Шатун
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Респубпик и>983338 (6! ) Дополнительное к авт. саид-ву (51)M. Кл. (22) Заявлено 03. 07. 81 (21) 3318164д5-06 с присоединением заявки .%
F 16 С 7/02
)Ьеударстаанный комитат
СССР (23) Приоритет е
Опубликовано 23. 12.82. Бюллетень № 47 ае данам нэо4ратений и открытий (53) УДК 621.431.
° 3-232 (088. 8): и
Дата опубликования описания 27.12 82 (72) Авторы изобретения
С.И, Некрасов и А.Н. Гоц а !
Научно-исследовательский конструкторско-технрлоыгический институт тракторных и комбайновых двигателей" а (7! ) Заявитель (54) ШАТУН
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению.
Известен шатун, содержащий разъемную кривошипную головку с замковым
5 соединением в плоскости разъема, соединительные элементы и цилиндрические разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и охватывающие соединительные элементы (1 ). . е
Однако указанный шатун не обеспечивает необходимой надежности в работе, так как из-за недостаточной контактной жесткости поверхностей разъема кривошипной головки составляющая внешней нагрузки действует в плоскости разъема на втулку, вызывая в ней пластическую деформацию, которая приводит к искажению геометрии ее боковой поверхности, перекосу и за- 2о клиниванию в отверстии кривошипной е
ГОЛОВКИ °
Искажение геометрии боковой поверхности втулки снижает точность
2 взаимной фиксации частей кривошипной головки, что ухудшает условия работы шатунного подшипника.
Перекос втулки в отверстии криво" шипной головки приводит. к контактированию под нагрузкой ее торцовой поверхности с опорной поверхностью головки винта, вызывая повреждение этой опорной поверхности и ухудшая стабильность:усилия предварительной затяжки винта.
Заклинивание втулки усиливает контактную коррозию сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна, что снижает сопротивление усталости шатуна.
Целью изобретения является повышение надежности шатуна.
Поставленная цель достигается тем, что разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.
983338 4
ый дополнительно обеспечивается работа втулки в пределах упругой деформации и сохранение первоначальной геометрии ее боковой поверхности.
Кроме того, взаимная фиксация поверхностей 12 разреза фиксатором 13
:в направлении оси втулки исключает перекос втулки в отверстии 8 кривошипной головки, тем самым предохра10 няя от повреждения опорную поверхность головки винта..
Применение скруглений 15 дополнительно защищает от повреждений опорную поверхность головки винта
1s при ее контактировании с торцовой плоскостью 14.
Выполнение методом накатки бокой вой поверхности 11 втулки с регулярным микрорельефом в виде взаимно
gg пересекающихся рядов канавок обеспечивает упрочнение этой поверхности, а также удержание и распределение масла, попадающего в сопряжение втулки с поверхностью отверстия 8 у- р5 при работе двигателя. Этим устраняется контактная коррозия сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна.
Предлагаемое устройство повышает надежность кривошипной головки и, в целом, шатуна, Это особенно эффективно в условиях форсирования двигателей по скоростному режиму.
Формула изобретения
На фиг. 1 представлен предлагаем шатун, продольный разрез; на фиг. 2 цилиндрическая разрезная втулка, Части кривошипной головки шатуна тело 1 шатуна и крышка 2 - имеют в плоскости разъема 3 замковое соединение в виде прямоугольных выступов
4, скреплены соединительными элемен тами-винтами, имеющими головки 5 и 6 и содержат шатунный подшипник 7.
В отверстия 8 кривошипно головки установлены цилийдрические разрезные втулки 9, выполненные из материала с более высокими упругими свойствами, чем у Материала частей кривошипной головки, и охватывающие винты, Разрез 10 (фиг. 2) втулки вы полнен под острым углом к образующе ее боковой поверхности Il — по вин. товой линии. Поверхности 12 разреза
10 втулки скреплены фиксатором 13. Сопряжение плоскости разреза 10 с торцовыми плоскостями 14 втулки выполнены по радиусам 15. Боковая поверхность 11 втулки выполнена с рег лярным микрорельефом в виде взаимно пересекающихся рядов канавок 1Ь, об разованных методом накатки.
При работе в двигателе шатуна взаимная фиксация тела 1 шатуна и крышки 2 от смещений в плокости разь ма 3 в направлении, перпендикулярном оси головки, достигается прямоугольными выступами 4. Цилиндрические разрезные втулки 9, размещенные в обеих частях головки, обеспечивают их взаимную фиксацию в направлении оси головки.
Выполнение разреза 10 втулки под острым углом к образующей ее боковой поверхности, по винтовой линии, обеспечивает его большую длину, чем при выполнении вдоль образующей боковой поверхности. Этим достигается лучшая компенсация окружных упругих деформаций втулки и значительно снижается ее пластическая деформация. .Принятый из условия противодействия пластической деформации материал втулки (c более высокими упругими свойствами, чем у материала частей кривошипной головки) обеспечивает цилиндрическую жесткость втулки более высокую по сравнению с жесткостью поверхностного слоя отверстия 8, контактирующего со втулкой. Тем самым
Ыатун, содержащий разъемную кривошипную головку с замковым соединением в плоскости разъема, соединительные элементы и цилиндрические
4О разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и обхватывающие соединительные элементы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Конструктивный анализ дизелей
Джон Дир 6404 TR""01, - Отчет НАТИ, 1979, N 21825, с. 15-16, рис. 3. 123,15 °
983338
5
Составитель В. Зима
Редактор Г, Ус Техреду И.Тепер . Корректор И Ватрушкина
Заказ 9872/40 Тираж 803 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4