Импульсный вариатор скорости

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнх

Социалистических

Республик

<1>983354 (61) Дополнительное н авт. свид-ву— (22) Заявлено 26 . 12.77 (21) 2561196/25-28 с присоединением заявки Мо1511М Кл з

F 16 Н 29/04

F 16 Н 3/50

Государственный комитет

СССР но делан изобретений и открытий (23) Приоритет—

t53) УДК 621. 833.06 (088 ° 8) Опубликовано2 3.1282. Бюллетень Мо 47

Дата опубликования описания 23.12.82 десский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институТ аявитель (54) ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ

Изобретение относится к машиностроению.и может быть использовано .в различных механизмах для бесступен. чатого регулирования скорости.

Известен импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, входной и выходной валы, планетарный механизм с коническими зубчатыми колесами, включающий связанное с выходным валом водило, два сателлита, установленные на осях через муфты свободного -хода разнонаправленного действия, заторможенное центральное колесо и устройство регулирования скорости, выполненное в виде зубчато-реечной передачи с наклонной шайбой, которая в своем центре шарнирно связана с выходным валом, а на периферии связана с рычагом, меняющим угол наклона шайбы в широких пределах teal.

Данный вариатор обеспечивает ши" рокий диапазон изменения скорости выходного вала, однако недостатком его являются повышенные динамические нагрузки, обусловленные возвратнопоступательным движением зубчатых реек.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является импульсный вариатор скорости, содержа щйй корпус, устройство регулирования скорости с водилам, ось которого описывает конусную поверхность, кинематически связанный с последним входной вал, выходной вал с .закрепленным на нем койическим зубчатым колесом, взаимодействующие с последним два промежуточных конических колеса, связанные

10 с ними соответственно два центральных конических зубчатых колеса, взаимодействующие с ними два сателлита и четыре муфты свободного хода.

В известном вариаторе муфты свободного хода встроены в сателлиты и в центральные колеса и связывают сателлиты с водилом, а центральные колеса с валами промежуточных конических зубчатых колес (2).

K недостаткам известного вариатора следует отнести сложность конструкции, обусловленную наличием встроенных в зубчатые колеса и сателлиты муфт свободного хода, а также значительные габариты и массы качающихся сателлитов со встроеннымн муфтами свободного хода, что увеличивает их инерционность и нагружает муфты свободного хода дополнительными динамическими нагрузками.

983354

Целью изобретения является упрощение конструкции и улучшение динами. ческих свойств вариатора.

Указанная цель обеспечивается ТеМ, что вариатор снабжен коаксиальными валами, каждый иэ сателлитов, выполнен в виде двух диаметрально противополож- 5 но расположенных сехторон, жестко связанных с водилом, каждое иэ центральных конических колес выполнено н виде двух диаметрально противоположно расположенных Секторов, каждый

10 иэ которых закреплен на одном иэ двух, коаксиальных валов, связанных с промежуточным коническим зубчатым колесом, через муфты свободного хода.

На чертеже изображен предлагаемый импульсный вариатор скорости.

Импульсный вариатор скорости содержит корпус 1, входной вал 2, устройство регулирования скорости 3 с качающимся водилом 4, шарнирно свя- занным с криволинейным направляющим стержнем 5, закрепленным в своем центре на входном валу 2, выходной вал 6 с закрепленным на нем коническим зубчатым колесом 7, вэаимодейст- 25 вующие с ним промежуточные конические зубчатые колеса 8 и 9, центральные зубчатые .конические колеса, каждое иэ которых выполнено в виде двух диаметрально противоположных секторов 30 соответственно 10,11 и 12, 13,,взаимодейств; ющие с ними сателлиты, также выполненны в виде секторов соответственно 14,15 и 16,17, которые закреплены на водиле 4, коаксиальные 35 валы 18 и 19, коаксиальные валы 20 и 21, муфты свободного хода 22-25.

Сектор 10 закреплен на валу 21 и связан с коническим зубчатым колесом 8 муфтой свободного хода 25, сектор 11, 40 закреплен на валу 20 и связан с коническим зубчатым колесом муфтой свободного хода 24, сектор 12 закреплен на валу 18 и связан с коническим зубчатым колесом 9 муфтой свободного хода 23, сектор 13 закреплен на валу

19 и связан с коническим зубчатым колесом 9 муфтой свободного хода 22.

Оси входного 2 и выходного 6 валов, оси промежуточных конических зубчатых колес 8 и 9, ось 26 сателлитов пересекаются в одной точке, совпадающей с центром кривизны направляющего стержня 5.

Вариатор работает следующим Ьбразом. 5S

Вращение входного вала 2 и направляющего стержня 5 преобразуется в пространственною качание водила 4 относительно вэаимноперпендикулярных осей зубчатых конических колес 8 и 9 и оси 26 сателлитов.При этом сектор- ные сателлиты и центральные колеса также совершают колебательные движения относительно своих осей вращения. .Колебательные днижения секторов 10,11 и 12,13 в направлениях, позволяемых муфтами свободного хода 24,25 и 22, 23 попеременно передаются на промежуточные зубчатые конические колеса

8 и 9, а от них движение передается коническому зубчатому колесу 7 и, следовательно, выходному валу 6. Направленность действий муфт свободного хода выбирается из условия обеспечения .преобразования колебательных движений секторов 10,11 и 12,13 в однонаправленное вращение зубчатого колеса 7 и выходного вала 6, (на чертеже направления вращений звеньев показаны стрелками).

Регулирование скорости осуществляется путем перемещения конца водила 4 вдоль стержня 5.

Предлагаемое выполнение вариатора упрощает его конструкцию и улучшает динамические свойства, что позволяет повысить верхнюю границу диапазона рабочих скоростей вариатора.

Формула изобретения

Импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, устройство регулирования скорости с водилом, ось которого описывает конусную поверхность, кинематически снязанный с последним входной вал, выходной вал с закрепленным на нем коническим зубчатым колесом, взаимодействующие с последним два промежуточных конических зубчатых колеса, связанные с ними соответственно два центральных коничес- ких зубчатых колеса, взаимодействующие с ними дна сателлита и четыре муфты свободного хода, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и улучшения динамических свойств вариатора, он снабжен коаксиальными валами, каждый из сателлитов выполнен в виде двух диаметрально противоположно расположенных секторов, жестко связанных с водилом, каждое из центральных конических колес выполненб в виде двух диаметрально противоположно расположенных секторов, каждый из которых закреплен на одном.из двух коаксиальных валов, связанных с промежуточным коническим зубчатым колесом через муфты свободного хода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 589808, кл. F 16 Н 29/04, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2314758/20, кл. F 16 Н 29/04, 1976.

983354

Составитель Q. Косарев

Редактор Г. Ус. Техред О.неце Корректор В. Прохненко

Заказ 9874/41 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СС Р

-по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4