Импульсный вариатор скорости

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСХОИУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<щ983355

/

Р (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.04.79 (21) 2792051/25-28 с присоединением заявки Йо(23) Приоритет

Опубликовано 23.1282. Бюллетень й947 рц g> з

Р 16 Н 29/04

Р 16 Н-3/50

Государственный комитет

СССРпо делам изобретений и открытий (53) УДХ 621. 833. 6 (088. 8) Дата опубликования описания 23. 12. 82 (72) Авторы изобретения

В.Ф. Дзюба, Б.Н. Бирюков и В.Л. Бесе (73) Заявитель

Одесский ордена Трудового Красного Зн политехнический институт (54) ИМПУЛЬСНЫЙ BAPHATOP СКОРОСТИ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для бесступенчатого регулирования скорости.

Известен импульсный вариатор скорости, содержащий корйус, установленные в нем на опорах выходной и входной валы, кинематически связанные с последним устройство регулирования скорости с водилом, ось Koiîðîãà описывает конусную поверхность относительно оси входного вала и моно« центрический преобразователь вращения, выполненный в виде конической забчатой передачи, включающей закрепленные на промежуточных коаксиальных валах секторные центральные колеса и взаимодействующие с ними и связанные в водилом секторные сателлиты, закрепленное на выходном валу коническое зубчатое колесо и взаимодействующие с ним два промежуточных конических колеса, каждое иэ которых, связано с промежуточными коаксиальными валами через муфты свободного хода (1) .

К недостатку этого варианта отно сится сложность его конструкции, обусловленная наличием коаксиальиы г валов и секторных центральных зубчатых колес и сателлитов.

Наиболее .близким к. изобретению но

5 . технической сущности является импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, установленные в нем на опорах соосные выходной и входной валы, кинематически связанные с последним 0,óñTðoéñòâî регулирования скорости с водилом, ось которого описывает конусную поверхность относительно оси входного вала, и моноцентричес- кий преобразователь движения с четырьмя муфтами свободного хода.

15 В известном вариаторе ноцентрический преобразователь движения выполнен в виде связанных через коничес. кую зубчатую передачу и муфты свободного хода двух коаксиальных промежу-, точных валов, из которых внутренний промежуточный вал имеет две соосные цапфы и шарнирно связанные с ними промежуточное кольцо, а наружный промежуточный вал имеет две ступени с закрепленными на них охватывающими промежуточное кольцо полукольцами с. соосными цапфами Водило выполнено в виде шатуна с закрепленным на его конце шарнирно связанным с цапфами полуколец ведущим кольцом, имеющим

983355 диаметрально противоположные цапфы, шарнирно связанные с промежуточным кольцом. Оси цапф полуколец и внутреннего промежуточного вала взаимно перпендикулярны, расположены наклонно симметрично к оси промежуточных валов и пересекаются с этой осью в точке, совпацающей обычным центром полуколец, промежуточного и ведущего колец и с вер:миной описываемой осью . водила конусной поверхностью (2). щ

К недостатку этого вариатора относится сложность его конструкции, обусловленная наличием промежуточных коаксиальыых валов и зубчатой передачи.

Целью изобретения является упрощение конструкции вариатора.

Поставленная цель достигается тем, что в нем водило выполнено в виде вилки с двумя диаметрально противоположными дуговыми стержнями, имеющи- 20 ми каждый в средней части проушину и на концах — цапфы, а моноцентрический преобразователь движения выполнен s виде установленного с возможностью вращения относительно связанной с хор 25 пусом оси кольца с двумя диаметрально противоположными цапфами, шарнирно "вязанными с соответствующими проушинами дуговых стержней, и четырех трехлучевых рычагов, каждый из кото- 30 рых концами шарнирно связан соответственно с одной из пар диаметрально противоположных цапф дуговых стержней и одйой из расположенных на выходном валу муфт свободного хода. 35

На чертеже схематично изображен импульсный вариатор скорости.

Устройство содержит корпус 1, установленные в нем на опорах соосные входной 2 и выходной 3 валы, устрой" 40 ство регулирования скорости, включающее связанный с входным валом 2 направляющий дугообразный стержень 4, взаимодействующий с ним ползун 5 и связанное с ним через рычаг 6 водило, которое выполнено в виде вилки 7 с двумя диаметрально противоположными .дуговыми стержнями 8 и 9, имеющими

s средней части проушины 10 и. 11 и на концах — цапфы 12-15, моноцентрический преобразователь движения, включающий установленные на выходном валу 3 четыре муфты свободного хода

16-19, установленное с возможностью вращения относительно связанной с корпусом оси 20 кольцо 21 с диаметрально противоположными цапфами 22 и 23, шарнирно связанными соответственно с проушинами 10 и ll, четыре трехлучевых рычага 24-27, иэ которых рычаг 24 шарнирно связан с цапфами 60

12 и 15 и через рычаг 28 с муфтой свободно хода 18, рычаг 25 шарнирно связан с цапфами 13 и 14 и через ры-. чаг 29 с муфтой свободйоЬо хода 19, рычаг 26 шарнирно связан с цапфами Я

13 и 14 и через рычаг 30 с муфтой свободного хода 17, а рычаг 27 шарнирно связан с цапфами 12 и 15 и через рычаг 31 с муфтой свободного хода 16.

Ось цапф 22 и 23, ось 20 и ось валов 2 и 3 взаимно перпендикулярны и пересекаются в точке, совпадающей с точкой пересечения осей цапф 12-15, оси водила и вершиной конусной по-верхностью, описываемой осью водила.

Эта точка является моноцентром преобразования движения.

Оси цапф 12-15 расположены в плоскости, перпендикулярной к оси водила, цапфы 12 и 15 соосны, цапфы 13 и 14 также соосны, оси цапф 12 и 13 взаимно перпендикулярны и наклонены к оси

20 под углом 45 . Геометриче< кие оси рычагов 24-27 наклонены к оси входного вала 2 под одинаковым углом и также пересекаются в моноцентре преобразователя.

Импульсный вариатор скорости работает следующим образом.

При равномерном вращении входного вала 2 и направляющего стержня 4 с ползуном 5 водило совершает качательное движение относительно двух взаимно перпендикулярных осей. При этом ось водила описывает относительно оси входного вала 2 конусную поверхность, вершина которой совпадает с моноцентром преобразователя вращения, а рычаги 24-27, благодаря их шарнирным связям с цапфами 12-15 связанных с водилом дуговых стержней 8 и 9, совершают качательные движения относительно двух взаимно перпендикулярных осей.

Качательные движения рычагов муфтами свободного хода преобразуются в однонаправленное непрерывное вращение выходного вала 3.

Регулирование скорости вращения выходного вала осуществляется путем перемещения ползуна 5 вдоль направляющего стержня 4 с помощью известного устройства (не показан).

Такое выполнение вариатора, позволяет значительно упростить его конструкцию и уменьшить габариты, а также получить высокую равномерность вращения выходного ваЛа;

Формула изобретения

Импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, установленные в нем на опорах соосные выходной, и входной валы, кинематически связанные с последним устройство регулирования скорости с водилом, ось которого описывает конусную поверхность относительно оси входного вала, и моноцентрический преобразователь движения с четырьмя муфтами свободного хода, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции вариатора, во983355

Составитель О. Косарев

Техред О.Неце Корректор Н. Буряк

Редактор Г. Ус

Заказ 9874/41 . Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушокая наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 дило выполнено в виде вилки с двумя диаметрально противоположными. дуговыми стержнями, имекщими каждый в средней части проушину и на концах - цапфы, а моноцентрический преобразова-. тель движения выполнен s виде установ-5 ленного с воэможностью вращения относительно связанной с корпусом оси кольца с двумя диаметрально противоположными цапфами, шарнирно связанными с соответствующими проушинами ду- 30 говых стержней, и четырех трехлучевых рычагов, каждый из которых

Ф концами шарнирно связан соответственнб с одной из пар диаметрально противоположных цапф дуговых стержней и ,одной иэ расположенных на выходном валу муфт свободного хода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе, 1. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2561196/28, кл. F 16 H 29/04, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2681249/28, кл. F 16 Н 29/04, 1978 °