имеет люки 9 и пластины-флюгеры 10.

На фиг. 4 показана кинематическая схема привода подъема и опускания балок-рей 2 с секциями 1 паруса. По этой схеме гибкий орган 11, пропущенный через шкивы 12, соединен только лишь с верхней балкой-реей 2, в остальные балки-реи соединены между собой секциями 1 паруса и страховочными концами (квнатами, тросом и т.п.). При подъеме паруса все его секции 1 или необходимое их количество, вместе с балками-реями вытягиваются из шахты цилиидрического фундамента 5, а при уборке паруса его секции, под действием силы тяжести, 35 опускаются обратно в шахту.

Крепление растяжек стоек рамы 3 выполняется с помощью рвм 13, как на раме, так и на поворотном основании мачты.

Рычаг 14 пластины-флюгера кинематически связан тягой 15 с подвижным соединительным элементом 16,, поворачиваюшимся вокруг оси 17, вследствие чего вертикальные кромки секций 1 па45 руса могут занимать положение, требуемое в зависимости от галса судна.

При направлении ветра с правого борта, как показано на фиг. 5, укаэанный привод работает следующим образом.

Пластина-флюгер 10 перебрасывается

50 влево и, посредством оси 18, рычага

14 и элемента 15, устанавливает подвижной соединительный элемент 16 с вертикальной кромкой секции паруса в нужное положение. К остальной части

55 балки-реи 2 секции паруса закреплены при помощи соединительного элемента

19, имеющего форму угольника.

68 4 Направляющая рейка 20 закреплена к стойкам рамы 3 (фиг. 6). В направляющих стойках передвигается двухосная тележка с роликами 21, закрепленная:к балке-рее 2 и обеспечивающая его горизонтальное положение.

Предлагаемое парусное вооружение может работать не только в режиме прямого паруса, но и в режиме косого паруса. Работа во втором режиме обеспечивается кривизной паруса, задаваемой балками-реями 2, регулировкой кривизны секций паруса в вертикальной плоскости и наличием вертикальных щелей 7 между секциями паруса, что позволяет управлять пограничным слоем на подветренной стороне паруса.

Применение двухопорных балок«рей 2 и мачт рамовой конструкции, крепление которых усилено растяжками 6, повышает надежность конструкции парусного вооружения и упрощает его обслуживание.

Формула изобретения

1. Парусное вооружение, содержащее поворотные мачты, балки-реи и паруса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения обслуживания, его мачта выполнена в виде П-образной рамы, закрепленной растяжками на поворотном основании, балки-реи подвижно соединены с вертикальными стойками рамы мачты и снабжены приводом их вертикального перемещения, выполненным в виде трособлочной системы, а парус разделен балками-реями на полотнища.

2. Вооружение по п. 1, о т л и ч а— ю ш е е с я тем, что, с целью регулиром вания ширины щелей между секциями паруса в зависимости от налравления ветра, оно снабжено тягами с приводом флюгерного типа.

3. Вооружение по п. 1, о т л и ч аю ш е е с я тем, что, с целью регулирования кривизны полотнищ паруса в вертикальной плоскости, трособлочная система снабжена тормозами для удержания балок-рей.

4. Вооружение по п. 1, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что передняя: кромка балки-реи имеет s плане дугообразную форму

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Перестюк И. Е. Паруса атомного

seza. Сборник Катера и Яхты, N 4

1974, с. 16-17 (прототип) 982968 О

QQ

Составитель Н. Бочков

Редактор Т. Киселева Техред Е.ХаритончикКорректор А. Дэятко

Закаэ 9813/22 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул Проектная, 4