Фрикционный амортизатор удара
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАКИЙ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиик
Социапистнчесиик
Республик
{6! ) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 05.01.-79 (21) 2708053/25-28 (и)м. Кл; с присоединением заявки Рв
F 16 F g/30
1Ъеуаарстееньш кеиятет
СССР аю делам изобретений и .открытий (23)Приоритет "
Опубликовано 23.12.82. Бюллетень Ж "7 (53) УЙКe221 567. .1(088.8) Дата опубликования описания23. 12.82 у!
А. И.Волков, И.С.Путников, И.И..Чеиеткин и А.ll.Öåðáàêîâ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель о (54) ФРИКЦИОННБ!Й. АИОРТИЗАТОР УДАРА
Изобретение относится- к средствам виброизоляции, работа которых основана на применении сыпучих наполнителей и может быть использовано в машиностроении, в устройствах воспринимающих ударные нагрузки.
Наиболее близким к изобретению .по технической сущности и достигаемому результату является Фрикционный амортизатор удара, содержащий цилиндрический корпус, соосно устанрвленный в нем упругий элемент в виде
- тонкостенных упругих оболочек, с окнами, коаксиально расположенных друг . относительно друга, полость которых заполнена демпфирующей средой, и поршень, взаимодействующий с послед". ней 1 ).
Недостатками известного амортизатора является недостаточная энерго- 20 емкость при восприятии внешних нагрузок и ударов.
Целью изобретения является повышение энергоемкости амортизатора и
2 предотвращение заклинивания шариков или их обломков.
Укаэанная цель достигается .тем, что во Фрикционном амортизаторе удара, содержащем цилиндрический корпус, соосно установленный в нем упругий элемент в виде тонкостенных упругих оболочек, коаксиально расположенных относительно- друг друга,полость которых заполнена демпФирующей средой, и поршень, взаимодействующий с последней, в каждой оболочке выполнена прорезь вдбль образующей и они установлены относительно друг друга с натягом, а демпфирующая среда представляет собой шарики.
Кроме того, на прорези оболочки, контактирующей с шариками, выполнены Фаски, обращенные к оси амортизатора.
На Фиг. 1 представлен амортизатор в аксонометрии, общий вид; на фиг.Z", упругий элемент, поперечный разрез.
3 9833
Амортизатор содержит цилиндричес-, кий корпус 1, соосно установленный в нем упругий элемент 2 в виде тонкостенных упругих оболочек 3-5,коаксиально расположенных относительно друг друга, полость которых заполнена демпфирующей средой представляющей . собой шарики 6. В каждой оболочке выполнена прорезь 7-9 вдоль образующей, и они установлены относи" lo тельно друг друга с натягом.
С демпфирующей . средой в виде шариков Ь взаимодействует поршень 10, который установлен в крышке- 11 кор-, пуса 1 и предназначен для восприятия 1ь удара. Для предотвращения заклинивания шариков или их обломков на прорези оболочки 5, контактирующей с шариками 6, выполнены фаски 12, обращенные к оси амортизатора.
Амортизатор работает следующим образом.
При ударе по поршню 10 последний передавая усилие на демпфирующую среду в виде шариков 6, перемещается.,zs
Шарики 6 передают усилие .на внутреннюю поверхность набора упругих разрезных тонкостенных оболочек 3-5. Под воздействием этого усилия оболочки как 6bl раскрываются по прорезям 7-9 скользя с трением одна относительно, другой. Диаметр набора увеличивается. . При этом кинетическая энергия поглощается за счет деформации оболочек
3-5 и трения их между собой, а также за счет трения внутри шариков 6 о стенки амортизатора.
После того, как энергия удара полностью поглощена и рассеяна в виде тепла, упругие силы сжимают разрезные тонкостенные оболочки 3-5, воз-. вращая их в исходное состояние. В свою очередь, оболочки, передавая усилие на демпфирующую среду, вы-. талкивают их в сторону поршня 10, 44 4 который займет свое исходное положение, после чего амортизатор готов к восприятию следующего удара.
Предлагаемое выполнение амортизатора позволяет значительно повысить его энергоемкость, за счет дополнительных сил трения, а наличие значительных сил трения в разрезных упругих оболочках сокращает время возвращения поршня в исходное состояние. Кроме того, амортизатор может работать в любом положении и выдерживает высокие температуры.
Формула изобретения
1. Фрикционный амортизатор удара, содержащий цилиндрический корпус, соосно установленный в нем упругий элемент в виде тонкостенных упругих оболочек, коаксиально расположенных относительно друг друга, полость которых заполнена демпфирующей средой и поршень, взаимодействующий с последней, отличающийся тем, что, с целью повышения энергоемкости, в каждой оболочке выполнена прорезь вдоль образующей и они установлены относительно друг друга с натягом, а демпфирующая среда представляет собой шарики.
2. Амортизатор по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью предотвращения заклинивания шариков или их обломков на прорези оболочки, контактирующей с шариками, выполнены фвски, обращенные к оси амортизатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
t" 637572, кл. F 16 F 1/40, 1977 (прототип ).
983344
Рие. Г
Составитель 0.Мальцев
Редактор Г.Ус Техред М.Тепер Корректор И.Ватрушкина.
Заказ 9873/40 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113935, Москва, Ж-35, Раушская наб., д 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4