Снегоочиститель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

/ (72) Автор изобретения

l1. П. Дръп нн

Центральный научно-исследовательский н ироектно-конся@чгорсйай инстктут механизации и энергетики лесной цромывленноота(.

- al+ (7l ) Заявнтель (S4) СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ

3 .

Изобретение . относится к снегоочнстительным навесным машинам механического действия, преимущественно плужнороторного типа и тихоходным. плужнымснегоочнстнтелям, предназначенным, главным образом, для работы в сложных условиях снегоочнстки дорог, в частности лесовозных, н пробивкн снежных траншей по бездорожью.

Известен снегоочиститель, содержащий. базовое шасси, на котором закреплен рабочий орган, связанный с шасси посредством силового цилиндра. Силовой цнлнндр обеспечивает рабочему органу подъем, опускание, запертое илн плавающее положение (1 ) .

Прн удалении снега рабочий орган такого снегоочистителя свободно опнрается на очншаемую поверхность, копируя неровности рельефа. При этом возможно всплыванне рабочего органа на очистке дорог от плотного снега,- а прн работе снегоочистителя в высоких массивах снега возможна нехватка тягового усилия, 2 усугубляемая сопротнвленнем рабочего органа перемещенню.

Известен также снегоочиститель, содержащий базовое шасси, as котором посредством рычагов подвескн шарннрно закреплен рабочий орган и смонтнрованы элементы гидроснстемы, содер)кащей свя- занные гндролнннямн сниовой цилиндр подъема рабочего органа, гидронасос, гндрораспределитель и гндробак.

Указанный. снегоочиститель обеспечи-, вает более высокую способность прнме няться к менякщимся фиэкксь механичео:кнм свойствам снега н позволяет дополнительно прижимать рабочий ортан к поверхности дорогн за счет частичной разе грузин оси базового шасси 52) .

Однако прн увеличенни нагружен на рабочий орган снижается тяговое усилив снегоочнстигеля, увелнчквается сааротнэленне перемещению рабочего органа, прижнмное усилие изменяется в зависимо ти от неровностей рельефа, снижая качест3 9631 во очистки и проходимость снегоочистителя.

Hemь изобретения — расширение функциональных воэможностей и повышение качества очистки дорожного покрь ;гия.

Поставленная цель обеспечиввется тем, что снегоочиститель снабжен опорным элементом„выполненным в виде подпружиненной огносигельно базового шасси плиты, взаимодействующей с указанными рычагами подвески, дополниге пьным гидрораспределителем с управлением от кулачка, связанным гидролиниями с гидронесосом и силовым цилиндром, закрепленным на шесси шарнирно дву- < плечим коромыслом, один конец которого шарнирно связан с плитой„: а другой усгановлен с возможностью взаимодействия с кулечком дополнительного гидрораспределителя, гидроклапанами давления, штоки клапанов которых установлены с возможностью взаимодействия с нижней и верхней поверхностями опорной плиты, при этом гидроклвпвны давления сообщень1 посредством установленных на гидролиниях кранов, через гидрораепределитель, с полостями указанного силового цилиндра, На фиг. 1 снегоочиститель общий вид; на фиг. 2 - система упрввления рабочим органом (включая опорное усройство); не фиг. 3 — положение секции золотника трехсекционного крана при включенном гидрореспределптеле и блокированном золотниковом устройстве; на фиг, 4. — то же, для вгорой секции;

35 на фиг. 5 — то же, для третьей секции; нв фи.. 6 — положение золотникв крена переключения полостей силового цилиндра в режиме рабогыснегоочистителя на уда4ь ленин плотного снега; нв фиг. 7- то же, включение секции золотника последовательно с гидроклвпаном.

Снегоочиститель содержит рабочий орган 1, смонтированный посредством шарнирно-рычажной навески 2 на Gaaoвом шасси 3, гидронвсос 4 и гидробак 5.

Система управления рабочим органом 1 включает гидроцилиндр 6 и гидрораспределитель 7.

На шасси 3 снегоочистителя установлено опорное устройство 8, содержещее плиту 9, регулировочный винт 10 с контргайкой 11, пружины 12 и ограничительный винт 13. Опорная плита 9 посредством коромысла 14, шарнирно закрепленного в стойке 1 5, связана с зологниковьтм устройством 16, а при помощи кронштейна 17 контактирует с гидроклапанами 18 и 19 давления, смонтированными на шасси 3.

Золотниковое устройство 16 выполнено в виде трехпозициониого распределителя и подсоединено параллельно гидрораспределителю 7 к гидронасосу 4. и силовому гидроцилиндру 6 посредством кране, имеющего секции 20 — 22. Гидроклапены 18 и 19 давления подключены к золотниковому устройству 16 парвл.= лельно полостям силового гидроцилиндра

6, Последний соединен с золотниковым устройством 16 дополнительно через кран переключения полосгей, имеющий секции 23 и 24. Секция 23 подключена к гидросистеме последовательно с cermи-ями 21 и 22 крена, а секпия 24 — пос-ледовательно с гидроклапеном 18. Секция 23 крана дополнительным трубопроводом 25 соединена с гидробвком 5.

Полости силового гидроцилиндра 6 соединены также с гидробеком 5 посредством предохранительного клапана 26.

Систета управления обеспечивает несколько режимов работы снегоочистителя в зависимости от условий снегоочистки.

Подъем-опускание рабочего органа, установке его в плавающее (рабочее) и запертое (транспортное) положения осуществляются гидрораспределителем 7 с помощью силового гидроцилиндрв 6.

Секция 20 крана при этом должнв бьггь в положении, показанном на фиг. 3, когда она включает гидрорвспределигель 7 и блокирует золотниковое устройство, а секция 21 крана — в позиции, изображенной на фиг. 2, в которой она перекрывает дополнительный трубопровод 25.

При удалении высоких снежных заносов, когда снегоочиститель испытъиеет нехватку тягового усилия, рабочий орган

1, опущенный в плавающее положение, опирается не опорное устройство 8 посредством нввески 2. Часть весе рабочего органа,.воспринимаемая опорным устройством 8, передается не базовое шасси 3, увеличивая его сцепной вес. Усилие, которое воспринимает опорное устройство 8, устанавливается регулировочным винтом 10.

Трехсекционный крен с секциями 20—

22 переключается в положение, показан+. ное на фиг. 2, включая в гидросисгему золотниковое устройство 16.

При движении снегоочистителя по ровному участку дороги плавающему положению рабочего органа l соответствует . "плавающая" позиция золотникового усгройства 16. При этом гидронесос 4 по1 6 а секция 24 перекрывает гидроклапан

18 давления.

При захвате рабочим органом 1 твердого слоя снега или при наезде снегоочистителя на обледеневшие наплывы, в которые рабочий орган 1 не может . внедриться, начинается его выглубление и подъем, что вызывает разгрузку опорного устройства 8 и смешение плиты 9 вверх. При этом золотниковое уст . йство 16 устанавливается в положение, при котором рабочая жидкость подается в штоковую полость силового гидроцилиндра 6, принудительно заглубляя рабочий орган 1 и предотвращая его «всплывание .

Предохранительный клапан 26 перепуска ет рабочую жидкость на слив при черезмерном повышении давления в системе.

Если рабочий орган 1 находится над впадиной неровности, он, сжимая пружины 12 опорного устройства 8, опускается под действием собственного веса, продолжая копировать рельеф. При этом рабочая жидкость, поступающая в поршневую полость силового гидроцилиндра 6 через секцию 21 переключения полостей крана, сливается по дополнительному трубопроводу 25 в гидробак 5 не созда- вая подъемного усилия в гидроцилиндре 6.

Предложенный снегоочиститель поз-. воляет выбирать и другие режимы работы. Так, если условия снегоуборки не требуют больших тяговых усилий, опорное устройство 8 может быть отключено путем соответствующей установки винтов 10 и 13. Трехсекционный кран переключается в положение, показанное на фиг. 3, и очистка дороги производится обычньп. способом при плавающем положении рабочего органа, управляемого гидрораспределителем 7..

При очистке участков небольшой протяженности, на которых требуется дополнительное тяговое усилие снегоочистителя, предохранительный клапзн 26 настраивают на давление, несколько меньше, чем необходимо для подъема рабочего органа 1. После этого гидрораспределитель 7 устанавливают на подъем рабочего. органа 1, который чаетично вывеши» вается, увеличивая сцепной вес базового шасси 3.

Если при этом секцию 23 крана переключения полостей силового гидроцилиндра установить в положение, показанное на фиг. 4 рабочая жидкость нагнетается в штоковую полость гидроцилинд5 98317 дает рабочую жидкость из.гидробака 5 через секцию 20 крана в золотниковое устройство 16, откуда она сливается в гидробак .5.

На неровных участках дороги, при наезде на гребень неровности и в начале движения на подъем рабочий орган

1 перемещается вверх относительно базового шасси 3. Опорное устройство 8 при этом разгружается, и плита 9 сме- >g

-шается вверх под действием пружин 12.

Поднимаясь, плита 9 посредством короMbIclIB 14 устанавливает золотниковое устройство 16 в положение, при котором рабочая жидкость подается гидронасосом 4 в подъемную (поршневую) полость силового гидроцилиндра 6 и гидроклапан 18 давления, перепускающий жидкость на слив. Кронштейн 17 при подъеме плиты 9 воздействует на гидро- 2а клапан 18, сжимая его пружину, поэтому в подъемн;ой полости гидроцилиндра

6 создается давление, увеличивающееся по мере перемещения плиты 9 вверх.

При этом рабочий орган 1 вывешивается дополнительно силовым гидроцилиндром 6, компенсируя разгрузку опорного устройства 8.

Если рабочий орган 1 оказывается над впадиной неровности, пружины 12 опорного устройства 8, воспринимая большую долю веса рабочего органа 1, сжимаются, плита 9 опускается, устанавливая через коромысло 14 золотниковое устройство 16 в положение, при котором рабочая жидкость подается в штоковую полость гидроцилнндра 6 и к гидроклапану

19давления, который вследствие воздействия на него кронштейна 17 плиты 9 создает в штоковой полости гидроцилиндра 6 давление, обеспечивающее копирование рабочим органом 1 дорожной поверхности. Гидроклапаны 18 и 19 настраиваются так, что совместное действие на . рабочий орган 1 гидроцилиндра 6 и опорного устройства 8 постоянно обеспечивает предусмотренное вывешивание рабочего органа 1.

П ри выравнивании снегоочистителем поверхности снежно-ледяных дорог, а также при уборке твердого снега, тогда возможно всплывание" рабочего органа 1, предусматривается другой режим работы снегоочистителя, при котором кран переключения полостей силового гидроцилиндра 6 yera5$ навливается в положение, показанное на фиг. 4 и 5, при этом секция 23 пепереключает полости гидроцилиндра 6, рй 6, е рабочий оргап 1 прижимается к поверхности дороги с постоянным усиаюм, обеспечивая срезание плотного снега и ледяных наплывов.

Таким образом, предлагаемый снегоочиститель обеспечивает несколько режимов работы в зависимости от условий снегоуборки, создавая необходимое для срезания снега усилие прижимания рабочего органа к очишаемой поверхности или его вывешивание при недостатке тягового усилия. Следовательно, повышается качество очистки дорожной поверхности и сушественно возрастает тяговое усилие снегоочистителя по сцепле- 1$ нию. Кроме того, благодаря вывешиванию рабочего органа снижается сопротивление его перемешиванию.

При этом тяговая характеристика снегоочистителя значительно улучшается, 20 причем обеспечиваются оптимальные тягоь во-сцепные режимы работ при всем многообразии эксплуатационных условий.

Формула изобретения

Снегоочиститель, содержащий базовое шасси, на котором посредством рычагов подВески шарнирно закреплен рабочий орган и смонтированы элементы гидросистемы, содержащей связанные гидролиниями 36 силовой цилиндр подъема рабочего органа, гидронасос, гидрораспределитель и гидробвк, о т л и ч а ю ш и и с я

1 8 тем, что, с целью расширения фунипи нальных возможностей и, повышения качества рчистки дорожного покрытия, он снабжен опорным элементом, выполненным в виде подпружиненной относительно базового шасси плиты, взаимодействующей с укаэанными рычагами подвески, дополнительным гидрораспределителем с управлением от кулачка, связанным гидролиниями с гидронасосом и силовым цилиндром, закрепленным на шасси шарнирно двуплечим коромыслом, один конец которого шарнирно связан с плитой, а другой установлен с воэможностью взаимьдействия с кулачком дополнительного гидрораспределителя, гидроклвпанвми давления, штоки клапанов которых установлены с возможностью взаимодействия с нижней и верхней поверхностями опорной плиты, при этом гидроклапвны давления сообщены посредством установленных на гидролиниях кранов через гидрораспределитель с полостями указанного силового цилиндра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Алешин Н. И. Машины и оборудование в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве. М., Стройиздат, 1979, с. 253-254.

2. Авторское свидетельство СССР

% 654727, кл. Е 01 Н 5/09, 15.12.77. (прототип).

Составитель А. А. Кузнецов

Редактор Г. Ееэвершенко Техред C. Мигунова Корректор Л лоншан

Заказ 9B51/32 Тираж 559 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент г. Ужгород, ул. Проектная, 4